Картины для турецкой бани

10 работ Жан-Огюста-Доминика Энгра, которые нужно знать

Под руководством Жака-Луи Давида, Жан Огюст Доминик Энгр стал ведущим художником неоклассического стиля. Энгр родился во Франции в 1780 году. Он создал множество произведений, начиная от исторических картин, которые, по его мнению, были важнее других жанров, до портретов, которые являются одними из его самых знаменитых произведений. Он также известен своей любовью к Востоку, который он никогда не посещал. Мы рассматриваем 10 наших любимых произведений Энгра.

1. Портрет Наполеона на императорском троне

Жан Огюст Доминик Энгр был художником, писавшим в стиле неоклассицизма. Он знаменит своими детально прорисованными портретами, подобными, например, «Портрету Наполеона на имперском троне». Энгр изобразил Наполеона практически всемогущим, в роскошной одежде или, другими словами, божественным правителем. Картина с невероятной детализацией, подобна работам художников Северного Ренессанса, таким как Ян Ван Эйк . Даже поза Наполеона аналогична позе «Всемогущего» в Гентском алтаре Ван Эйка . И хотя картина считается значимым произведением искусства, современники Энгра ее не приняли. Сегодня этот шедевр можно увидеть в Музее армии в Париже.

2. Купальщица Вальпинсона

Энгр делил свою жизнь между Францией и Италией на протяжении всей своей карьеры, и именно в Италии он написал картину «Купальщица Вальпинсона». Эта работа, написанная во время его пребывания во Французской академии в Риме, отходит от художественных традиций того времени. На картине изображена обнаженная женщина, сидящая спиной к зрителю. Лицо девушки не доступное зрителю, заставляет задуматься, как она выглядит и что чувствует. Картина считается первой обнаженной натурой Энгра, давшей вдохновение для создания дальнейших работ. Произведение также находится в Париже, ее можно увидеть в Лувре.

3. Юпитер и Фетида

На картине «Юпитер и Фетида» написанной в Риме в 1811 году, изображен мифологический сюжет, взятый из Гомеровской Иллиады. Он фиксирует момент, когда Фетида умоляет могущественного Юпитера помочь ее сыну Ахиллесу, который сражался в Троянской войне. Это эмоциональное произведение, зрители могут видеть страдания на лице Фетиды и в положение ее тела. Юпитер сидит на своем троне и смотрит прямо на зрителя. В это же время Энгру удается наполнить работу эротизмом, частично обнаженное тело Фетиды прижато к Юпитеру. Картина находится в Музее Гране в Экс-ан-Провансе.

4. Большая одалиска

Без сомнения, одна из самых знаменитых картин которую можно увидеть в Лувре, — это «Большая одалиска». Как и «Купальщица Вальпинсона», девушка также видна со спины. Хотя ее тело не является анатомически правильным, причина, по которой картина была хорошо принята, когда ее выставляли в Салоне, — Энгру удалось создать чувственное произведение искусства.

5. Обет Людовика XIII

Вдохновленный работами мастера эпохи Возрождения Рафаэля, Энгр также создавал религиозные произведения, такие как «Обет Людовика XIII». Показанная в Салоне 1824 года, картина приобрела мгновенный успех, благодаря религиозному сюжету. Картина создана по заказу собора Монтобана, где до сих пор и находится. Произведение отображает момент, когда церковь и государство объединились, Людовик XIII стоит на коленях и смотрит на небеса, где Дева Мария и Младенец смотрят вниз, слушая обет Людовика. Именно эта работа превратила Энгра в знаменитого художника во Франции.

6. Антиох и Стратоника

Картина «Антиох и Стратоника» была заказана принцем Фердинандом Филиппом, герцогом Орлеанским, который хотел, чтобы произведение сочеталось с работой Поля Делароша, которую он приобрел до этого. Энгр завершил картину в 1840 года, когда вернулся в Рим. Изображенная классическая сцена из труда Плутарха «Жизнь Деметрия», в которой Антиох влюбляется в свою мачеху Стратонику. Он не может справиться со своими чувствами и из-за этого заболевает. Когда доктор выясняет это, он рассказывает отцу юноши Селевку об этом. Селевк, что бы спасти сына развелся с женой и отдал ее замуж за Антиоха. Энгр создал несколько версий картины, в том числе эскиз, расположенный в Кливлендском музее искусств.

Читайте также:  Как надо подавать в бани

7. Портрет княгини де Брольи

Создание этой картины было идеей мужа княгини Альберта де Бройля. Принцесса де Брольи, сидящая в своем доме, одета в роскошное синее атласное платье, украшенное тонким белым кружевом. Изображение украшений — серег, ожерелий, браслетов и колец — в очередной раз, свидетельствует о способностях Энгра рисовать невероятно реалистично. Княгиня умерла в возрасте 35 лет, вскоре после того как портрет был закончен, оставив после себя мужа и пятерых детей. Картина оставалась в семье до середины 20-го века. Сегодня она находится в постоянной коллекции Метрополитен-музея искусств в Нью-Йорке.

8. Портрет мадам Муатесье

Хотя эта работа была завершена после вышеуказанного портрета, она была показана ранее, в 1844 году. Энгр не хотел рисовать мадам Муатесье, так как считал, что портреты не так интересны, как исторические картины; однако, он передумал, вдохновленный ее красотой. Картину часто называют его лучшим портретом, который был окончательно завершен в 1856 году. Мадам Муатесье изображена сидя, она одета в великолепное цветочное платье — модное в то время — и украшена драгоценностями. В зеркале позади зритель видит ее отражение. Цвета яркие, а детали, как всегда, невероятны в своей фотографической реалистичности. Увидеть картину можно в Национальной галерее в Лондоне.

9. Источник

36 лет прошло между тем, когда Энгр начал эту работу и закончил ее. На начатую в 1820 году во Флоренции картину, последние штрихи Энгр нанес в свои 70 лет в 1856 году. На картине изображена стоящая нимфа, тело которой очень правильное, напоминающее классические статуи — что очень важно для неоклассиков. Она держит на своем плече кувшин, из которого вытекает вода. У ее ног с обеих сторон цветы, а подпись художника можно увидеть в левом нижнем углу. Нет сомнений, что это одна из его самых известных работ. Картина находится в музее Орсе в Париже.

10. Турецкая баня, 1862

Картина «Турецкая баня», наполнена эротизмом, — это сцена вуайеризма во всех смыслах. Зрителю может показаться, что он подсматривает, поскольку женщины занимаются своими делами, не подозревая, что за ними наблюдают. Картина, на которой Энгр экспериментировал с женским телом в разных позах, была также работой, которая объединила его любовь к Востоку и обнаженным фигурам в одном полотне. Картину можно увидеть в Лувре.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cantatas/10-rabot-janogiustadominika-engra-kotorye-nujno-znat-5bf941a2a6884500a9981597

Турецкие бани

Описание картины «Турецкие бани»

«Турецкие бани» Энгра подытоживают всю деятельность мэтра в жанре ню. В этой картине Энгр цитирует самого себя. В девушка с мандолиной на переднем плане легко узнать «Купальщицу Вальпинсона», фигура с закинутыми руками справа отсылает к «Одалиске и рабыне» (синяя вышитая подушка у нее под головой – дань Энгра любимому им сопоставлению обнаженного женского тела и богатых узорных тканей), а поза танцующей девушки на заднем плане слева напоминает Анжелику, спасаемую Роже.

На создание этой картины Энгра вдохновили «Турецкие письма» – рассказы Мэри Монтегю, писательницы, супруги после Великобритании в Константинополе. Она описывает в том числе свое посещение самой известной женской бани. Весьма вероятно, что в фигуре со светлыми длинными волосами по правую сторону холста Энгр изобраазил именно ее. А вот аналогии двум женщинам справа, слившимся в весьма сексуальном объятии, мы в западной живописи вряд ли найдем. Исследователь Кеннет Кларк считает, что они восходят к скульптурным храмам Южной Индии.

Читайте также:  Зашел в баню в женский день

Фон и фигуры здесь поменялись ролями. Цветовую основу картины составляет золотистое свечение обнаженных тел, а зеленые стены и пол, красный коврик кажутся акцентами, лишь подчеркивающими эту основу.

Изначально картина была написана на квадратном холсте. Энгр свои «Турецкие бани» отправил в дар сыну короля Наполеона III, однако они были возвращены – супруга наследника сочла картину слишком непристойной. Тогда художник обрезал холст в форме круга, из-за чего безжалостно «расправился» со спящей фигурой справа, оставив только голову и руки, а слева добавил черную фигуру, играющую на тамбурине. Впрочем, менее чувственной картина от этого вряд ли стала.

Кажется, Энгр отыгрался за всё, сдерживаемое в течение жизни, и отбросив любые рамки и ограничения, нырнул в этот омут тел, бедер, грудей, в раскаленный жар изнеженных женщин и горячих паров. Долой намеки! То, что воображение зрителей дорисовывало, глядя на открытый кран в ванной и упавшую туфельку «Купальщицы Вальпинсона», что представляло себе, глядя на веер и ступни «Большой одалиски», куда уносилось за напевами, звучащими в «Одалиске и рабыне», всё это Энгр поместил в «Турецкие бани». Картина настолько переполнена сладкой истомой и чувственностью, ароматами восточных благовоний, звуками мандолины и тамбурина, что производит даже удушающее впечатление. Кажется, здесь наличествует избыток сладострастия, эротизма, жара и обнаженных тел…

Широкой публике «Турецкие бани» были впервые показаны лишь в 1905 году на ретроспективе Энгра. В Лувре картина находится с 1911 года. Уникальной этой картины еще и в том, что в 1971 году именно с ее участием был создан прецедент «выставки-досье», когда центром экспозиции становится одна-единственная картина, вокруг которой располагаются материалы, так или иначе связанные с ней.

Источник статьи: http://artchive.ru/ingres/works/22859~Turetskie_bani

12 картин Энгра, которые нужно знать

«Мадемуазель Каролин Ривьер», 1806

Жан Огюст Доминик Энгр , «Мадемуазель Каролин Ривьер» ( 1806). Лувр , Париж

Портреты Каролин Ривьер и её родителей Филибера и Мари Франсуазы образуют своего рода триптих , который сейчас находится в парижском Лувре. Они были написаны в Париже в 1806 году , незадолго до отъезда Энгра в Рим. Он стремился стать историческим художником , но вынужден был зарабатывать на жизнь написанием портретов , хоть и считал это « низким» занятием.

Эти полотна были представлены на Салоне вместе с «Портретом Наполеона на императорском троне» ( о нём ниже). Критики упрекали картину в «готичности», проводя параллель между стилями Энгра и таких « примитивов», как Ян ван Эйк, которого тогда только открывали. Кроме того , Энгр пренебрёг анатомической точностью. Шея Каролины слишком удлинена , а переносица с бровью образуют странный изгиб. В то же время художник мастерски подчеркнул чистоту и непосредственность юности своей модели , которой на тот момент было от 13 до 15 лет. К сожалению , девушка умерла через год после написания портрета.

«Наполеон I на императорском троне», 1806

, а самого художника не интересовала политика. По его словам , ему было совершено безразлично , кто у власти и какая форма правления в стране , главное , чтобы он мог заниматься живописью. Впрочем , он всё же придерживался достаточно консервативных взглядов.

Ну , а портрет « Наполеон I на императорском троне» сейчас находится в Музее армии , который расположен во Дворце инвалидов в Париже.

«»Вы что , не видите , что здесь хочет сесть сам месье Энгр?!» — с такими словами художник Энгр согнал в театре с места молодого человека , которым оказался писатель Анатоль Франс. Покладистым нравом художник не отличался…

…О том , что с будущей женой Энгра познакомила супруга служившего в Риме французского чиновника , известно всем. На самом деле ситуация была более пикантной: Энгр был влюблен в эту женщину , и она , желая его утешить , свела художника со своей кузиной , внешне очень похожей на нее.
» — биография художника в Артхиве

Читайте также:  На что класть огнеупорный кирпич в бане

«Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона)», 1808

Жан Огюст Доминик Энгр , «Сидящая купальщица ( Купальщица Вальпинсона)», 1808. Лувр , Париж

Это произведение знаменует отход от художественной традиции по двум причинам. Во-первых , это ню в бытовом жанре ( кое-кто вообще называет « Купальщицу» первым полотном , на котором обнаженная натура появилась в рамках бытового жанра). Во-вторых , в работе явно виден налёт экзотики. Мы видим обнажённую женщину со спины , сидящую на постели. Её лицо практически скрыто , заставляя гадать , как же она выглядит и что чувствует , а волосы убраны под косынку.

Источник статьи: http://artchive.ru/publications/4494~12_kartin_Engra_kotorye_nuzhno_znat'

Турецкие бани (картина)

Жан Энгр Турецкие бани, 1862 Le bain turc Холст на дереве, масло. 110×110 см Лувр, Париж

«Турецкие бани» (фр. Le bain turc ) — картина французского художника Жана Энгра.

Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Полотно было завершено в 1859 году в форме квадрата и тогда же куплено принцем Бонапартом. Однако через год художник возобновил работу над ним и превратил его в тондо. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году. [1] Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр обществом друзей Лувра и содействии Мориса Фенайя. В настоящее время находится в 60-м зале на 2-м этаже галереи Сюлли в Лувре. Код: R.F. 1934.

Художник изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в атмосферу сладострастия и праздности.

Источники

  1. Prat, Louis-Antoine Ingres. — Milan: 5 Continents, 2004. — С. 90. — ISBN 88-7439-099-8

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Турецкие бани (картина)» в других словарях:

Турецкие бани — Жан Энгр Турецкие бани, 1862 Le bain turc Холст на дереве, масло. 110 × 110 см Лувр, Париж «Турецкие бани» (фр. Le bain turc) картина французского художник … Википедия

Происхождение мира (картина) — Гюстав Курбе … Википедия

Происхождение мира (картина, Курбе, 1866) — Гюстав Курбе Происхождение мира, 1866 l Origine du monde Холст, масло. 46 × 55 см Музей Орсе, Париж «Происхождение мира» (фр. l … Википедия

Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия

Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия

Экзотический эротизм — Франческо Айес «Руфь» (1835) Экзотический эротизм художественное направление преимущественно XIX века, акцентирующее внимание на красоте женщины в экзотическом (восточном) обрамлении. Предшествующие направления эротизма использовали… … Википедия

Байрон, Джордж Гордон — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Байрон (значения). Джордж Ноел Гордон Байрон George Byron … Википедия

Лесбийские отношения в искусстве — В картине Франсуа Буше Каллисто и Юпитер Зевс принимает образ Артемиды и делит ложе с Каллисто … Википедия

Геноцид армян — История Армении … Википедия

Иран — (до 1935 Персия) I. Общие сведения И. государство в Западной Азии. Граничит на С. с СССР, на З. с Турцией и Ираком, на В. с Афганистаном и Пакистаном. Омывается на С. Каспийским морем, на Ю. Персидским и Оманским заливами, в… … Большая советская энциклопедия

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/287128

Оцените статью
Про баню