- Народные приметы о бане – 18 поверий связанных с баней
- Поверья и приметы о бане
- Банные приметы и поверья
- Что творилось в банях на Руси — рассадник разврата. Омерзительно по мнению многих людей.
- Банник и другая нечистая сила: почему нельзя ночевать в бане
- Царство воды
- Банник добрый или злой?
- Когда в баню приходят мыться божества
- Соблюдайте тишину в бане!
- Почему же в бане нельзя спать?
- Банник — Банный домовой
Народные приметы о бане – 18 поверий связанных с баней
Поверья и приметы о бане
Какие дни недели идеально подходят для банных процедур. К чему в бане разламывается или падает мыло. Зачем обтираться носовым платком…
Буквально несколько десятилетий назад баню посещали все, дабы очистить тело и душу. Особо важно было очиститься перед каким-то знаменательным событием. Сейчас же поход в баню – это редкость, но все же есть люди, которые обязательно ходят париться.
Банные приметы и поверья
- Находиться в бане после полуночи и до рассвета нельзя, так как в это время там находится нечисть.
2. Идеальные дни для процедур – это второй, четвертый и шестой день недели.
3. В понедельник можно париться, но мыть волосы нежелательно в бане, иначе, согласно приметам, можно остаться без шевелюры.
4. В праздничные дни запрещено посещать заведение, так как именно там прячется вся нечистая сила.
5. Первыми всегда занимают помещение мужчины, после них наступает очередь представительниц прекрасного пола, а уже после женщин моются детишки. Больше трех посещений в один день не допускается, так как пропаривать баню можно лишь три раза, согласно приметам.
6. После процедуры веник оставляется в тазике с водой, дабы здоровье прибавилось.
7. Обтираться первый раз следует новым носовым платком, чтобы снять себя негатив. После этого платок следует сжечь.
8. Чтобы хозяин заведения был благосклонен к посетителям, раз в месяц в угол нужно положить новое ароматное мыло, согласно приметам.
9. Плевать на камни строго запрещено, иначе это может повлечь за собой удушье.
10. При наличии каких-то серьезных болезней хозяину нужно подносить сахар во время посещения, чтобы он помог избавиться от недугов.
11. Если во время процедуры мыло разломилось пополам, значит, состоится конфликт со второй половинкой, а если упало на пол, то это сулит проблемы на работе.
12. Спиртные напитки распивать, а также приходить в состоянии алкогольного опьянения нельзя, иначе появятся новые болезни.
13. Если вдруг после процедур куда-то исчезли личные вещи, значит, хозяин разозлился на человека и спрятал их.
14. Входя в помещение, нужно стучать в двери и спрашивать позволения попариться.
15. Если вместо мужчин первыми пойдут дамы, то хозяин может наслать беды и болезни на посетительниц.
16. Ругаться и повышать голос в бане – плохая примета, предвещающая несчастья, безденежье.
17. Ходить в парилку с дурными намерениями и в плохом расположении духа запрещено, иначе можно навлечь на себя несчастья.
18. Пользоваться одним мылом с малознакомыми или больными людьми – дурной знак. С помощью мыла болезни передаются от одного человека другому.
В бане можно очиститься от грехов, снять сглаз и порчу, сделать приворот и многое другое, ведь это место имеет сильную энергетику.
Источник статьи: http://s-zametki.ru/narodnye-primety-o-bane-18-poverij-svyazannyh-s-banej.html
Что творилось в банях на Руси — рассадник разврата. Омерзительно по мнению многих людей.
Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.
Бани сельские и городские
На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.
Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.
«Рассадники разврата»
Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.
В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе».
«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».
Шок для иноземцев
С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.
Устав Екатерины II
Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.
Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.
Источник статьи: http://derzhava.mirtesen.ru/blog/43927303808/CHto-tvorilos-v-banyah-na-Rusi-rassadnik-razvrata-Omerzitelno-po
Банник и другая нечистая сила: почему нельзя ночевать в бане
Баня — одно из самых сильных и загадочных мест, люди издревле уважали это помещение и его хозяина — банника. С баней связано много поверий и примет, а самое важно из них гласит, что в помещении бани ни в коем случае нельзя оставаться на ночь и вообще лучше не появляться здесь в темное время суток. Почему? И чем это может грозить смельчаку?
Царство воды
Баня — это настоящее водное царство, здесь вода может быть представлена во всех своих видах. Ведь в бане присутствуют и просто вода, и пар, и даже лед может здесь появляться.
В старину верили, что в этом месте сходятся вместе стихии — здесь бок о бок соседствуют огонь, вода, земля и воздух. А еще баня считалась настоящим перекрестком миров смерти и жизни. Конечно, такое место не могло не нести в себе сильнейшей энергетики.
Банник добрый или злой?
Изначально, когда банник только появился в мировоззрении славян, этот дух бани не был злым и никак не вредил простому народу.
А вот воспринимать банника как злобное, сварливое и недружелюбное существо стали тогда, когда в жизнь славян вошло христианство. Люди стали верить, что банник совсем не добрый, ведь живет он и охраняет такое мистическое место, в котором встречаются два мира — мертвый и живой. Наши предки вообще считали, что в бане человек находится одной ногой в мире людей, а другой — в мире духов.
А самое любимое место банника — порог. Часто ведь вы слышали, что на пороге стоять не рекомендуется, да и деньги предавать через порог нежелательно. Все потому, что там сидит недобрый дух, которому может не понравиться вторжение в его пространство, и он навредит побеспокоившим его людям.
Банник охраняет все пространство бани, а следовательно, и пространство, где один мир переходит в другой. Время, предназначенное для этого существа, — ночь. Именно ночью он обретает особую силу и становится могущественным.
Чтобы не навлечь на себя неприятности и не разгневать хозяина бани, ночью вообще не стоит заходить в это помещение, не говоря уже о том, чтобы остаться там на ночлег.
Когда в баню приходят мыться божества
Баня — место, где человек очищает свое тело. Но не только люди мылись здесь. Наши предки были полностью уверены в том, что в баню приходят попариться и языческие божества в полном составе. Они используют ночное время для своих омовений. А возглавляет банные хлопоты сам главный банный дух — банник.
Люди всегда оставляли все обереги за пределами бани. Когда Русь приняла христианство, все атрибуты этой религии также не надевали, когда шли мыться. Таким образом человек показывал, что он снимает с себя все другие верования и убеждения и полностью отдается во власть языческого божества, которому доверяет свою жизнь и здоровье.
Из-за того что баня так тесно связана с народными поверьями и языческими верованиями, в этом помещении никогда не вешали икон, крестов и другой атрибутики христианской религии. Она так и осталась местом посещения языческих духов, в которой хозяйствует привередливый банник.
Соблюдайте тишину в бане!
В старину в бане никто не устраивал посиделок, а уж тем более с алкогольными напитками. Там не пели песен, не говорили громко, а занимались, собственно, только тем, для чего баня и была предназначена, — мылись. Чтобы не разгневать банника шумом, люди вели себя тихо и уважительно по отношению к хозяину этого важного и таинственного места.
Правда, встречались такие смелые и крайне любопытные девушки, которые могли прийти в баню ночью. Так как это место имеет огромную силу, молодые славянки устраивали здесь гадания, чтобы узнать, кто будет их мужем. Решались на это только самые смелые.
Некоторые ведуньи приходили в это место, где обитают потусторонние силы, чтобы проводить свои обряды и гадания. Но простые люди все же старались ночью обходить бани стороной, дабы не нарушить покой банника и пришедших сюда мыться языческих божеств.
Почему же в бане нельзя спать?
Помимо языческих суеверий и народных примет существуют научные обоснования того, что в бане спать не стоит. Это место, где всегда наблюдается высокая температура воздуха, что увеличивает в разы нагрузку на сердце. Кровь движется в теле сильнее, чем в обычном состоянии, и сердце работает усиленней.
В малых количествах такая встряска для важного органа полезна, если, конечно, у человека нет медицинских противопоказаний для таких процедур. Но если злоупотреблять этим, то можно добиться не улучшения здоровья, а нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Вот почему в бане нельзя спать и находиться длительное время. Всю ночь ваше сердце будет работать в бешеном режиме, и этим вы только навредите своему организму.
Жар в бане появляется при помощи печи, продуктом работы которой неизменно является угарный газ. Выделяется он, конечно, в небольшом количестве, и, если человек сидит в бане недолго, он этого даже не заметит. Но вот если ему придет в голову заснуть в бане и провести там ночь, то вполне может произойти отравление угарным газом. Ну а кроме того, кислорода в бане мало, и ночевка здесь может привести к совсем печальным последствиям.
Источник статьи: http://fb.ru/post/mysticism/2019/8/7/126447
Банник — Банный домовой
Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта, или банника. Откуда произошло такое верование?
В этой статье поговорим о русских преданиях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.
Но обо всем по порядку.
Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.
Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.
Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».
Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.
Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани — баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.
Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название — «лазня» (от слова «лазать»). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.
Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.
Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.
Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.
Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком.
Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти — отравить угарным газом.
Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.
Банные духи рисовались как существа крайне опасные — куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами – кикиморами, русалками, овинниками и прочими – не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается.
Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.
Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.
Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.
Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше — дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.
Нательные кресты часто были как раз из металла – серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют — тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.
Были способы банника задобрить. Первый – принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй – взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд – аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.
Третий способ договориться с банником — не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе.
На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть — и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя — прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник – попариться.
Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).
Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.
Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.
Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.
Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.
Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.
На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, — это загадка, но в гадание верили.
Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.
Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Источник статьи: http://paranormal-news.ru/news/bannik_bannyj_domovoj/2011-10-31-3925