Все про баню на татарском

Все про баню на татарском

1 баня

См. также в других словарях:

баня — См. здание дать баню, задать баню. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. баня байня, байна, банное заведение, мыльня, (в)лазня, паровая, парилка, сауна, термы, фуро, сэнто,… … Словарь синонимов

БАНЯ — БАНЯ, бани, жен. 1. Особо устроенное помещение, где моются и парятся. Пойти в баню. || только мн. Официальное название такого помещения, предназначенного для общественного пользования. Центральные бани. || только ед. Мытье в бане (разг.). До бани … Толковый словарь Ушакова

БАНЯ — БАНЯ, 1) в быту различают 2 основных типа бань: римскую и русскую. В римской бане используется сочетание сухого горячего воздуха (влажность 20 30%, t 50 60шC), поступающего в помещения бани по особым каналам из центральной печи (калорифера), и… … Современная энциклопедия

БАНЯ — БАНЯ, и, жен. 1. Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся. Истопить баню. Городская б. Финская б. (сауна). 2. Мытье людей (разг.). Устроить детям баню. • Задать баню кому (разг.) сильно разбранить. Кровавая баня (высок.)… … Толковый словарь Ожегова

БАНЯ — БАНЯ, баньки, см. банить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

баня — БАНЯ, и, ж.. 1. Жара, зной, духота, душное место. 2. (или горбачёвская баня). Винный магазин с большой очередью … Словарь русского арго

баня — и, ж. bain m. 1. об. мн. Минеральные источники, теплые воды. Сл. 18. См. также Бани. В Англии весьма много находится .. бань и вод, служащих .. для укрепления здоровья. Ипп. 1 84. ♦ Послать кого л. в баню. Ср. Envoyer qn au bain гнать в шею,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

баня — БАНЯ, сауна, устар. мыльня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

БАНЯ — Настоящего мужчину видно, даже когда он голый. Станислав Ежи Лец Только в бане имеет смысл менять шило на мыло. Юрий Мелихов Об одной грязной бане Диоген спросил: «А где мыться тем, кто мылся здесь?» По рассказу Диогена Лаэртского Моясь однажды в … Сводная энциклопедия афоризмов

Баня — Баня. Так называется помещение, предназначаемое для омовения всеготела теплой водой. Она всегда составляла одну из необходимыхпотребностей человека. Начало устройства бань следует искать на Востоке,в самой глубокой древности. Б. как средство для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Баня — Урбан, Урбана Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Источник статьи: http://translate.academic.ru/%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8F/ru/tt/

Татарская (булгарская) баня мунча

Избражение на заставке: Хаммам крымских татар. Литография. 1841 г.

У татар, проживающих на территории России, также как и у русского народа, издревле было два вида татарских бань, отличающихся друг от друга: бани общественные – хаммамы, и бани индивидуальные – домовые. Хаммамы строились по константинопольскому (византийскому) образцу, а индивидуальные бани мунча представляли собой рубленые клети, землянки или полуземлянки с каменками. Общественные бани татар Крыма ничем не отличались от обычных турецких бань. В столице потомков Чингизидов Золотой орды в Крымском ханстве – городе Бахчисарае в XVII веке было известно 4 бани «с прекрасной водой и воздухом». Об одной из них – большой бане Мухаммед Герай-хана с горячей водой с восторгом отзывался турецкий путешественник: «Это прекрасная баня под куполом, крытым рубиново-красной черепицей. В Крымской стране нет больше такой, построенной на красивом месте, замечательной бани. Бесподобны и вода, и воздух, и здание, и планировка. Сравнить с ней можно разве что баню Хайдер-паши в нашем Исламбуле… Эта баня с хорошим воздухом, подобная бане Абу Али Сины…. Весь пол здесь покрыт разнообразным неполированным мрамором. В 6-ти мыльных кабинетах над ваннами из шлифованного позолоченного (мрамора) цвета оникса и ржавчины — краны, отделанные золотом, и точно такие же тазы, как будто покрытые чистым золотом. Центральное возвышение — небольшое и восьмигранное. Фонтаны, находящиеся посреди его, выбрызгивают (воду) до самого купола, крытого хрустально чистым стеклом. Это возвышение по-хамелеоньи расписано, а у фонтана — отличная чаша. Там обученные мастера-банщики… Это мастера 10-15-ти лет, красавцы-черкесы и абхазы, грузины и русы, ляхи и московы» [Челеби Э., 1999].

Читайте также:  Баня в шахтинске рахат

В современном Бахчисарае сохранилась бани Сары Гюзель (Желтая Красавица), которые были сооружены в царствование Адил Сахиб Гирея в 1532 – 1533 годах. Первоначально бани были общественными, но затем были включены в комплекс Ханского дворца. Интересно, что бани Сары Гюзель работали без перерыва 400 лет до 1924 года, когда обветшавшая постройка была заброшена. Вероятно, это произошло из-за начала переселения коренных народов Крыма в рамках проводимой властью большевиков еврейской колонизации Крыма по спонсируемой американцами программе «Агро-Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee)[Мицель М., 2012].

Руины банной роскоши Золотой орды до сих пор сохранились в Поволжье. Одними из самых известных старинных татарских бань являются хаммамы древней столицы Булгарского улуса Золотой Орды – города Булгар. Булгар был основан в Х веке, а окончательно разрушен в 1431 году стародубским князем Федором Пестрым. Казанские татары почитают сохранившееся городище как святое место предков, считая себя потомками древних булгар. До 1917 года татары Поволжья называли себя «булгарами» [Воробьев Н.И., 1953]. В Булгаре сохранялись руины большого хаммама византийского образца постройки 40-х годов XIV века – «Белой палаты» (бани по-белому — ак мунча) и «ханских бань» – «Красной палаты». Эти бани отличались цветом штукатурки внутренних стен. «Белая палата» состояла из раздевальни, комнаты с холодной ванной, или бассейном, теплой комнаты для мытья и хозяйственных помещений. Здание было разрушено вместе с городом войсками московского князя Федора Васильевича Пестрова в 1431 году. Дальнейшему разрушению «Белых палат» способствовали местные крестьяне, проводившие рядом с руинами самостоятельные раскопки «в поисках кладов», добычу из земли «белого камня» – известняка, и использовавшие бассейны бани для обжига извести. В начале XIX века в «Белых палатах» крестьянами были устроены еще две деревенские бани-полуземлянки. Все это привело к разрушению памятника средневековой архитектуры [Смирнов А.П., 1951]. При раскопках в банях были обнаружены «подземные печи», остатки медного котла, сложная система цистерн и водопроводов, металлические водопроводные трубы диаметром 2-3 дюйма, гончарные дымогарные и канализационные трубы. Раскопки в 1880-х годах привели к окончательному обрушению остатков руин «Белой палаты».

Как и почти все древние народы, булгары почитали воду и ее богиню: «Су анасы» — хозяйку воды (русалку, водяную). Первые татарские домовые бани VIII – XIII веков, обнаруженные при раскопках, представляли собой курные землянки (баня по-черному – кара мунча). Бани такого типа встречались в Поволжье до XX века.

Средневековые татарские бани рубили из сосновых, липовых и осиновых бревен. В татарских банях того времени, судя по сохранившимся описаниям, каменка могла располагаться как у стены, так и в середине помещения. Также в парной были полки, как и в русской бане. Точно так же как и русские, татары пользовались в бане березовыми вениками. В татарском эпосе даже существует легенда чудесном исцелении дочери булгарского царя Туйбике в бане березовым веником [Бушков Р.А., 1993]. Бани по-черному у татар (булгар) схожи с русскими банями. Традиционные же деревенские татарские бани по-белому имеют некоторые отличия от русских бань, так как расчитаны на более длительное времяпрепровождение или даже сезонное прживание. Также татарская баня была традиционным местом встречи гостей: «сначала в баню, потом – за пироги», как говориться в татарской пословице. Такая баня могла не прятаться от взоров гостей и посторонних во дворе, а ставилась в саду на виду и тщательно украшалась: в яркие различные цвета раскрашивались наличники и обшитые углы бани. Над входом в баню устраивался двухскатный навес [Сухарев А.А., 1904]. Татарская баня могла быть расположена и перед домом – глухой стеной на улицу. Парились в татарской бане еженедельно. В отличие от русских бань, в татарские бани ходили с утра.

Внутри татарская баня имеет гораздо больше помещений, чем русская. Входящий в баню попадал в небольшой сенник, в глубине которого устраивалась комнатка с небольшим окном и нарами, на которых лежали тушаки и подушки. Эта комнатка для отдыха или летняя супружеская спальня, где можно было уединиться от детей. Далее шел собственно предбанник, в котором поставлены лавки, шест в качестве вешалки для одежды и кумганы для окачивания водой. Татары, в отличие от русских, окачиваются водой не в бане, а в предбаннике. В богатых банях устраивалась и отдельная моечная. Парная устроена точно так же как и в русской бане – каменка, лавка и полки для парения. Парились татары в «несносном жару» в положении стоя (1) в два веника. Для мытья татары использовали мало воды, а больше потели и после окачивались водой начисто. Везде в банях на окнах имелись занавески, а на лавках (даже в парной) были постелены лоскутные коврики – курпе. Татары в рамках ритуалов гостеприимства подавали в баню и кушания, чего никогда не делали в русских банях во время мытья и парения. Татарские женщины натирали в банях свое тело благовониями, запах которых смешивался с «банным духом», создавая неповторимый аромат татарской бани.

Источник статьи: http://dom.dacha-dom.ru/tatarskaya-banya.shtml

Идите в баню… турецкую: ​культура хамама в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о банной традиции, с которой многие россияне познакомились во время туров на анталийские курорты.

Традиции

Ни для кого не секрет, что культура тела начинается с чистоты помыслов и чистоты тела. В священном хадисе Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано, что чистота — это половина веры, поэтому хамамы в Османской империи имели такое же большое значение, как и мечети. Они были неотделимой частью архитектурного ансамбля мечеть—медресе—хамам—рынок, где проходила большая часть общественной жизни османов.

Слово «хамам», обладая сходным значением в турецком, арабском и иврите, переводится как «баня», «быть горячим» и «горячее место». Знаменитый турецкий путешественник Эвлийа Челеби, оставивший после себя подробнейшие описания тех мест, где он побывал, и который является бездонным источником вдохновения для множества отечественных и зарубежных исследователей, писал, что в XVII веке только в Стамбуле было 168 больших рыночных хамамов. К сожалению, из 237 хамамов Стамбула, построенных в период Османской империи, сегодня функционирует только 60.

Известно, что Фатих Султан Мехмет построил 19 рыночных хамамов, Рустем Паша — 32, а знаменитый мусульманский архитектор Мимар Синан оставил около 20 рыночных и частных хамамов.

Хамамы, наряду с выполнением чисто прикладной функции, имели огромное значение в жизни османского общества. Здесь матери приглядывались к будущим невесткам, женщины вели светские беседы, обсуждали последние городские и дворцовые новости и сплетни, которые порой перевирались по несколько раз, пока переходили от одного уха к другому. Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. В турецком языке до сих пор бытует присказка «быть обладателем ханского хамама», которая означает, что человек обладает большим состоянием и славой.

Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. Фото lib-art.com

Обычно хамам посещали в четверг вечером, чтобы на следующий день уже очищенным пойти на пятничную молитву. Перед праздником жертвоприношения хамамы были открыты до утра.

Кроме обычных, были еще и специальные дни посещения хамама, которые приурочены к особым датам, таким, как свадьба, рождение ребенка, окончание траура, религиозные обряды, уход и возвращение из армии и т.д. Все эти обычаи до сих пор сохранились во многих городах Анатолии.

Хамамы подразделялись на общественные и частные, на мужские и женские. Например, самыми знаменитыми женскими хамамами столицы Османской империи считались «Байезыд хамамы», «Хюррем Султан хамамы», «Чаал оглу хамамы» и «Чемберлиташ хамамы».

Изучаем язык хамама

Предками османских хамамов по праву считаются римские термы, однако у большинства людей хамамы ассоциируются с Турцией, и для популяризации и сохранения этой культуры турки, как и в давние времена, прилагают немало усилий. Так, в некоторых хамамах Стамбула и Анкары обязательным условием для персонала является владение османским языком.

Традиционно хамамы состоят из трех частей — это «джамегах» (место для переодевания), «соуклук» (место для высыхания, смены пештемаля — набедренной повязки) и «сыджаклык» (место, где собственно и происходило мытье). Предлагаю подробнее ознакомиться с языком хамама:

Хамам. Экспозиция. Фото arttravelblog.ru

  • «Джамегах» представлял собой широкую софу, разделенную на несколько частей, где люди переодевались и отдыхали после того, как обсохли в соуклук.
  • «Сыджаклык», в свою очередь, подразделялся на несколько частей:
  • «курна башы» — место, где все мылись по очереди,
  • «халвет» — закрытая ячейка для индивидуальной помывки,
  • «гёбек ташы» — небольшое мраморное возвышение, сделанное в виде многоугольника, обогреваемое снизу горячим воздухом, на котором люди лежали и согревались,
  • «джехеннем» — место под гёбек ташы, которое очень сильно нагревалось,
  • «кюлхан» — топка, которая находится под хамамом. Обычно в качестве растопки использовали дрова и косточки от оливок,
  • «тютеклик» — дымоход,
  • «теллак», или на османском «деллак» — человек растирающий, делающий кесе и массаж,
  • «кесе» — специальная мочалка, которой удалялась огрубевшая кожа.

Из глубины веков

Османский писатель Абдулазиз ибн Джемаледдин, живший во второй половине XIX — начале XX века, оставил после себя рукопись из 14 дафтаров под названием «Традиции, праздники и обычаи народов Османского государства», где дает очень интересные и ценные сведения о культуре хамама османов. Есть возможность ознакомиться с некоторыми частями этого уникального труда. Вот его описание частного хамама, который находился в одном из особняков Стамбула:

«В особняке находился специальный хамам, принадлежащий владельцу дома и его семье. Никто из других жителей особняка сюда не мог войти. Перед хамамом была просторная комната с большими стеклянными окнами, которая открывалась на прекрасный вид или на внутренний двор. За этой комнатой был соуклук с простой обивкой, где можно было переодеться и посидеть, завернувшись в полотенце. За ним находился вход в сам хамам. В хамаме были курна и душевая, отделанные мрамором. Также было отдельное место для совершения омовения. Место для омовения, соуклук и сам хамам имели высокий, стеклянный, куполообразный потолок. По меньшей мере, в хамаме было три курны. Каменные чаши на стенах были украшены мрамором и цветочным орнаментом. У каждой чаши был изящно украшенный желтый кран для горячей и холодной воды, который назывался «девебойну» (шея верблюда). Стены и купол украшены гипсовыми вставками и разноцветной плиткой».

По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Фото territa.ru

Не менее интересно описывает Абдулазиз Бей посещение хамама государственными служащими и представителями высшего общества:

«Многие государственные служащие среднего звена и уважаемые купцы, живущие в Дерсаадете (Врата счастья — старое название Стамбула, — прим. переводчика) несмотря на то, что имели хамамы у себя дома, посещали рыночные хамамы. Уважаемые господа из махалли тоже предпочитали мыться не у себя дома.… Те, кто посещал рыночные хамамы, либо приносили полотенце с собой, либо пользовались местным полотенцем. По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Все это помещалось в черную атласную сумку, которую прислуга заранее относила в хамам. Господина, который приходил чуть позже, встречали некоторые служащие хамама и провожали до кресла».

В самом хамаме уважаемых клиентов провожали до специальных комнат, помогали переодеться, предлагали выкурить трубку и наргиле или же выпить кофе. Затем приходил теллак и в течение получаса разминал колени и руки господина. Вот как описывает продолжение банного ритуала сам Абдулазиз бей:

«Тот же теллак одевал на ноги господина налын (специальные деревянные башмаки) и провожал его до халвета… Господина сажали на место приготовленной сернёбетом (служащий хамама), снимали башмаки и медленно начинали его растирать желтой пемзой, нажимая на колени. После того, как начинал проступать пот, теллак разводил в горячей воде белую глину из Алеппо, настоянную на цветочной воде, и намазывал эту смесь на голову, тело и ноги господина. Через четверть часа смесь смывалась и процедура повторялась. Далее теллак четыре-пять раз мыл голову господина мылом, затем хорошенько протирал его тело банной мочалкой кесе, а после наполнял таз горячей водой и, намылив другую мочалку, мыл все тело господина. Процедура повторялась два раза».

После того, как процедура мытья была закончена, господин менял свой пештемаль, его заворачивали в полотенца и провожали в соуклук. На тарелке подносили четыре-пять сладких яблок и нож. Сейчас предлагают различные прохладительные напитки и чай. Автор этой статьи настоятельно рекомендует попробовать после банной процедуры напиток под названием «атом» — это смесь айрана и яблочной или лимонной газированной минеральной воды. После того, как господин покидал хамам, смотритель его особняка оплачивал стоимость хамама и оставлял чаевые для смотрителя хамама, сернёбета, теллака и других.

Источник статьи: http://realnoevremya.ru/articles/58680-kultura-hamama-v-osmanskoy-imperii

Читайте также:  Печи для бань шаркан
Оцените статью
Про баню