Реклама бани на новый год

В Новый год на банной полке

Баня — таинственное место, а новогодие — таинственное время. Здесь и сейчас открываются мистические тайны будущего

Новый год в бане — выдумка не новая. В этом действе заложена важная мистическая сила. Фото ( Creative Commons license ): mahalie stackpole

Давно ли существует обычай в первые дни нового года отправляться с друзьями в баню? Так, чтобы волны жара обволакивали тело, а березовый веник прохаживался от ног к голове и от головы к ногам, отдавая свой аромат, усиливая жар; чтобы отступало беспокойство, уходила притаившаяся в глубине боль, а по телу разливалась благодатная истома? Как ни странно, у этой традиции гораздо более длинная история, чем у кинофильма «С легким паром!» да и кинематографа вообще.

В письменных источниках славян слово «баня» появляется только в XI веке. Оно происходит от латинского «balneum». Но из этого отнюдь не следует, что до того баню на Руси не знали. Просто называли иначе: «мыльня», «мовня», «мовенка», «мыленка», «лазня», «влазня». Два последних названия, по-видимому, связаны с бытовавшей некогда традицией использовать в качестве бани домашнюю печь, если баня, как отдельное помещение, по каким-то причинам была недоступна. Для этого печь протапливали, убирали из нее золу, жар сгребали в угол, стелили солому, ставили чугун с горячей водой и осторожно (чтобы не испачкаться сажей) «влазили» внутрь. Члены семьи закрывали печную заслонку, и теперь можно было париться, орошая водой горячие кирпичи. О том, что паренье закончилось, возвещал стук моющегося во все ту же печную заслонку. С помощью домочадцев он выбирался наружу и обливался водой из ведра.

Так что для экскурса в историю русских бань недостаточно дойти до времен Киевской Руси IX–X веков, времени становления древнерусской государственности, — бани возникли задолго до того, как славянские племена объединились под началом одного князя и монах Нестор задумал свой фундаментальный труд. А значит их история гораздо древнее и, соответственно, любопытнее.

Согласно археологическим раскопкам, строения, в которых наши прародители совершали омовения, были устойчивой частью жилищного комплекса уже с V века н. э. В то время как появление бань специалисты датируют ни много ни мало каменным веком, конкретнее — верхним палеолитом (10–35 тыс. лет назад). Тогда появились люди современного физического типа, которые предпочли пещерам наземные жилища, довели до совершенства охотничье мастерство, создали изобразительное искусство и магию, сделали своей верой тотемизм. И именно тогда в склонах оврагов, вблизи водных источников — рек и озер, стали появляться бани-землянки, представлявшие собой небольшие закрытые помещения. Источниками тепла и пара в них служили разогретые камни, а на стенах висели собранные в пучки растения. В таких банях предки наших предков мылись, лечились и молились, точнее, совершали обрядово-ритуальные действия.

Руины традиционной финской сауны. Фото ( Creative Commons license ): xmacex

Это только на первый взгляд кажется, что перечисленные функции архаичных бань разнородны. На самом деле и в наши дни личная гигиена и душевная гармония считаются основой здоровья, а ряд религиозных обрядов направлен на очищение от нравственной нечистоты, которая якобы привлекает темные силы, награждающие человека страданиями и болезнями. И надо отметить, что рациональная (благоприятное воздействие на организм человека горячей воды и пара, массаж веником) и иррациональная (лечебная магия, обряды очищения) функции бани шли рука об руку с момента ее возникновения и вплоть до первой трети ХХ века.

Так, ритуальное омовение древних охотников перед началом промыслового сезона, равно как и перед каждым выходом на охоту осмыслялось как очищение не только от запаха человека, но и в более широком смысле: смывание возможной порчи, которая способна негативно подействовать на охотничью удачу. Средством очищения выступали две могучие стихии — огонь и вода, которые были представлены в бане в виде «прирученных» человеком сил. Древние землепашцы, пришедшие на смену первобытным охотникам, также совершали ритуальные омовения, но приурочивали их к аграрным циклам (обрядовая баня перед посевом хлебов, перед их созреванием и уборкой и др.). Кроме того, они стали обращаться к бане в связи со свадьбой, родами и смертью, то есть, в связи с семейно-родовой обрядностью, тем самым расширив и усложнив иррациональную функцию бани. Но прежде чем подробнее остановиться на ритуальных омовениях оседлых земледельцев, расскажем об изменениях, которые претерпело само банное сооружение.

Мытье переходного периода

В начале I тысячелетия н.э. под баню стали использовать небольшие пустующие жилища, позже стали строиться срубные бани. Обычно баня, принадлежащая одной большой семье (которая состояла из 5–6 малых семей, живших в отдельных строениях), ставилась поодаль от жилых построек на краю огорода. Иногда бани располагались группами на конце деревни, вблизи водоема у леса. Это месторасположение бани — на краю обжитого пространства, между Домом и Лесом — указывает на признание нашими предками присутствия в бане потусторонних сил. Именно к ним обращались молодые люди накануне свадьбы, роженица, дававшая жизнь новому члену семьи, а также родственники, обмывавшие в бане покойного. Что же это были за силы, какая власть им приписывалась?

В северных странах к баням отношение особое. В финских и лапландских деревнях бывает и так, что бань больше, чем жилых домов. Фото ( Creative Commons license ): Ville Miettinen

Омовения в день, предшествующий свадьбе, считались обязательными как для невесты, так и для жениха. Молодого человека в бане сопровождали его друзья. Баню для девушки топили ее подруги, мать и родственницы. Они же парились вместе с невестой. Это ритуальное омовение сопровождалось самыми разными обрядовыми действиями: пением особых песен, гаданием о жизни девушки в браке, расчесыванием ее волос и последним плетением девичьей косы. Утром после свадьбы новобрачные мылись уже вместе в бане, принадлежащей семье молодого супруга.

Родильная баня — это еще одна традиция наших предков. Роженица, повитуха и помогающие ей женщины из членов семьи отправлялись в баню при первых схватках у роженицы. Там появлялся на свет ребенок, там же его обмывали, осторожно парили, проводили первый массаж. Молодую мать также купали и парили.

Ритуальные омовения проводились и перед погребением. Баню топили за три дня (иногда за день) до похорон и в ней обмывали покойного. По этнографическим материалам прослеживается еще один обряд, связанный с умершими: баня, приуроченная к поминальным дням календарного цикла. В ней мылись члены семьи покойного, и их купание также сопровождалось традиционными песнями, специальными кушаньями, поставленными на стол по окончанию омовений и др.

Таким образом, перед нами обращение к бане перед важными, критическими событиями в жизни человека, своеобразным «переходным состоянием»: из небытия в «этот» мир (рождение младенца), из «этого» мира в небытие (смерть), из одной семьи, от членов одного рода в другую семью, в другой род (брак для девушки), введением в семью новой женщины (брак для жениха). Дать разрешение невесте на смену семьи, инициировать (посвятить, приобщить к святыням рода) новорожденного или молодую жену, принять в мир предков умершего мог только родовой дух, божество, покровительствующее роду. Следовательно, баню понимали как место обитания этого божества, почитали святилищем родового духа. А предметы, помогающие совершать ритуальные омовения — веник, таз, кувшин, соответственно понимались, как его атрибуты.

Магия в бане

Не приходится удивляться, что баню выбирали местом проведения магических ритуалов, то есть для сеансов общения с потусторонними силами. Именно здесь следовало заниматься лечебной магией, любовными приворотами, передачей колдовского дара, мантическими обрядами (гаданием), задействуя в качестве вспомогательных сакральных предметов банную утварь. Кто как не родовой бог, владеющий тайнами жизни, процветания и смерти конкретной семьи, мог вылечить, усилить женскую и мужскую привлекательность, перенаправить поток священных знаний, предсказать будущий брак, рождение детей, преуспевание?!

Борис Кустодиев (1878–1927). Русская Венера (1925–1926). Нижегородский музей изобразительных искусств

Гадание на банном венике

В новогоднюю ночь собирали все веники в кучу, закрывали глаза и наугад вытаскивали один. Если веник попадался большой и густой, то наступающий год сулил отменное здоровье и богатство.

Гадание на банном тазе

В новогоднюю ночь уединялись в бане, набирали полный таз воды и резко выливали на половицы. Если вода исчезала сквозь щели в половицах быстро, то никаких серьезных проблем и болезней в новом году не предвиделось.

Гадание в бане о женихе

В полночь накануне нового года девушки обнажали руку до локтя и просовывали ее в приотворенную дверь бани, прося банника о прикосновении. Если чувствовалось прикосновение мохнатой руки, то жених будет богатым, голой — бедным, мокрой — пьяницей.

Последнее гадание указывает на веру наших предков в существо, обитающее в бане. Его называли банник, или баеник, и представляли в виде маленького, но очень сильного старика, одна рука которого покрыта волосами, другая — голая. Банник — хозяин бани, четвертый пар принадлежит ему, поэтому люди могли париться в банный день только трижды. Тех, кто нарушал запреты или вел себя в бане неподобающим образом, банник мог наказать, облив кипятком или запарив до смерти. Чтобы этого не произошло, банника старались задобрить, принося ему в жертву черную курицу (ее душили и закапывали под порогом бани) или кусочек ржаного хлеба.

Несомненно, банник — это трансформировавшийся на протяжении столетий образ родового духа. И в том, что он не добр, может навредить человеку, любит пугать детей, нет ничего удивительного: многие древние народы, в том числе и восточные славяне, понимали и принимали бинарную (двойную, сдвоенную) систему мироустройства, согласно которой доброе и злое, живое и мертвое, священное и нечистое не существовало одно без другого. И банник, как представитель потустороннего мира, был не только покровителем рода, но и носителем иной, чуждой человеку силы. Впрочем, свою роль в превращении банника в демонический персонаж сыграла и утверждающаяся с Х-ХI веков христианская религия, объявившая грехом любое обращение к старым языческим богам и их атрибутам. Но вот что интересно: христианский храм взял на себя часть иррациональных функций бани, а именно ее семейно-родовую обрядность. Теперь при рождении ребенка, заключении брака, смерти кого-то из членов семьи следовало обращаться в церковь, которая использовала для проведения семейных ритуалов «свою» святую воду.

Тем не менее иррациональные функции бани оставались востребованы до конца первой трети ХХ века: есть надежные источники, указывающие на сохранившуюся до этого времени в некоторых деревнях веру в банника, святочные банные гадания, лечебную магию. Но это, так сказать, нижняя оценка: возможно, иррациональный смысл пара русской бани востребован и до сих пор.

Традиционная баня в Эстонском этнографическом музее. Фото ( Creative Commons license ): Fearless Fred

И пусть банник канул в лету, а предсказание будущего в бане воспринимается лишь как забава, но если человеку случается начинать новое дело или, скажем, вступать в новый год, то куда ему нужно отправиться прежде всего? Правильно, в баню. И там, соблюдая тысячелетиями существовавшие традиции, плавно махать веником, торжественно лить воду на раскаленные камни, задумчиво лежать на полке, соединяя прошлое и настоящее, приобщаясь к истокам.

Источник статьи: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1078/

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • астрология (2114)
  • хиромантия (263)
  • аудиокниги (150)
  • афоризм (22)
  • видео (12)
  • видео (46)
  • вязание (460)
  • гадания (223)
  • дачные советы (765)
  • дети (127)
  • для детей (95)
  • заготовки на зиму (1190)
  • здоровье (13270)
  • знаменитости (70)
  • интересно (2935)
  • история (9)
  • календарь (12)
  • кино (2383)
  • кулинария (3356)
  • кулинария (11252)
  • кулинарные советы (354)
  • магия (4703)
  • молитва (868)
  • музыка (315)
  • мултиварка (322)
  • мультики (152)
  • нужное (663)
  • нумерология (632)
  • позитив (340)
  • полезные советы (2190)
  • праздничный стол (719)
  • приметы (425)
  • притча (675)
  • программа тв (28)
  • психология (1236)
  • развлечение (64)
  • рукоделие (349)
  • симорон (215)
  • сонник (175)
  • ссылка (58)
  • стихи (882)
  • тест (92)
  • уход за собой (3116)
  • фен-шуй (379)
  • флешка (18)
  • цветородство (364)
  • этикет (1)
  • юмор (1141)
  • юридическая помощь (144)

Цитатник

1. Чтобы зелень, которую вы кладете на пиццу при выпечке не утратила своего цвета и вкуса, е.

Приветик всем! Мы же знаем про себя, что мы неповторимые, вот даже отпечатки пальцев у всех свои. На.

Странно, но факт! Нос многое способен рассказать о характере, согласно исследованиям израильского.

Музыка

Видео

Ссылки

Новости

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ В БАНЕ ПЕРЕД НОВЫМ 2019 ГОДОМ.

Четверг, 20 Декабря 2018 г. 11:51 + в цитатник

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. » Кто не помнит этой фразы Жени Лукашина из фильма, ставшего в нашей жизни непременным атрибутом Нового года?

Почему, собственно, в баню-то? Что за традиция такая, для чего она и что делать, если бани нет или по каким-то причинам вам в баню нельзя?

Традиция мыться в бане перед встречей Нового года на самом деле существовала издревле. В пятом-шестом веках посещение бани в канун новолетия было для наших предков делом привычным — об этом свидетельствуют исторические документы.

Равно как и о том, что наши предки, жившие в гармонии с природой, знали: любое важное дело надо начинать только после того, как закончишь предыдущее. Очистившись от прошлых привязок и завершенных дел, тело становилось гораздо более здоровым, получало энергию для новых свершений.

Именно это и лежало в основе того, что мытье в бане было обязательным атрибутом перед началом любого важного дела в жизни человека. При этом баня была для наших предков не просто местом помывки бренного тела, но по сути — святилищем, местом сакральным и магическим, где благодаря соединению всех четырех стихий очищение происходило на всех уровнях.

Сегодня польза бани как для физического, так и для психического здоровья доказана учеными-медиками неоднократно. Однако просто посещение бани для оздоровления организма и ритуальное омовение перед переходом из одного года в другой — две совершенно разные вещи.

И если даже обычное посещение бани может помочь как-то поддержать свое здоровье и быть в тонусе, то ритуальное очищение способно сделать гораздо больше. Оно позволяет исцелиться от целого ряда заболеваний, очистить ваше энергетическое поле от тех проблем, что глазу не видны, но на жизнь серьезно влияют (то, что в народе называют сглазами, порчами и т.п.).

Если у вас есть возможность пойти в баню, то, конечно же, лучше ее использовать, так как именно там проще всего соединить все стихии, соблюсти все правила и получить максимальный эффект.

В идеальном варианте — это деревянная баня, которая топится дровами. Но даже если вы идете в общественную баню и берете с собой веник, то все четыре стихии будут соединены и смогут обеспечить необходимые условия для очищения.

Если же бани рядом нет или по каким-то причинам вы не можете пойти туда, то обряд очищения вполне возможно провести дома.

Как здесь получить соединение четырех стихий?

Воздух в каждом доме есть априори, воду для омовения можно взять любую (ее качество будет меняться заговорами).

Стихию огня вам помогут обеспечить свечи. Их должно быть три, желательно красного цвета. Зажигать их нужно там, где проводится обряд, — в ванной, душевой или же просто в комнате, где будет поставлен таз с водой.

Роль стихии земли в данном случае будут выполнять листья или хвоя того дерева, силу которого вы будете призывать.

Прежде чем начать любое омовение, обязательно следует поприветствовать банника — духа бани.

Что любит этот своенравный дух?

В первую очередь — внимание.

И поэтому главное — обратиться к нему с низким поклоном и со словами:

«Батюшко-банник, светлый и чистый, прими нас в свои владения, позволь очистить тело и душу, помоги в наших трудах!»

По древним поверьям, банники очень любят квас и соль. Так что если вы оставите немного соли на скамейке в общественной бане, а квасом польете стены со словами:

«Прими, батюшко-банник, мое приношение, с благодарностью и любовью! Благодарю тебя за помощь и заботу!» , то дух вам будет премного благодарен.

Если обряд вы проводите дома, то вместо банника на помощь позовите своего домового, обратившись к нему своими словами с просьбой помочь вам провести обряд предновогоднего омовения (очищения).

Не забудьте отблагодарить его потом чем-нибудь вкусненьким.

Вода является главной составляющей банного ритуала. Наши предки знали об этом интуитивно, а мы -благодаря многочисленным научным экспериментам: молекулы воды способны впитывать и передавать информацию, и даже влиять на нашу ДНК. Так что заговор для воды в бане просто обязателен.

Для этого следует набрать в таз воды и, помешивая по часовой стрелке, проговорить:

«Матушка чиста водица, разреши тебе поклониться! (кланяетесь) Избави меня, матушка чиста вода, от хвори любой, от сглаза дурного, от зависти людской и пакости разной! Очисти мое тело и мою душу от всего, что отжило, что чужое прилипло, защити от лихой беды и от всякой нечисти! Дай здоровья и мира в душе! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!»

Дальше вы обливаетесь этой первой водой и потом моетесь, как привыкли — вода получила информацию и передала ее телу с целью оздоровления.

Веник в бане — это проявленная энергия земли.

Какой именно выбрать, решать исключительно вам.

Для мужчин рекомендуется брать веник дубовый, а для женщин — березовый.

Конечно же, его тоже необходимо заговорить перед применением.

Для этого держите его перед собой и произносите:

«Сила дерева сего, очищение мое проведи сегодня ты! Отхлестав не раз по телу, подари мне силу жизни, забери с собой всю грязь — как из тела, так с души. С благодарностью к тебе, низко кланяюсь земле!»

Если вы моетесь дома, то заговор читается над листьями дуба или березы (которыми запастись надо заранее) и звучит следующим образом:

«Листья дуба древнего и крепкого (березки стройной и красивой), помогите моему очищению, оздоровите тело мое, дайте силу свою, красоту и стройность! Благодарю вас и низко кланяюсь!»

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/4113267/post446372783/

Читайте также:  Теплоемкость сухого насыщенного пара
Оцените статью
Про баню