Общественная баня шейха Бахои в Исфахане.
Исфахан один из наиболее популярных туристических городов Ирана, в нем много исторических и архитектурных достопримечательностей. В этой статье мы хотим рассказать об известнейшей древней общественной бане, построенной шейхом Бахои во времена Сефевидов. Тайна нагрева воды этой бани, сделали ее самой отличительной и знаменитой.
Баня была построена в 1025 году по лунному календарю по приказу шаха Аббаса Первого под началом шейха Бахои. Шейх Бахои являлся одним из величайших ученых своего времени и хорошо разбирался в таких науках как философия, логика и математика, по документальным источникам после него осталось около 88 книг и трактатов. Также он известен как талантливый архитектор и некоторые из архитектурных памятников эпохи Сефевидов являются плодами его деятельности. Эта баня состоит из нескольких частей, у каждой из которых своя роль, и план ее топки и различных водохранилищ и бассейнов придает ей оригинальность и исключительность.
В ней можно увидеть по два мужских и женских отделения, внутри них по несколько бассейнов с холодной и горячей водой. В целом строение этой бани схоже с другими иранскими банями, но устройство ее отопительного котла и способ нагрева воды имеют отличительные особенности. В системе обогрева использован такой способ, который со стороны законов физики и химии очень необычен и интересен. Секрет бани шейха Бахои заключается в том, что вода в водохранилищах нагревалась от одной свечи, пламя которой должно было поддерживаться постоянно. В настоящее время эта система обогрева не работает, по причине того, что какая-то часть ее вышла из строя.
Для того чтобы раскрыть секрет устройства ее обогрева было проведено множество исследований, во время которых ученые столкнулись с одной системой керамических труб под зданием бани. Эта система склонила ученых к мнению, что такие газы как метан и оксиды серы естественным образом тянулись в сторону фитиля этой свечи и поддерживали ее пламя. Газы же эти образовывались от собранных отходов и нечистот города. Сегодня в развитых странах отходы используют для получения так называемого «биогаза». Но секрет шейха Бахои до сих пор остается разгаданным неполностью. Один из изобретателей Машхада спроектировал баню наподобие бани шейха Бахои, и в результате пришел к выводу, что в системе обогрева шейх использовал золото, как наиболее теплопроводящий металл, что позволило пламени всего лишь одной свечи дать такую большую энергию, чтобы обогреть целую баню. Баня относится к культурному наследию Исфахана и в настоящее время функционирует как музей.
Источник статьи: http://iransegodnya.ru/post/view/3135
Иранская баня: место встречи изменить нельзя
В прошлом бани или хаммамы в Иране были не только местом для купания и мытья. У них была важная социальная функция, объединявшая людей, которые собирались в этих местах каждую неделю.
Это было место, где люди говорили друг с другом о своей повседневной жизни, обменивались шутками и делились новостями. В иранских городах все еще имеются бани, но они больше не выполняют своей прежней социальной функции, так как большинство людей имеют у себя дома ванные комнаты благодаря распространению современного образа жизни.
Персидская литература полна пословиц, рассказов и народных историй о банях, которые указывают на важность этого места в прошлом.
Бани также были известны как места сбора для женщин, где они могли встречаться друг с другом и общаться долгими часами.
Как выглядят иранские бани?
Хаммамы, в основном располагаются вблизи базаров, которые считались общественным местом. Они освещаются прямоугольными отверстиями в крыше и масляными лампами, обладая общей для всех архитектурой.
Если войти в баню через коридор, вы попадаете в большую комнату, покрытую плиткой и убранную деревянными скамейками, которая называется “рахткан”.
Это пространство покрыто паласами и коврами, а посередине находится фонтан, возле которого посетители раздеваются и повязывают вокруг бедер набедренную повязку – гамуча.
В этом месте также пьют чай, курят сигареты и общаются друг с другом.
Перед тем, как пройти в следующую часть бани, называемую “гармхане” или парной, посетитель может найти несколько туалетных комнат.
Далее следует помещение, в котором пол покрыт мрамором или плиткой, в основном квадратной или восьмиугольной формы, а стены украшены изображениями героев традиционного иранского эпоса “Шахнаме”.
Хазине
В стародавние времена в центре иранского города располагался большой залитый водой бассейн, Хазине располагалась на большой печи с металлическим навершием, которое медленно подогревалось с помощью огня. Она вмещала одновременно десять человек.
Однако за последние десятилетия она был заменена душевыми из гигиенических соображений.
Даллак, массажист, который использовал специальную рукавицу, чтобы тереть ей тело клиента и отшелушивать старую кожу, время от времени плескал воду на горячую плитку, чтобы ополоснуть ею пол и наполнить помещение паром. Затем одну гамучу расстилали на полу, а из другой делали для него мягкое подголовье. После этого клиент ложился, и ему делали массаж.
Массажист разглаживал его подошвы и ладони с помощью пемзы (по-персидски «санг-е па» – «ножной камень»).
После этого наступал черед «сар-о-риш-тараши», во время которого клиенту обривали голову, стригли бороду и постригали ногти.
Высохнув после банных процедур, клиент брал одежду, одевался и покидал баню.
Бани для мужчин и женщин
В некоторых городах имелись отдельные бани для мужчин и женщин. Они обычно строились рядом друг с другом.
Также были бани, которые использовались мужчинами и женщинами в разное время суток.
Были также мужские и женские общественные бани, и на рассвете звучал особый длинный гудок, возвещавший, что баня была готова для посещения.
Мужчины приходили в баню с рассвета до 4 часов пополудни, а женщины могли пользоваться банями с этого времени и до захода солнца.
В некоторых случаях мужчинам выделялись пять дней в неделю, а женщинам – два.
Чтобы объявить о том, что баня открыта для мужчин, у входной двери вешали две старые набедренные повязки.
Особым знаком для женщин был толстый занавес, который висел перед дверью. Мужской вход в баню располагался на самой улице, а вход для женщин – в конце переулка.
Источник статьи: http://islamosfera.ru/iranskaya-banya-mesto-vstrechi-izmenit-nelzya/
Иранский женщины баня моет
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Хаммам — персидская баня
Те из читателей, кто побывал в Иране, наверняка посещали и исторические персидские хаммамы (бани), ныне превращенные в музеи. Особенно интересны они в Кашане, Ширазе и Кермане. И на этот раз мне хотелось бы подробнее рассказать о конструкции наших хаммамов и связанных с ними традициях. Обратите внимание, что по-персидски хаммам также называют «гармабе» (горячая вода).
Еще до появления Ислама, когда Иран был зороастрийским, чистота тела считалась очень важной с религиозной точки зрения. К примеру, во время специальных зороастрийских церемоний участники проводили особые омовения и одевали белые одежды — практически стерильные, редкость для тех времен. Также у зороастрийцев было принято перед молитвой умывать лицо и руки, в специально отведенных для этого местах. Такое омовение и место для него называли «падьяв». По мнению лингвистов, именно от слова «падьяв» происходит французское «pasio», то есть патио — дворик с фонтаном или небольшим бассейном посередине.
Разумеется, с принятием Ислама омовение стало играть еще более важную роль в социальной и религиозной жизни общества. Теперь место «падьявов» заняли «вузу-хане». У мусульман принято два вида омовения. «Вуду» («вузу») — более простой вариант, обязательный перед чтением намаза, то есть несколько раз в день. В этом случае омывают только лицо, руки до локтя, ноги до колен. Однако в определенных случаях мусульманам предписывается совершать «гусль» — полное омовение, с головы до ног, путем полного погружения в воду или мытья всех частей тела в определенном порядке. Гусль необходим после различного рода осквернений, тяжелой болезни, трудной дороги и т. п. Разумеется, на такое омовение требуется заметно больше времени, чем на «вуду».
Неудивительно, что большинство старинных хаммамов в Персии, которые мы видим сегодня, выстроены рядом с мечетями: например, бани Вакиль рядом с мечетью Вакиль (Шираз) или бани Гандж-Али-хана, неподалеку от мечети в одноименном комплексе в Кермане. Там верующие могли и провести нужное омовение, и прочитать молитвы.
Церемонии в хаммамахКультура иранских хаммамов постепенно распространилась и в Османской империи, встречалась и в некоторых частях Африки. Она тесно переплетена с иранской историей и за столетия стала неотъемлемой частью жизни иранцев. Неудивительно, что с ней связано множество церемоний. Так, посещение бани губернатором обставлялось со всей возможной пышностью и сопровождалось шествием. С такими же почестями встречали и главного муллу.
Красивая традиция связана со свадьбой (в Иране это торжество сопровождается множеством интересных обычаев). Хаммам «арендовали» в последний день, который девушка должна была провести в доме отца, и приводили туда невесту. Ее украшали, одевали и обязательно смазывали ее ладони и ступни хной на счастье — эту церемонию называют «ханабандан». Хну наносили на ладони и другие участницы. Сегодня принято лишь капать чуть-чуть хны на ладонь во время домашней церемонии – традиция заметно упростилась. Жених готовился в другом хаммаме: также мылся, причесывался, одевался и страшно волновался. 🙂
Хаммам был не просто баней, а местом, где люди встречались, общались, обменивались новостями. Для женщин он служил косметическим салоном и парикмахерской одновременно. Для мужчин там работали брадобреи. Врачи, по понятным причинам, предпочитали проводить такую лечебную процедуру, как кровопускание («хеджамат»), именно в хаммамах.
В иранских общественных банях происходили и знаковые политические события. К таковым относится убийство визиря (премьер-министра) при Насреддин-шахе, Амир-Кабира. Амир-Кабир (1807-1852) — видный политический деятель, в короткий срок провел важнейшие для страны реформы. Он привел в порядок хаотичную административную систему Ирана, открыл первый светский университет европейского типа, способствовал развитию международной торговли и сокращению влияния иностранных держав на дела Персии. Увы, поскольку его реформы заметно сузили полномочия властной элиты, Амир-Кабир нажил немало врагов при дворе. В результате заговора, с участием матери Насреддин-шаха, Амир-Кабира приговорили к смертной казни. Цирюльник вскрыл вены визирю — это произошло в хаммаме знаменитого сада Фин, в городе Кашан. Отмечу, что сегодня Амир-Кабира почитают как народного героя, лучшего политика времен Каджаров, и он очень любим в Иране.
Сегодня хаммамов, подобных старинным, практически не осталось. Появление водопровода и душа в каждом доме неизбежно должно было разрушить старинную культуру бань. Немногие имеющиеся в Тегеране «гармабе» — скорее бюджетный вариант для путешественников, с душевыми кабинками, и не более того. Большинство старинных бань уже снесли или они сами пришли в негодность.
Устройство хаммамаХаммам мог делиться на женскую и мужскую части, либо же время его использования делили на «женское» и «мужское». В конструкции хаммама все рассчитано на то, чтобы поддерживать тепло при помощи традиционных технологий. Хотя использовались различные варианты, чаще всего баня делилась на две части: «сарбине» и «гарм-хане».
«Сарбине» — наиболее комфортная и красиво декорированная часть хаммама (и именно в «сарбине» большинство туристов фотографируются сегодня, посещая бани-музеи). Там новые посетители переодевались, а пришедшие ранее сменяли банные «лонги» (см. ниже) на уличную одежду. Кроме того, в «сарбине» можно было отдохнуть после бани, покурить кальян, пообщаться, обменяться последними сплетнями. В этой части хаммама обычно также располагался небольшой фонтан.
Из «сарбине» в «гарм-хане» ведет длинный коридор с множеством острых углов (это сделано для удержания тепла).
«Гарм-хане» («горячая комната») отличается скромностью обстановки, украшений там немного. Это обширное помещение, чтобы люди, используя мыла, мочалки и ведра с горячей водой могли хорошенько обмыть тело, не мешая друг другу. Сам глубокий и широкий мраморный бассейн («хазине») обычно располагается в стороне, порой в отдельном помещении. Иногда бассейнов два — в одном вода не слишком горячая, но и не слишком холодная (сначала погружаются туда), а во втором — уже совсем горячо. В общем горячем бассейне расслаблялись уже после основательной помывки.
Интересно устройство куполообразных потолков в «гармхане»: круглые «стекла» на деле представляют собой подобие выгнутых линз-«фонарей». Таким образом, солнечный свет, проходя через стекла, концентрируется, и еще сильнее нагревает воздух в бане, а не просто освещает помещение. К тому же, через такие «окна» невозможно рассмотреть ничего внутри. А для восточных городов, где большинство крыш плоские и соединены между собой — это важный момент.
Воду для бассейна грели в специальном помещении-бойлерной (под названием «тун»), в медном чане. «Тун» прилегал к баням сбоку. Очаг топили сухими ветками или высушенным навозом. Нагретая вода поступала в бассейн по керамическим трубам, дым из очага шел на подогрев полов в хаммаме, а поднимавшийся из чана пар — направлялся для нагревания воздуха в «гарм-хане».
В «гарм-хане» предусмотрены и стоки для воды — когда канализация и ванные стали доступны всем, эту деталь перенесли и в архитектуру городских квартир. В иранских городских квартирах такие стоки устроены в полах кухонь и ванных комнатах: можно поливать кафельные полы из шланга с водой, не рискуя при этом залить соседей.
Возникает логичный вопрос: откуда же брали так много воды для бань? С помощью особой системы труб хаммам соединялся с одним из многочисленных ганатов (или каризов) — подземных каналов, древней системе для орошения полей, проходившей через весь Иран. Кстати, именно по этой причине хаммамы обычно строились чуть ниже уровня земли.
Интересно, что в качестве скрепляющего материала при строительстве бань использовался «сарудж» — изобретенное в древности в Иране подобие цемента, состоявшее из извести, глины и яичных белков. Для повышения водостойкости туда добавляли, к примеру, волокна растений, солому, волос, птичьи перья и пепел. Этот материал, использовавшийся исключительно в Персии, идеален для сооружений, соприкасающихся с водой. До сих пор в Иране находят древние дамбы, мосты и хаммамы, превосходно сохранившиеся благодаря крепости «саруджа».
Принадлежности хаммама
«Лиф» — мочалка, связанная из шерсти или растительных стеблей.
«Кисе» — подобие мочалки, но в виде жесткой варежки, которую одевали на руку. С ее помощью с тела снимали отмершие чешуйки кожи при помощи «сефидаба»
«Сефидаб» («рушур») — небольшими кусочками этой субстанции натирали «кисе» перед использованием. Сефидаб делают из белой глины и спинного мозга некоторых животных. В старину туда также добавлялись свинцовые белила, но нынче ядовитый свинец заменили на алоэ-вера. Перед использованием жесткие куски сефидаба кладут в воду, там он размягчается, и уже потом его наносят на «кисе». Сефидаб позволяет легко снять верхний слой отмерших чешуек кожи (их называют «черк» — «черный, грязный»). Кожа, натертая таким составом, который затем смывается, становится белой и гладкой, как у младенца.
«Санге-па» («камень для ног») — пемза, обычно темного цвета из вулканических пород. Особенно известна пемза из Казвина. На фарси есть любопытное выражение для обозначения наглого, бесстыдного человека: «Да у него не лицо, а пемза из Казвина!».
Мыло использовалось не только для мытья тела. Варили специальное, природное мыло для волос. Приверженцы традиций в Иране до сих пор не приемлют «химические» шампуни и пользуются только таким мылом.
Отмечу, что все вышеперечисленные принадлежности по-прежнему активно используются иранцами: не только в банях, но и в собственных городских ванных.
«Лонг» — широкий кусок ткани (обычно темно-красной, с красивой каймой). Лонг использовался мужчинами по завершении купания: один обвязывали вокруг бедер, другой накидывали сверху. Любопытно, что орнамент, традиционный для лонга, стал в последнее время популярен у кутюрье и иранских модников.
Конечно, женщинам для наведения красоты требовалось куда больше всяких хитростей. Выше уже говорилось, что хаммам для них служил своего рода косметическим салоном. Тут натирали руки хной и наносили макияж. Для этого требовались:
«Сорме» (сурьма) — порошок сурьмяного блеска, для подведения глаз, известный и в России. Сурьма настолько важна для персиянок, что сложилась целая культура по изготовлению чудесных флаконов с ней для модниц.
Конечно, я не рекомендую делать сурьму в домашних условиях, но существует простой рецепт: поджечь миндальный орех, поддерживая высоко над дымом медную пластинку. Копоть, которая осядет на медную поверхность, останется лишь аккуратно собрать в сосуд — она будет обладать всеми свойствами «сорме».
«Хана» (хна) — краска из высушенных листьев лавсонии — чрезвычайно популярна и сегодня. В Иране ее традиционно использовали для того, чтобы красить волосы, а также для сплошного окрашивания кистей рук и ступней ног. Считалось, что такая процедура полезна для здоровья. В России многие знают об узорах из хны на руках и ногах («мехенди») — однако это скорее индийский обычай, мало знакомый иранцам. Отмечу также, что настоящая природная хна из Ирана не похожа на встречающиеся в России пакетики с ней, в которых много химикатов. Она на сто процентов натуральна и представляет собой мягкий порошок, который продают в мешочках по 1 кг. Дамы, не упустите возможность приобрести лучшую хну, если как-нибудь попадете в Йезд!
«Сорхаб» («красная вода») — румяна, с чьей помощью красили не только щеки, но и губы.
«Васме» — порошок, изготавливавшийся из вайды красильной. Он давал синий цвет и с его помощью красили брови. Сейчас данный обычай вышел из моды, поэтому не спрашивайте меня, зачем это делали! 🙂
Кто работал в хаммаме
«Хаммами» (владелец бани) — бани открывали религиозные люди, для которых содержание хаммама, как правило, не было основным занятием. Поэтому они могли позволить себе, например, не брать денег с тех, кому по религиозным причинам необходимо было сделать «гусль» (полное омовение). Для окрестных семей баня тоже нередко была бесплатной. Но в конце года каждая из таких семей считала своим долгом поделиться с «хаммами» определенной частью своего урожая. Разумеется, если баня использовалась для церемоний, предсвадебной подготовки и т. п., участники щедро оплачивали подобную услугу.
Владельцы хаммамов ориентировались на традиционный образ жизни своих клиентов. Поэтому топить хаммам начинали очень рано, в 4-5 утра.
Верующих призывали мыться звуками особой трубы под названием «буге-хаммам». Посетители бань приступали к работе после утренней молитвы и завтрака, где-то в 6 утра. В полдень или в час дня обедали, после чего позволяли себе часок поспать. Но только часок — вслед за отдыхом вновь следовал напряженный рабочий день.
«Даллак» (банщик) — при использовании «сефидаба», для снятия отмершего слоя кожи, без помощи банщика было не обойтись: кто-то должен был и спину натереть.
«Моштмальчи» (массажист) — в бане нередко делали массаж, называя его «мошт-о-маль» (то есть, «битье и разминание»).
«Тунтаб» (истопник) — этот человек отвечал за нагревание воды в «туне», поддержание огня, прочистку очага и т.п.
«Падо» — В бане требовалось множество мелких услуг: принести или отнести одежду, мыло, мочалку, почистить обувь, пока ее хозяин моется, приготовить и подать сухие «лонги» — всем этим и занимался «падо».
Надеюсь, данный материал поможет вам лучше понять, как и почему были устроены наши бани – и получить больше удовольствия от их осмотра в случае поездки в Иран.
Со своей стороны, хочу добавить, что меня всегда поражала и интересовала русская баня: особенно процедура массажа веником и то, что некоторые посетители бань храбро прыгают в снег или полынью прямо из горячей парилки! Ваши традиции не менее интересны, чем наши.
Источник статьи: http://sajjadi.livejournal.com/399787.html