Меню

Выражение бане все равны

Выражение бане все равны

Эта поговорка возникла, судя по всему, вследствие старинного обычая совместного мытья в бане, не взирая на пол и сословные принадлежности.

«Стоглав» был против банного равноправия

Первым официальным документом, засвидетельствовавшим равные права моющихся в бане, был сборник решений Стоглавого собора 1551 года («Стоглав»), в котором с возмущением упоминалось о совместном, «без зазору», мытье псковских мужчин и женщин, а также иноков и инокинь. «Стоглав» запрещал подобный способ париться и мыться как богохульный.
Историки утверждают, что инициатором этого запрета был ни кто иной, как царь Иван Грозный, насмотревшийся банного «разврата» во время визита в Псков.

Долгая история запретов на общее посещение бань

Впоследствии на Руси неоднократно предпринимались попытки запретить совместное посещение бань мужчинами и женщинами, но все они касались общественных (или, как тогда их называли, торговых) мест парения и омовения – состоятельные люди ходили в бани для избранных, а практически каждая русская семья имела при доме свою собственную мыльню, куда чужаки, как правило, не допускались.
Менее чем через сто лет после запрета на общее омовение, исходившего от «Стоглава», аналогичное «вето» на совместную помывку наложили царским указом на Нижний Новгород, а в первой половине XVIII века Правительствующий Сенат своим указом распространил данный запрет «на Москву и ыные города» – предписывалось строить «особые», «разнополые» бани для «жонок и мужиков».
Российские историки пришли к выводу о том, что столь сравнительно частое запрещение банного полового равноправия на государственном уровне свидетельствует о формальном исполнении подобных указов. Тем более что, по мнению исследователя банной темы писателя Андрея Дачника, вопреки сложившемуся предубеждению, у россиян не было в традиции предаваться половому распутству в общих мыльнях.

Екатерина пошла на поводу у Запада?

Согласно Уставу благочиния, подписанного Екатериной II в конце XVIII века, банное равноправие полов в очередной раз запрещалось, причем в документе специально оговаривался возраст разнополых детей, которым разрешалось мыться среди представителей (представительниц) противоположного пола – это должны были быть мальчики и девочки до 7 лет. По этому Указу предписывалось возводить отдельные торговые (общественные) бани для мужчин и женщин.
Считается, что императрица, водившая тесные контакты с западными знаменитостями и переписывавшаяся с Денни Дидро и Вольтером, хотела таким образом продемонстрировать Европе цивилизованность России.
Между тем, из «банных» наблюдений, оставленных иностранцами после посещения нашей страны, вовсе не следует, что при совместном омовении мужчин и женщин между ними происходили какие-либо развратные вещи. К примеру, из мемуаров, написанных бароном Августином Майербергом (он был одним из зарубежных послов при царе Алексее Михайловиче) в XVII веке, следует, что в общественных банях мужчины и женщины мылись отдельно, разделяемые специальной перегородкой, но вход в эти помещения был общим. Обнаженные разнополые парящиеся не стеснялись общаться и совместно окунаться после бани в реку, что и шокировало иностранца. Аналогичные воспоминания от русских банных процедур остались и у голландца Яна Стрюйса, которого также поразил данный способ мыться, по мнению иностранцев, провоцирующий «любострастие».
К слову, в так называемых Немецких слободах, которые существовали во многих крупных городах России в XVI – XVIII веках и населялись преимущественно иностранцами («немцами»), никакого банного равноправия не практиковалось – чужеземцы изначально строили общественные бани с учетом раздельного мытья.

Источник статьи: http://app.russian7.ru/post/207728

Выражение бане все равны

Эта поговорка возникла, судя по всему, вследствие старинного обычая совместного мытья в бане, не взирая на пол и сословные принадлежности.

Читайте также:  Как правильно установить дымоходную трубу в бане

«Стоглав» был против банного равноправия

Первым официальным документом, засвидетельствовавшим равные права моющихся в бане, был сборник решений Стоглавого собора 1551 года («Стоглав»), в котором с возмущением упоминалось о совместном, «без зазору», мытье псковских мужчин и женщин, а также иноков и инокинь. «Стоглав» запрещал подобный способ париться и мыться как богохульный.
Историки утверждают, что инициатором этого запрета был ни кто иной, как царь Иван Грозный, насмотревшийся банного «разврата» во время визита в Псков.

Долгая история запретов на общее посещение бань

Впоследствии на Руси неоднократно предпринимались попытки запретить совместное посещение бань мужчинами и женщинами, но все они касались общественных (или, как тогда их называли, торговых) мест парения и омовения – состоятельные люди ходили в бани для избранных, а практически каждая русская семья имела при доме свою собственную мыльню, куда чужаки, как правило, не допускались.
Менее чем через сто лет после запрета на общее омовение, исходившего от «Стоглава», аналогичное «вето» на совместную помывку наложили царским указом на Нижний Новгород, а в первой половине XVIII века Правительствующий Сенат своим указом распространил данный запрет «на Москву и ыные города» – предписывалось строить «особые», «разнополые» бани для «жонок и мужиков».
Российские историки пришли к выводу о том, что столь сравнительно частое запрещение банного полового равноправия на государственном уровне свидетельствует о формальном исполнении подобных указов. Тем более что, по мнению исследователя банной темы писателя Андрея Дачника, вопреки сложившемуся предубеждению, у россиян не было в традиции предаваться половому распутству в общих мыльнях.

Екатерина пошла на поводу у Запада?

Согласно Уставу благочиния, подписанного Екатериной II в конце XVIII века, банное равноправие полов в очередной раз запрещалось, причем в документе специально оговаривался возраст разнополых детей, которым разрешалось мыться среди представителей (представительниц) противоположного пола – это должны были быть мальчики и девочки до 7 лет. По этому Указу предписывалось возводить отдельные торговые (общественные) бани для мужчин и женщин.
Считается, что императрица, водившая тесные контакты с западными знаменитостями и переписывавшаяся с Денни Дидро и Вольтером, хотела таким образом продемонстрировать Европе цивилизованность России.
Между тем, из «банных» наблюдений, оставленных иностранцами после посещения нашей страны, вовсе не следует, что при совместном омовении мужчин и женщин между ними происходили какие-либо развратные вещи. К примеру, из мемуаров, написанных бароном Августином Майербергом (он был одним из зарубежных послов при царе Алексее Михайловиче) в XVII веке, следует, что в общественных банях мужчины и женщины мылись отдельно, разделяемые специальной перегородкой, но вход в эти помещения был общим. Обнаженные разнополые парящиеся не стеснялись общаться и совместно окунаться после бани в реку, что и шокировало иностранца. Аналогичные воспоминания от русских банных процедур остались и у голландца Яна Стрюйса, которого также поразил данный способ мыться, по мнению иностранцев, провоцирующий «любострастие».
К слову, в так называемых Немецких слободах, которые существовали во многих крупных городах России в XVI – XVIII веках и населялись преимущественно иностранцами («немцами»), никакого банного равноправия не практиковалось – чужеземцы изначально строили общественные бани с учетом раздельного мытья.

Источник статьи: http://russian7.ru/post/pochemu-govoryat-chto-v-russkoy-bane-vse-r/

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ ПРО БАНЮ

Для русского народа издревле посещение бани было не просто способом помыться. Это целый ритуал, который совершенствовался из столетия в столетие. Вполне естественно, что в народном творчестве этому уделено немало внимания.

Читайте также:  Хама угы буряад дуун

Поговорки о бане, как и пословицы о бане занимают достойное место в фольклоре. Постепенно банная тематика проникла и в разговорную речь — «держать в черном теле», «намылить шею», «пристал как банный лист» и т.д.

ВЕНИК

  • В бане веник дороже денег.
  • Без веника баня не парит, а пар не жарит.
  • Банный веник — главный лекарь.
  • Банный веник дороже денег.
  • Банный веник душу тешит да тело нежит.
  • Баня без веника — что стол без соли.
  • Веник в бане — всем начальник, всему голова.
  • Веник — банный командир, всех побил и царю не спустил.
  • Веник мал, да удал — всем порку задал.
  • Веник в бане господин, или набольший.
  • Баня без веника — что клумба без цветов.

ПРОЧИЕ

  • После бани последние портянки продай, но пива выпей.
  • В бане все равны.
  • Продай исподнее, но после бани выпей — это высказывание приписывают Петру I.
  • В бане генералов нет.
  • С пылу, с жару, с банного пожару;
  • Добра та речь, где про баньку да печь;
  • Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.
  • На пару да баньке сорок болезней выходит.
  • Жар костей не ломит.
  • Коли б не баня, все бы мы пропали.
  • Без бани бурлак пропал.
  • Помни день субботний: иди в баню.
  • Баня не заговенье, на нее нет запрета.
  • Как с гуся вода, приговаривают окачивая.
  • С гуся вода, с тебя худоба.
  • Задать кому баню, высечь.
  • Дам баню, что до новых веников не забудешь.
  • Не поминай бани: есть веники и про тебя.
  • Намылить шею; устроить баню.

Агитировать за русскую баню нет необходимости, во все времена люди оздоровляли в бане и душу и тело.

Парьтесь с веничком, помогающим от всех хвороб березовым или противовоспалительным дубовым, липовым, пихтовым или можжевеловым. Хоть и стара эта традиция, но с годами она только молодеет.

Поскольку согласно поговорке: «Который день паришься, тот день не старишься!»

«Баня – мать вторая: кости распарит, все дело поправит!» — кому на Руси придет в голову спорить с этой, принявшей форму поговорки, истиной.

Пословицы про баню, поговорки про баню :

БАНЯ

  • В бане помылся, что омолодился.
  • Баня — мать вторая!
  • Тело парит, здоровье дарит!
  • Баня парит, баня правит.
  • Пристал, как банный лист.
  • В бане шайками закидают.
  • Кто про что, а вшивый — про баню.
  • В баню ходить — тело мыть, а не водку пить.
  • Баню приготовить — что музыкальный инструмент настроить!
  • В который день паришься, в тот день не старишься.
  • Вылечился Ваня — помогла ему баня.
  • Баня любую болезнь из тела гонит.
  • Помылся в бане — как сто пудов с себя снял.
  • В бане помылся — заново родился.
  • Баня все грехи смоет, шайка сполоснет;
  • Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься — не ожгись, поддавай — не опались, с полка не свались;
  • Хорошая баня, лучше сытного обеда.
  • Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.
  • Баня все грехи смоет.

ПАР, ПАРЕНИЕ

  • Баня без пара — что щи без навара.
  • В бане кости распаришь — тело исправишь.
  • Дух парной, дух святой.
  • Хороший парок, сладок как медок.
  • Душистый пар не только тело, но и душу лечит.
  • В бане парок и ладит, и гладит.
  • Жаркий пар любой недуг исцелит.
  • Поддай парок да лезь на полок.
Читайте также:  Когда заготавливают травы для бани

ФИНСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ КУПЕЛИ, ДЖАКУЗИ, БОЧКИ ДЛЯ КУПАНИЯ

Источник статьи: http://www.finnspa365.eu/page_36/

Выражение бане все равны

Эта поговорка возникла, судя по всему, вследствие старинного обычая совместного мытья в бане, не взирая на пол и сословные принадлежности.

«Стоглав» был против банного равноправия

Первым официальным документом, засвидетельствовавшим равные права моющихся в бане, был сборник решений Стоглавого собора 1551 года («Стоглав»), в котором с возмущением упоминалось о совместном, «без зазору», мытье псковских мужчин и женщин, а также иноков и инокинь. «Стоглав» запрещал подобный способ париться и мыться как богохульный.
Историки утверждают, что инициатором этого запрета был ни кто иной, как царь Иван Грозный, насмотревшийся банного «разврата» во время визита в Псков.

Долгая история запретов на общее посещение бань

Впоследствии на Руси неоднократно предпринимались попытки запретить совместное посещение бань мужчинами и женщинами, но все они касались общественных (или, как тогда их называли, торговых) мест парения и омовения – состоятельные люди ходили в бани для избранных, а практически каждая русская семья имела при доме свою собственную мыльню, куда чужаки, как правило, не допускались.
Менее чем через сто лет после запрета на общее омовение, исходившего от «Стоглава», аналогичное «вето» на совместную помывку наложили царским указом на Нижний Новгород, а в первой половине XVIII века Правительствующий Сенат своим указом распространил данный запрет «на Москву и ыные города» – предписывалось строить «особые», «разнополые» бани для «жонок и мужиков».
Российские историки пришли к выводу о том, что столь сравнительно частое запрещение банного полового равноправия на государственном уровне свидетельствует о формальном исполнении подобных указов. Тем более что, по мнению исследователя банной темы писателя Андрея Дачника, вопреки сложившемуся предубеждению, у россиян не было в традиции предаваться половому распутству в общих мыльнях.

Екатерина пошла на поводу у Запада?

Согласно Уставу благочиния, подписанного Екатериной II в конце XVIII века, банное равноправие полов в очередной раз запрещалось, причем в документе специально оговаривался возраст разнополых детей, которым разрешалось мыться среди представителей (представительниц) противоположного пола – это должны были быть мальчики и девочки до 7 лет. По этому Указу предписывалось возводить отдельные торговые (общественные) бани для мужчин и женщин.
Считается, что императрица, водившая тесные контакты с западными знаменитостями и переписывавшаяся с Денни Дидро и Вольтером, хотела таким образом продемонстрировать Европе цивилизованность России.
Между тем, из «банных» наблюдений, оставленных иностранцами после посещения нашей страны, вовсе не следует, что при совместном омовении мужчин и женщин между ними происходили какие-либо развратные вещи. К примеру, из мемуаров, написанных бароном Августином Майербергом (он был одним из зарубежных послов при царе Алексее Михайловиче) в XVII веке, следует, что в общественных банях мужчины и женщины мылись отдельно, разделяемые специальной перегородкой, но вход в эти помещения был общим. Обнаженные разнополые парящиеся не стеснялись общаться и совместно окунаться после бани в реку, что и шокировало иностранца. Аналогичные воспоминания от русских банных процедур остались и у голландца Яна Стрюйса, которого также поразил данный способ мыться, по мнению иностранцев, провоцирующий «любострастие».
К слову, в так называемых Немецких слободах, которые существовали во многих крупных городах России в XVI – XVIII веках и населялись преимущественно иностранцами («немцами»), никакого банного равноправия не практиковалось – чужеземцы изначально строили общественные бани с учетом раздельного мытья.

Источник статьи: http://russian7.ru/post/v-russkoy-bane-vse-ravny-chto-oznachaet-ye/

Adblock
detector