- Случай в бане.
- Парильщик со стажем рассказал о бане, тонкостях професии и о девушках в бане
- В завершении нашего интервью не хочешь дать пару нетривиальных советов парильщикам?
- Совместное мытье на Руси: как это было
- Как меня изгнали из женской бани
- Каким правилам следовали при посещении общей бани
- Поддай парок да лезь на полок
- По рукам да и в баню
Случай в бане.
Все мои знакомые и друзья знают как я люблю баню! Когда я жила еще с первым мужем, мы с дочерью изредка ездили в сауну на турбазу, принадлежащую мужу и его друзьям. В остальное время довольствовались душевой кабиной в квартире. Своей бани у нас не было.
А вот у каждого брата мужа была баня, поскольку они живут в частных домах. Их жены часто приглашали меня попариться и поболтать о жизни. До сих пор, когда я приезжаю на малую родину, они зовут меня к себе в гости и непременно топят баньку.
Когда мы жили в поселке, то каждую субботу ходили в баню к соседям. Наша семья состояла из одних женщин, поэтому своей бани построить мы не могли.
У нас по субботам был целый ритуал. С утра мы занимались «генеральной» уборкой в доме, меняли постельное белье, топили баню. А пока она выстаивалась, готовили морс или размешивали в графине варенье, чтобы было потом чем поить обезвоженный организм.
Не помню вообще никаких проблем, мы ходили в соседскую баню как в свою. Носили воду, дрова из нашего дровянника, топили печь и мылись. А хозяева потом подкидывали еще дровишек, прогревая баню до нужной температуры и тоже шли париться.
Причем, я помню, что мы всегда ходили мыться первыми, в сухую баню, по «первому пару», мама очень любила париться веником. Возможно, так происходило потому, что наша маленькая семья мылась пораньше, а хозяева шли в баню ближе к ночи, переделав кучу дел. У них был огромный огород и полный сарай скота: корова, поросята.
Уходя из бани, мама всегда мыла полки и тазы с мылом и подметала опавшие с веника листья. Я сейчас понимаю, ведь ни у кого не было никакой брезгливости и никакой боязни подхватить что-нибудь. Об этом даже не думали, ни мы, ни хозяева.
Обычно, бани на Урале строят из бревна, с холодным и теплым предбанниками и моечной зоной. Парилка (парная) и моечная, как правило, совмещены. Топочная находится в теплом предбаннике, а печь с баком для нагрева воды в самой бане.
Есть и другие варианты. Баня родителей моей подруги, которые живут в деревне, устроена чуть по-другому, парилка в ней отделена от основной зоны дверью.
Бывала я и в бане, которая топится «по черному». Обогрев помещения осуществляется топкой, а поскольку трубы нет, то дым уходит через маленькие окошечки, отверстия в крыше или приоткрытую дверь. От этого стены и потолок бани становятся закопченными. Мыться в ней мне не доставило особого удовольствия, одно неловкое движение-и ты обязательно перемажешься черной сажей.
Один поход в баню к родственникам я запомнила на всю жизнь. Теплым летним вечерком мы сидели с дочерью, подругой и хозяйкой (женой моего деверя) в жарко натопленной баньке. Парились, мылись и болтали о том, о сем.
Вдруг раздался раскатистый грохот и баню затрясло на мгновение, нам показалось, что на крыше дерутся коты, размером с бегемота)) Ведь землетрясений у нас не бывает. Наспех накинув халаты, мы выскочили на улицу.
В огороде, аккурат возле бани, посреди грядок с капустой стояла помятая серая девятка. Из нее вывалился мужик, от него за версту разило алкоголем. С пассажирского сиденья выкарабкивалась молодая женщина с грудным ребенком на руках.
В это время к нам подбежал мой деверь, который услышал шум, находясь в доме. Он был очень зол и громко материл водилу девятки. И я его отлично понимаю: этот упырь, простите, пробил забор, протаранил поленницу дров, которая была сложена прямо за задней стеной бани, развалил ее, и остановился, пробороздив колесами несколько грядок.
Дом и огород деверя находился возле дороги, делавшей в этом месте небольшой поворот, в который и не вписался горе-водитель.
Мы с девчонками бросились к женщине с ребенком, которые оказались в порядке, но были очень напуганы. Как ей вообще хватило ума сесть в машину с пьяным водителем? Оказалось, это был ее муж.
Мы обязательно построим баньку на своем участке, я мечтаю очень-очень!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/vishera71/sluchai-v-bane-5d15f96846a97700ad32acf5
Парильщик со стажем рассказал о бане, тонкостях професии и о девушках в бане
В этой статье я публикую вторую часть интервью с пармастером Алексеем, в котором он раскрывает «закулисье» своей профессии. Поговорим о том, какого это парить женщин, что делать банному мастеру в кризис и как научиться этой профессии.
Кого любишь больше парить – мужчин или женщин?
Лукавить не стану – работать с женщинами приятнее. Но в целом разницы для меня никакой нет. Я делаю свою работу, и главное для меня – это увидеть человека довольным после сеанса.
При работе с дамами доводилось встречаться со вспышками ревности от их мужей и кавалеров?
Сцены ревности бывали, но нечасто – в основном они приходились на 90-е и нулевые годы. Понимания профессии пармастера еще не было, поэтому возникали неловкие ситуации. Меня путали и с «мужем на час», и с прислугой из разряда «принеси-подай». Приходилось проводить короткие лекции о своей профессии.
Как думаешь, есть ли перспективы у профессии пармастера в кризис, к примеру – в пандемию, как сейчас?
В условиях самоизоляции о перспективах речи нет – все бани закрыты. Конечно. всегда остаются заказы от частных банщиков, но пока что я их не беру. Хочется и самому здоровым остаться и других не заразить в случае чего. А в будущем…даже неясно, у скольких людей останутся деньги на пармастеров, поэтому забегать вперед бессмысленно.
А если представить, что самоизоляция благополучно закончится?
Тогда дела точно пойдут в гору. Культура парения набирает обороты – особенно сегодня, с популяризацией ЗОЖ-тематики. Появляются интересные площадки, банные комплексы. Сами банные мастера устраивают съезды и делятся опытом.
Кстати, как попасть в вашу профессиональную «тусовку»? Допустим, я хочу освоить банное ремесло – что мне делать?
Государственных университетов, обучающих искусству парения нет, зато есть множество банных школ. Своего существования они не скрывают и часто имеют свои сайты, на которых рассказывают о своем подходе, публикуют фото с занятий и т.д.
В свои годы я обходился без школ – индустрия еще не была развита. Но общение с профессионалами всегда идет на пользу.
Допустим, банную школу я закончил, диплом получил – куда идти дальше?
Вариантов много: банные и СПА-центры регулярно вывешивают вакансии, команды мастеров иногда набирают новых людей. Можно и личный бренд основать, но это чаще делают пармастера с опытом и какой-никакой клиентской базой.
В завершении нашего интервью не хочешь дать пару нетривиальных советов парильщикам?
Конечно! Всегда ложитесь в парильне, в купель ныряйте с головой (только с мокрыми волосами в парную после этого ни ногой), не брызгайте эфирные масла на камни – задохнетесь, откажитесь от магазинных веников – в этих мочалках никакой пользы.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/banya_expert/parilscik-so-stajem-rasskazal-o-bane-tonkostiah-profesii-i-o-devushkah-v-bane-5fc3b4ea4c127965db97e693
Совместное мытье на Руси: как это было
Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II. В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться. В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному. Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода. Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети). Этот факт очень удивлял иностранцев, которые даже приезжали, чтобы увидеть такое зрелище. По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.
Источник: Совместное мытье на Руси: как это было
© Русская Семерка russian7.ru
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/599adc021410c30133daaf74/sovmestnoe-myte-na-rusi-kak-eto-bylo-59a1b4b350c9e514e42d21cd
Как меня изгнали из женской бани
Как меня изгнали из женской бани
Это историческое событие произошло в счастливые времена моего советского детства, т.е. еще в нежном дошкольном возрасте. Тогда мы жили в нашей замечательной коммунальной квартире, но в которой место для помывки тел строителей социализма, а затем и коммунизма, не было предусмотрено из соображений экономии квадратных метров жилья для отдыха в ночное время жильцов.
В те годы населения города-героя Ленинграда осуществляло мытье своих тел и головы в коммунальных банях с парилками и банщиками, которые были разбросаны по всей территории, тогда еще, не мегаполиса. Некоторые из них были возведены западноевропейскими архитекторами еще при Петре Великом. Тогда он приучал городское население новой столицы не токмо стричь и брить бороды, но и выполнять регулярные омовения своих бренных тел горячей водой со щёлоком, предварительно пропарив их вениками в горячих отделениях, называемых парилками.
Бережно храня традиции нашего замечательного Града на Неве в части помывки невской водичкой, и неукоснительно выполняя указы Петра Первого по вопросу гигиена тела и головы, мы с папой регулярно посещали замечательное место народной культуры – нашу родную до слез баню, расположенную на набережной Обводного Канала, тоже, кстати, построенного по указу Императора.
Вернее, он водил меня туда, и тщательно отмывал до блеска и сияния кожи мое детское тело, сознавая, что Питер это не Шанхай, где легче сделать нового ребенка, чем помыть чумазого. Водить он меня стал лет с трёх, когда я категорически отказался мыться в детской ванночке, ощущая себя еще юным, но уже зрелым пацаном, способным к помывке в мужском коллективе.
Но когда отец бывал в длительных отъездах, или был занят в наш банный день по работе, эту святую обязанность (отмывания ребенка) брала на свои плечи мама, и водила меня за ручку в женское отделение нашей бани на Обводном Канале. Как я относился к этому процессу в мои четыре года, сейчас не могу вспомнить. Однако, в пять и, тем более, в шесть лет мне уже больше нравилось совершать водные процедуры в женском отделение. Там я иногда пересекался с девочками из нашего детского сада и их мамами, да и, вообще, было интересно наблюдать, как моются молоденькие русалочки, тетеньки и старушки, и любоваться многообразием женских тел со всеми их обнаженными частями, недоступными оку юного наблюдателя, вне мыльной и парилки.
Мама, прошедшая всю ленинградскую блокаду, рассказывала, что мылись в те страшные времена и мужчины, и женщины, и дети-блокадники в одних общих помещениях, практически во всех питерских банях, уцелевших при бомбежках. Тогда можно было протопить и согреть воду только на одну «мыльную», да и то, всего на несколько часов, и один раз в неделю. Поэтому она не испытывала какого-то неудобства от того, что приводила мыться с собой сына шести лет в женское отделение, да и наши питерские банщицы относились к этому с пониманием, уже хорошо зная меня в лицо.
И вот, в один из банных дней, когда мы с мамой уже почти вымылись, и нам осталось только окатиться холодной водой и собрать свои тазики и мочалки, на нас накинулась какая-то тетка в мыле. Она начала орать, что это – безобразие; приводить сюда почти взрослых мальчишек, которые нахально разглядывают обнаженных женщин, и мешают им спокойно и сосредоточенно мыться. Я, действительно, был крупным мальчиком в свои почти шесть лет, но был еще дошкольник, и имел полное законное право мыться в женской бане, а она, эта тетенька, наверное, боялась забеременеть от моего присутствия в мыльной с его паром-туманом, или окончательно потерять девственность.
Мы с мамой тогда быстро ушли, и я больше уже никогда не входил в женские отделения бань города на Неве.
Мама, когда рассказывала отцу о случившемся инциденте, сказала, что отныне я буду мыться в бане только с ним, а про эту тетку рассказала ему анекдот, который я подслушал, и почему-то запомнил.
Вот этот анекдот: Одна женщина решила покончить с собой с помощью пистолета, выстрелом в сердце. Она прицелилась на два пальца ниже соска, где должно было находиться её сердце, выстрелила, и попала в коленку.
P.S.
Сказать по правде,
мыться нравилось Диане.
Тогда давно, в глухую старину
купались-мылись в гротах, а не в бане,
чтоб на богини и нимфеток наготу
эротоманы рты не разевали.
И вот однажды, вьюноша-охотник Актеон,
со сворою собак, носился за оленем,
и на свою беду, его
в грот этот сдуру занесло,
где для помывки девочки с Дианою разделись;
дорвались, наконец, до чистых вод,
и в шайки набирали их для омовений.
А был юнец охоч до девичьих красот,
всё пялился на девок без стеснений.
Видать, завел во грот охотника Эрот.
Диана осерчала, сделала его оленем,
и Актеона, в образе таком,
его собаки тут же съели.
Мораль оставили нам римляне и греки:
Когда помыться надобно девицам,
из мыльной и парилки надоть удалиться!
Источник статьи: http://www.chitalnya.ru/work/653137/
Каким правилам следовали при посещении общей бани
Ещё сотню лет назад русский крестьянин не мог без бани ни нормально родиться, ни жениться, ни спокойно умереть, потому что все важные события в жизни были так или иначе с ней связаны. А как полезно труженику её мягкое тепло!
Поддай парок да лезь на полок
Банным днём в деревнях была суббота, ведь в воскресенье принято было ходить в церковь. Ни в коем случае эти события не должны были происходить в один и тот же день. Недавнее посещение места, где периодически гадали, общались с бесами и совершали различные магические обряды лишало права быть допущенным к таинствам и службе, и наоборот. Помимо креста перед входом в баню снимали и пояс, который считался личным оберегом.
Париться шли в пять часов вечера, или чуть позже, главным было то, чтобы все успели до полуночи. Как правило, мылись в две или три “смены”: сначала дети, затем женщины и мужчины, либо дети вместе со взрослыми.Запрещалось пить воду, даже чистую, если она была приготовлена для мытья. Тем более, в бане не ели, чтобы вместе с пищей не впустить в себя болезни.
После мытья баню старались покинуть как можно быстрее, потому что после людей, по поверьям, в неё приходили черти. Причём для всяческих персонажей низшей демонологии специально оставляли чистую воду, свежие веники и хлеб с солью в благодарность за пар.
Роды считались нашими предками событием исключительным и требовали соответствующих условий. В некоторых губерниях после того, как ребёнок появлялся на свет, роженицу оставляли жить в бане на несколько дней, но конечно, не в одиночестве.
Как ни странно, баня считалась местом нечистым с сакральной точки зрения. В неё не вносили икон, свечей и крестов, не входили по праздникам, даже утварь не должна была покидать её стен, чтобы не навредить людям.
По рукам да и в баню
Первые общественные бани времён царя Алексея Михайловича предполагали совместное мытьё и женщин, и мужчин, но уже при Екатерине II оно стало резко осуждаться, появились отдельные женские и мужские бани. К XIX столетию их быт устоялся и стал стал особенно интересен.
“Небанными” считались только понедельник и вторник, когда в заведении можно было только купить напитки и перекусить при наличии буфета. По остальным же дням приходила вся обслуга и бралась за работу.
Для начала посетителю предлагалось купить мыло, веник и мочалку из нескольких сортов. Далее, следовало сдать одежду в “раздевальную” и получить жестяной номерок, нанять банщика. Люди этой изнурительной профессии жили исключительно чаевыми и не имели права требовать фиксированную плату.
Поддавать воды на каменку разрешалось только им, и вот почему: нередко, напустив побольше пара, злоумышленники воровали чужие номерки, так что любой, кто брался сам за воду, мог навлечь на себя подозрения.
Помимо банщика можно было воспользоваться услугами мальчишек, которые стригли ногти, срезали мозоли, стригли и брили. В раздевальной порой даже пускали кровь, ставили банки и вырывали зубы.
Нормальным считалось, если такое происходило и в мыльне. В заведениях попроще одежду и вовсе брали с собой в “горячее” отделение, то есть, в парилку.
Если общественная баня состояла из мужской и женской частей, то разделялись только парилки и мыльни, так что когда кто-то выбегал из них на холод, рисковал столкнуться с человеком противоположного пола, впрочем, это не осуждалось. Дети младше 7 лет и вовсе могли находиться где угодно.
Учёные полагают, что в глубокой древности любая изба служила одновременно и баней, и жилищем. Потом, когда времена стали не столь суровы, постройки разделились.
Баня напоминала людям о старом доме ушедших дней, о прародителях, о “золотом веке”, который всем нам свойственно искать где-то в прошлом, отсюда и трепетное отношение к ней. Можно ли поставить в один ряд городское заведение чисто гигиенического толка и деревенский сруб, где рожали, обмывали младенцев и покойников, оплакивали невест? Баня изменилась до неузнаваемости, но это позволило ей остаться в нашей повседневной жизни, иначе, её ждала бы участь полузабытой традиции.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/kakim-pravilam-sledovali-pri-posescenii-obscei-bani-5fb631c142f9ca1da135e76f