- Внеклассное занятие по литературному чтению. Тема: «И.А. Крылов и его басни»
- Литературное чтение. Урок по теме «В гостях у дедушки Крылова» (2-й класс)
- Ход урока
- 1. Организационный момент.
- 2. Речевая разминка.
- 3. Введение в тему.
- 4. Сообщение темы, цели.
- 5. Изучение нового материала.
- 6. Закрепление.
- 7. Итог урока.
Внеклассное занятие по литературному чтению. Тема: «И.А. Крылов и его басни»
Тема: Басни И.А. Крылова.
Цели:
1) познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова, расширить представления детей о басне, обогащать словарный запас;
2) воспитывать любовь к чтению;
3) развивать мышление, речь, память.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации басен, кроссворд.
1. Вступительное слово
Из глубокой древности дошли до нас короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками.
Давно, 2,5 тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни, открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.
Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении, позднее этим басням придали стихотворную форму: Барбий – в Греции, Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии.
В России басня стала распространяться уже с середины 18 века. Кто же в России считался великим баснописцем? О ком Гоголь сказал: «Поэт и мудрец слились в нем воедино»? Кто же это такой?
2. Рассказ о И.А. Крылове
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крыловские крылатые слова.
— А что вы знаете о Крылове?
1 ученик. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тога жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.
2 ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.
3 ученик. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.
4 ученик. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Людей удивляло странное имя, которым басни были подписаны: «Нави Волырк».
5 ученик. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потом что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.
— А теперь давайте вспомним некоторые басни И. Крылова, и, может быть, вы засмеетесь, а, может быть, загрустите и задумаетесь.
3. Инсценировка басен
1. «Квартет».
2. «Ворона и Лисица».
3. «Стрекоза и Муравей».
4. «Лиса и виноград».
4. Конкурс знатоков
4.1. Кто сказал эти слова
«Голубушка, как хороша!
Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица)
«Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них». (Мартышка)
«Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза)
«Погодите! Как музыке идти!
Ведь вы не так сидите!» (Мартышка)
«Смотри-ка, кум милый мой!
Что там за рожа?» (Обезьяна)
«Соседка, перестань срамиться,
Тебе ли со Слоном возиться?» (Шавка)
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?
Ведь Кошка, говорят, попалась в лапы Льву?» (Крыса)
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» (Кукушка)
«Неблагодарная!
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут!» (Дуб)
«Смотрите, говорит, средь бела дня попался…» (Голубь)
4.2. Басня-путаница
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.
На тысячу ладов тянул, переливался,
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и драться.
Что там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа!
Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их, что только брызги засверкали!
Прощай, хозяйские горшки.
— Из каких басен прозвучали строки?
4.3. «Крылатые слова»
— Каким басням принадлежат крылатые слова?
«Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не велика».
«Да только воз и нынче там!»
«Коль до когтей у них дойдет,
То верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
«За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку!»
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
«Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды!»
«Видит око, да зуб неймет».
4.4. Кроссворд
1. На ту беду … близехонько бежала.
2. Проказница Мартышка, Осел, Козел да Косолапый Мишка затеяли сыграть …
3. Знать она сильна, что лает на Слона.
4. Голубушка, как хороша,
Ну, что за шейка, что за глазки …
5. Вороне где-то Бог послал кусочек …
6. По улицам … водили.
7. Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали.
8. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …
5. Заключение
Басни И.А. Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков мира.
И.А. Крылов прожил долгую жизнь, работая библиотекарем. О себе он писал:
«Чинов я пышных не искал
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе,-
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе,-
Чин человека; в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой.
Его достойно сохранить
Считал одной неложной славой».
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/548982
Литературное чтение. Урок по теме «В гостях у дедушки Крылова» (2-й класс)
Класс: 2
Цели:
- ознакомить учащихся с творчеством И. А. Крылова, баснями «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей»;
- расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль);
- развивать навыки выборочного и выразительного чтения, творческий потенциал, умение слушать;
- воспитывать интерес к чтению басен, ответственность за принятые решения.
Оборудование:
- портреты И.А. Крылова, Эзопа;
- фотопрезентация жизни и творчества И.А. Крылова;
- интерактивная доска;
- мультимедиа;
- компьютеры;
- иллюстрации, рисунки к басням;
- книжная выставка;
- электронные тесты;
- аудиозапись: зима, вьюга.
Ход урока
1. Организационный момент.
Гимнастика для глаз.
2. Речевая разминка.
Еж жевал в своем жилье
Ежевичное желе.
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси –
Все бусы склевали по бусинке гуси.
3. Введение в тему.
— Ребята, послушайте отрывки и постарайтесь вспомнить из каких они произведений и кто автор?
Четыре ученика читают наизусть отрывки из басен И. А. Крылова.
а) «И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»
(«Ворона и Лисица»)
б) «Пускай же говорят собаки:
Ай, Моська знать она сильна,
Что лает на Слона.»
(«Слон и Моська»)
в) «За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку.»
(«Кукушка и петух»)
г) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней –
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.»
(«Квартет»)
4. Сообщение темы, цели.
— Сегодня мы побываем в гостях у дедушки Крылова и познакомимся с новыми баснями. Будем учиться выразительно читать басни, находить главную мысль – мораль басни.
5. Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя о биографии и творчестве И. А. Крылова.
Фотопрезентация (интерактивная доска).
— Посмотрите на портрет.
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. И. А. Крылов любил все русское и великое: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. И мы знаем его, как великого русского поэта-баснописца.
— Родился И. А. Крылов 13 февраля 1769 г. в Москве в офицерской семье. Отец закончил службу капитаном. Мать не знала грамоты, но была доброй и умной женщиной. После смерти отца, в 10 лет, Крылову пришлось устроиться на работу, чтобы обеспечивать семью. Образование И. А. Крылов в детстве получил недостаточное, но обладал исключительными способностями и настойчиво занимался самообразованием на протяжении всей жизни и стал одним из самых образованных людей того времени. Уже в 14 лет Крылов сочинял стихи, потом оперы, трагедии, комедии. Когда ему исполнилось 18 лет, умерла мать. И. А. Крылов решил заняться журналистикой. Он выпускал журналы, где публиковал первые басни. («Почта духов», «Зритель», «Санкт — Петербуржский Меркурий»)
Крылов много ездил по России, много писал. В 37 лет он обратился к жанру басни. Иван Андреевич написал более 200 басен, изданных в 9 книгах. Его книги были переведены на десятки языков мира. И большая известность к Крылову пришла в 40 лет.
Иван Андреевич не создавал басни специально для детей, но, благодаря интересным сюжетам, ярким образам героев, точным языковым выражениям, многие басни вошли в круг детского чтения: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Волк и Ягненок», «Лисица и Виноград», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух» и др.
Выставка книг, иллюстраций.
— В 43г. Иван Андреевич поступил на службу в Публичную библиотеку, в которой проработал около 30 лет. В библиотеке много времени он проводил в обществе знаменитых людей: Жуковского, Пушкина, Брюллова. У Крылова учились такие мастера слова как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
— Ребята, И. А. Крылов тоже учился на трудах Эзопа (портрет), жившего в Греции в VI в. до н.э. Считают, что он первым стал писать басни, только не в стихах.
По завещанию, после смерти Крылова, его друзья и знакомые по почте получили экземпляр новой книги басен.
б) О баснях. (Уголок всезнаек: басня, баснописец, мораль, аллегория, олицетворение).
— Ребята, вспомним, что такое басня?
Басня – это короткий стихотворный рассказ, где герои чаще животные, растения и предметы, иногда люди, рассказывается об их жизни.
Человек, который пишет басни, называется баснописцем.
Целью каждой басни является нравоучение, поучение, совет – мораль.
Иван Андреевич был добрым человеком и он считал, что недостатки человека следует искоренять смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость, зло и приписываются эти недостатки животным – такой прием называется аллегорией (автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным).
В баснях, как в сказках, используется еще один художественный прием – олицетворение, когда животные, растения, предметы, явления природы наделяются качествами человека: даром речи, чувствами, мыслями.
Крылов широко использует в баснях пословицы и поговорки. Басни написаны живым, разговорным языком.
в) Знакомство с басней «Лебедь, Рак и Щука».
Показ иллюстраций.
— Это герои басни «Лебедь, Рак и Щука.»
— Что общего между ними ?
Дети: Все они живут в воде, на воде.
Чтение басни по методике А. М. Кушнира. Аудиозапись.
Проверка понимания прочитанного:
— О чем, и о ком прочитали басню?
— Случайно ли Крылов подобрал именно этих героев?
Дети: Нет, все они живут в воде и могли бы дружно сдвинуть воз.
— “Однако воз и ныне там”.
— А какое слово подсказывает, что воз они могли бы свезти?
Дети: товарищи, поклажа легка.
Словарная работа:
Лад | поклажа |
Воз | впряглись |
ныне |
Повторное чтение басни.
“Жужжащее “ чтение детьми.
Выборочное чтение.
— Найдите и прочитайте слова, которые нам помогут увидеть образы героев.
Дети: Лебедь – стремительный, упрямый, быстрый, « рвется в облака»;
Рак – неповоротливый, нерасторопный, « пятится назад», видит только свою дорогу — идет назад;
Щука – упрямая, «тянет в воду»- только свое дело знает.
— Обратите внимание на слова – действия – глаголы, которые точно передают характер каждого героя.
— А как автор описал усердие героев?
Дети: « из кожи лезут вон».
— Какое отношение вызвали у вас герои?
Дети: Их жалко, они глупые – не знают что делать, не дружные.
— Кто не умеет дружить, тот не умеет уступать. И автор сожалеет, что в товарищах согласья нет.
— Для чего написана басня? Чему учит? (Как поступать, жить, показывает ошибки, учит дружить).
— Найдите мораль – главную часть басни в тексте. (Первые три строчки).
— А выражение «Да только воз и ныне там» стало крылатым выражением. Когда так говорят? (Люди делают что-то вместе, но между ними разлад и поэтому в итоге ничего не получается.)
Электронная физминутка для глаз. (Интерактивная доска).
г) Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей».
Инсценировка басни детьми.
Звучит мелодия- наступление зимы.
Проверка понимания, словарная работа.
Кум | удручена |
Кумушка | мурава |
— О чем и о ком эта басня?
— Сколько действующих лиц в басне?
Давайте охарактеризуем героев. Что можно сказать о стрекозе?
Дети: ленивая, легкомысленная, любит развлекаться, несерьезная, ветреная.
— А кому ее жалко?
— А какой муравей?
Дети: серьезный, трудолюбивый, думает о завтрашнем дне.
— Это положительные качества.
— А можно сказать, что он черствый?
Чтение басни учащимися.
— Постараемся найти олицетворения.
Дети: «помертвело чисто поле», «зима катит в глаза», «говорит ей Муравей».
— Стихотворные строчки певучие, складные, басню легко читать и запоминать. И мы знаем, что басня писалась не ради стрекоз и муравьев.
— Какие недостатки людей высмеиваются в ней? (беспечность, легкомыслие, черствость, надо думать о завтрашнем дне)
6. Закрепление.
а) Прохождение тестов по теме на компьютерах.
б) Работа с пословицами.
7. Итог урока.
— Итак, И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книг перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.
1в. – «Лебедь, Рак и Щука»,
2в. – «Стрекоза и Муравей»
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/582899