Случай в бане.
Все мои знакомые и друзья знают как я люблю баню! Когда я жила еще с первым мужем, мы с дочерью изредка ездили в сауну на турбазу, принадлежащую мужу и его друзьям. В остальное время довольствовались душевой кабиной в квартире. Своей бани у нас не было.
А вот у каждого брата мужа была баня, поскольку они живут в частных домах. Их жены часто приглашали меня попариться и поболтать о жизни. До сих пор, когда я приезжаю на малую родину, они зовут меня к себе в гости и непременно топят баньку.
Когда мы жили в поселке, то каждую субботу ходили в баню к соседям. Наша семья состояла из одних женщин, поэтому своей бани построить мы не могли.
У нас по субботам был целый ритуал. С утра мы занимались «генеральной» уборкой в доме, меняли постельное белье, топили баню. А пока она выстаивалась, готовили морс или размешивали в графине варенье, чтобы было потом чем поить обезвоженный организм.
Не помню вообще никаких проблем, мы ходили в соседскую баню как в свою. Носили воду, дрова из нашего дровянника, топили печь и мылись. А хозяева потом подкидывали еще дровишек, прогревая баню до нужной температуры и тоже шли париться.
Причем, я помню, что мы всегда ходили мыться первыми, в сухую баню, по «первому пару», мама очень любила париться веником. Возможно, так происходило потому, что наша маленькая семья мылась пораньше, а хозяева шли в баню ближе к ночи, переделав кучу дел. У них был огромный огород и полный сарай скота: корова, поросята.
Уходя из бани, мама всегда мыла полки и тазы с мылом и подметала опавшие с веника листья. Я сейчас понимаю, ведь ни у кого не было никакой брезгливости и никакой боязни подхватить что-нибудь. Об этом даже не думали, ни мы, ни хозяева.
Обычно, бани на Урале строят из бревна, с холодным и теплым предбанниками и моечной зоной. Парилка (парная) и моечная, как правило, совмещены. Топочная находится в теплом предбаннике, а печь с баком для нагрева воды в самой бане.
Есть и другие варианты. Баня родителей моей подруги, которые живут в деревне, устроена чуть по-другому, парилка в ней отделена от основной зоны дверью.
Бывала я и в бане, которая топится «по черному». Обогрев помещения осуществляется топкой, а поскольку трубы нет, то дым уходит через маленькие окошечки, отверстия в крыше или приоткрытую дверь. От этого стены и потолок бани становятся закопченными. Мыться в ней мне не доставило особого удовольствия, одно неловкое движение-и ты обязательно перемажешься черной сажей.
Один поход в баню к родственникам я запомнила на всю жизнь. Теплым летним вечерком мы сидели с дочерью, подругой и хозяйкой (женой моего деверя) в жарко натопленной баньке. Парились, мылись и болтали о том, о сем.
Вдруг раздался раскатистый грохот и баню затрясло на мгновение, нам показалось, что на крыше дерутся коты, размером с бегемота)) Ведь землетрясений у нас не бывает. Наспех накинув халаты, мы выскочили на улицу.
В огороде, аккурат возле бани, посреди грядок с капустой стояла помятая серая девятка. Из нее вывалился мужик, от него за версту разило алкоголем. С пассажирского сиденья выкарабкивалась молодая женщина с грудным ребенком на руках.
В это время к нам подбежал мой деверь, который услышал шум, находясь в доме. Он был очень зол и громко материл водилу девятки. И я его отлично понимаю: этот упырь, простите, пробил забор, протаранил поленницу дров, которая была сложена прямо за задней стеной бани, развалил ее, и остановился, пробороздив колесами несколько грядок.
Дом и огород деверя находился возле дороги, делавшей в этом месте небольшой поворот, в который и не вписался горе-водитель.
Мы с девчонками бросились к женщине с ребенком, которые оказались в порядке, но были очень напуганы. Как ей вообще хватило ума сесть в машину с пьяным водителем? Оказалось, это был ее муж.
Мы обязательно построим баньку на своем участке, я мечтаю очень-очень!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/vishera71/sluchai-v-bane-5d15f96846a97700ad32acf5
«Иди ты в баню». Что означает данное выражение? 5 интересных версий.
Приветствую всех любителей пара! Продолжаем нашу рубрику о выражениях связанных с баней) И в этой статье мы поговорим о выражении «Иди ты в баню!». Думаю, каждый живущий в России, произносил хоть раз эту фразу. Произносил ее и я, но вот точный смысл ее до сих пор не знаю.
Давайте разберемся с этим сообща . Я приведу все возможные варианты, а вы выберете тот, который считаете наиболее убедительный для Вас. Поехали!
Первое. Начнем с истории!
Надеюсь все знают, что баню раньше считали местом, где обитают нечистые силы. Из-за этого существовали ограничения в посещении бани, такие как не ходить девушкам самостоятельно или не ходит после полуночи. Наш народ с давних времен всегда считал, что в бане есть свой дух, банник. И он любит приглашать в гости нечистую силу.
По этой версии, когда человека посылают в баню, его посылают к черту или другим демонам.
Вторая версия. Литературная версия.
Думаю все знают, кто такие братья Стругацкие. Их произведения читают во всем мире, и их можно отнести к культовым личностям нашего литературного мира. Так вот в 60е годы ими было написано произведение «Понедельник начинается с субботы», в котором часто упоминается фраза «Иди ты в баню» . Данное произведение имело огромный успех, и возможно стало толчком для выхода этой фразы в массы.
Не спорю, что фраза была придумана народом до них, но вероятность того, что именно они запустили эту фразу в народ очень высока.
Третья. Коротко и по делу.
По этой версии фразу говорят тем, кому следует следить за языком. И подразумевают под походом в баню, вымыть рот мылом или очистить разговор от грязных слов. Может выразился не точно, но думаю смысл все поняли))
Четвертая. Одесса- мама.
Есть версия связанная с этим городом, а вернее с одной из бань этого города, баня Исаковича. Баня была хороша и обслуживанием и ценой, но находилась она в очень нелюдном месте, и знали про нее далеко не многие. Поэтому сторожили и советовали всем идти именно в эту баня и звучала она как «Иди в баню Исаковича» и указывали направление.
Как видим не все версии были с целью послать куда подальше! Эта версия имеет добрые намерения)
Ну и пятая. Самая простая.
Иди в баню по ней говорят человеку, который очень не приятен. Ну и шлют его в баню с намеком на гигиену.
Вот такие есть версии происхождения данного выражения, предлагаю Вам выбрать наиболее убедительный вариант. Свое мнение напишите в комментарии! Это дело одной минуты) надеюсь на Вашу активность))
Если Вы любите Баню!
Если Вы не видите жизни без Бани!
то обязательно подпишитесь на наш канал о Бане!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/idi-ty-v-baniu-chto-oznachaet-dannoe-vyrajenie-5-interesnyh-versii-5cfd23dfaf7e3300afe02097
«Пошёл в баню!»: что на самом деле означает это русское ругательство
Казалось бы, баня – что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня – это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы – все это напрямую связано с баней.
Языческое святилище
Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии – огонь, вода, земля и воздух – является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.
Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.
Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов.
Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:
Нельзя мыться одному, кто так делает – тот колдун или ведьма.
Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя.
В баню иконы не вносят.
Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне.
Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу.
Запрещено строить дом на месте бани.
Нельзя мыться в банях по ночам.
Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище.
Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.
Кто такой банник?
Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине – овинник, то в бане – банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.
Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.
Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.
Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.
Отравления угарным газом
Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII – XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.
Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы.
Характерный признак отравления угарным газом – румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.
Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.
Рождение ребенка
Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.
После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.
Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным.
А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.
Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.
Казни и убийства
Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга – князя Игоря Рюриковича.
Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе – сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.
Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».
Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.
Жертвоприношения
Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.
Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.
Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам.
В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/russian7/poshel-v-baniu-chto-na-samom-dele-oznachaet-eto-russkoe-rugatelstvo-5d4dc865dfdd2500ad43894e