Эфес, путешествие в античные времена
В г. Эфес мне посчастливилось попасть в составе экскурсионной группы с отличным экскурсоводом (стоимость 60 $).
Приехали мы к самому началу работы (10 утра, но могу ошибиться) этой большой исторической экскурсионной площадки. Поэтому нам удалось побывать в безлюдном еще Эфесе.
Эфес располагается на западе Турции, в 6 км от моря. Изначально (1500 лет до н. э.) строился как портовый. Со временем, вода ушла, и город постепенно пришел в запустение.
В настоящее время раскопана только часть античного города. Мимо Бань Вария (построены во 2 в. н. э.) мы прошли к Базилике возле Одеона.
Римская базилика имеет длину 160 м. Построена в 1 н. э. Строение украшали статуи, часть из которых, говорят, можно увидеть в музее Эфеса. Сейчас это всего лишь остатки колонн. Перед Базиликой (на фото не видно) находилась Агора, где проходила торговля.
Одеон — место, где собирались заседания совета и проходили театрализованные представления. Театр был построен во 2 в. Такой театр вмещал 1500 чел. Свеху людей защищала деревянная крыша.
От театра идет мраморная улица, которая предназначалась только для высокопоставленных лиц города. Прямо по ней мы дошли до руин Муниципального дворца, где проводились религиозные церемонии и официальные приемы.
Совсем рядом с Муниципальным дворцом сохранился Монумент Меммиуса, воздвигнутый в 1 в.
А сразу за ним, повернув налево, можно увидеть Храм Домициана — здание с двумя террасами и лестницей, которая сохранилась до наших дней. Сохранились и колонны со статуями наверху.
Шаг за шагом мы приближались к одной из главных достопримечательностей Эфеса — Библиотеке Цельсия. Нам нужно было лишь пройти через Ворота Геркулеса и мы оказывались на улице Куретов, ведущей как раз к Библиотеке.
Ворота Геркулеса появились в этом месте в 4 в. Они служили указателем, откуда нужно было идти пешком — никакие транспортные средства через эти столбы проехать не могли.
Существует примета, что можно загадать желание, дотронувшись одновременно до обоих столбов руками. Но, скорее всего, это прием фотографов, которые часто сопровождают экскурсионные группы и делают лишнее фото за деньги в этом месте. Но кто знает, может и правда сбывается? =) Мы дотронулись, не зная об этом поверье, так что возможности проверить на себе у нас нет.
Чуть дальше Ворот Геркулеса сохранился фонтан Траяна.
На улице Куретов предпочитала селиться элита города. Не удивительно, что пол в домах на этой улице был выложен мозаикой.
В развалинах домов на этой улице можно походить-посмотреть, но за дополнительную плату (примерно 10 $). Но я туда не ходила, т. к. не думаю, что они сильно отличаются от итальянских, про которые я тоже когда-нибудь расскажу. =)
Храм Адриана тоже находится на улице Куретов. На его стенах даже сохранилось 2 барельефа, изображающие сцены из истории города. Одна из них рассказывает об основании города.
Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ основать новый город. Место для нового города ему должны были указать огонь, рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря. Долго он искал подходящее место. И вот однажды он высадился на берегу прекрасной бухты. В это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город.
Но, считается, что Андрокл неверно истолковал послание Оракула. Ему нужно было найти место, где будет много рыбы и животных. А он все слишком буквально понял. Но место, судя по многовековой истории Эфеса, он нашел, все-таки, хорошее.
Библиотека Цельсия была построена в 135 г. Строили ее, примерно, 20 лет. В то время, она была 3 в мире по величине. Здание было двухэтажным. Все свитки хранились в специальных шкафах. Был предусмотрен и лекционный зал. Но больше всего меня поразило, что из библиотеки был подземный ход в публичный дом. Сейчас внутри и здания самого почти нет, только фасад отчасти отреставрирован. По нынешним меркам площадь внутреннего зала совсем небольшая. А на существование 2-го этажа мне, мало что понимающему в архитектуре человеку, ничего не напомнило. Перед Библиотекой всегда много туристов, что совсем не удивительно. Поэтому сложно сделать удачную фотографию. А вот спуститься вниз и подняться по ступеням Библиотеки однозначно стоит (не забудьте представить себя античным ученым или просто читателем!).
А вы знаете, где появился первый платный публичный туалет? В Эфесе! Говорят, отличное было место для общения. Да и устроен был продуманно. Туалет был частью бани. Вода из бани промывала туалет. А внутри туалета был даже бассейн. «Деньги не пахнут», именно здесь впервые была произнесена эта фраза.
А знаете ли вы, как выглядела античная реклама? Вот так! Это реклама публичного дома.
Расшифровываю: человек с минимум таким размером ноги должен заплатить монету такого размера, как кружок, и тогда он получит фейерверк удовольствий. Размером ноги определялся возраст человека. Но в наше время такой размер ноги уже у 14-летних парней. В то время взрослые юноши были явно мельче.
Со смотровой площадки открывается, на мой взгляд, великолепный вид на разрушенный, великолепный когда-то, Эфес. Залюбовалась, честное слово. Неужели люди могли такое строить и так жить? Какими же умными, для своего времени, были строители и архитекторы. Пыталась представить себе людей, живших здесь, торговавших, приплывавших сюда на кораблях, ходивших в театры, библиотеку, стадион, да и публичный дом с туалетом явно не страдали от недостатка посетителей =)
Догнав группу, я узнала, что сейчас мы пойдем смотреть последнюю достопримечательность Эфеса — Большой театр. «Хоть в Эфесе схожу в Большой театр!» — подумала я. Нам рассказали, что Театр мог вместить 25000 чел. А это значит, что общая численность жителей Эфеса была очень большой. Но что для меня цифры… Ощутить величину строения удалось только внутри. Сложно передать словами мои эмоции. Для античного театра он действительно большой! В нем показывали не только театральные постановки, но и выступали философы, устраивались гладиаторские бои. Действует он и сейчас — там проходят концерты известных певцов и хоров. Акустика там отличная! Проверено нами =)
А еще в Эфесе о-о-очень много о-о-очень голодных кошек (если хотите покормить, берите еду с собой!). Здесь они чувствуют себя как дома.
Источник статьи: http://www.tourister.ru/responses/id_13155
Римские бани в эфесе
Эфес, находящийся в 3 км от города Сельчук в турецкой провинции Измир — самый большой в мире античный город, сохранившийся до наших дней.
Занимающие площадь более десяти километров, руины хранят память о многих значимых людях и событиях: от легендарного сообщества амазонок с их культом богини плодородия Артемиде, до философских концепций Гераклита Эфесского и проповедей Апостола Павла.
Первые следы цивилизации на территории Эфеса относятся ещё к эпохе неолита. Захватившие эту местность в IX век до н. э. греки-ионийцы положили начало его развитию и процветанию как крупного портового и торгового города (в то время расстояние от города до моря было 1,5 км, позднее оно увеличилось до 6 км, что и послужило основной причиной упадка Эфеса).
По легенде, основавший Эфес Андрокл, сын правившего Афинами Кодра, получил от дельфийского оракула следующие указания: место для нового города ознаменуют рыба, огонь и дикий кабан. На побережье Эгейского моря Андрокл увидел рыбаков, жаривших на костре рыбу.
Вдруг искра от костра подпалила куст, и из-за него выскочил напуганный кабан. Так было найдено место для города, а дикий кабан стал его символом. Название городу подарила амазонка Эфесия (переводится как желанная), которую встретил и полюбил Андрокл во время строительства города.
Впоследствии многие населявшие эту местность амазонки стали жёнами греков-ионийцев. А богиня Артемида стала покровительницей города, в её честь был сооружён грандиозный храм, ставший одним из семи чудес света.
В 190 году до н.э. Эфес вошёл в состав Римской республики. В этот период были возведены самые впечатляющие постройки, дожившие до наших дней: Большой театр, Библиотека Цельсия, термы, акведуки. Эфес был вторым городом в Римской империи по размеру и значению после Рима, его население к началу новой эры составляло более 200 тысяч человек.
В эпоху Византийской империи Эфес был значительно реконструирован и переименован в Агиос-Феологос (в честь Иоанна Богослова, по легенде жившего в этих краях вместе с Богородицей).
Здесь в 431 году произошло важное для христианского мира событие: Третий Вселенский Собор, где была провозглашена Богородица и утверждён Символ Веры.
Но постепенно город приходил в упадок: подвергался разорению готами, страдал от землетрясений, некоторые здания были переделаны или разобраны христианами.
Но самый главный урон Эфесу нанесло заболачивание реки Каистр (ныне — Малый Мендерес) и, как следствие, невозможность морской торговли и вспышки малярии у местного населения. В XV веке город был окончательно заброшен и открыт археологами только в середине XIX века.
Проспект Куретлер
Мы начнём своё по Эфесу путешествие от восточных Ворот Славы.
И если не считать руин Гимнасий, самой восточной античной постройкой Эфеса будут термы Вария, построенные во II веке, в которых весьма неплохо сохранились римские мозаики.
Рядом, на склоне холма стоит Одеон (или Малый театр). Судя по надписи, был построен в 150 году н. э. Публием Ведием Антонием и изначально предназначался для заседаний городского совета (булевтерия), позднее использовался и как дополнительный театр.
Здание имело два яруса и вмещало около 1400 человек.
Напротив Одеона находились Римская базилика и ещё одна городская Агора, имевшая, в отличие от агоры у библиотеки Цельсиуса, исключительно торговое назначение.
В западной части Агоры находится Фонтан Поллио, который был построен в конце I века н. э. на средства горожанина Поллио. Вода в этот фонтан подавалась по акведуку из трёх разных мест.
Чуть выше Одеона находился Пританион (Пританий) — здание городской администрации древнего города.
Комнаты Притания были сгруппированы вокруг священного очага в честь бога Гефеста, поддержание которого входило в обязанность главы администрации — притана.
Предполагается, что Пританий был построен императором Августом в I веке н.э.
От Притания к библиотеке Цельсиуса ведёт улица Куретов, названная в честь сословия священнослужителей, устраивавших весной ежегодное шествие в честь рождения богини Артемиды.
Вдоль вымощенной камнем дороги размещались пьедесталы для статуй богов и почётных граждан и мраморные таблички с выгравированными городскими законами.
Средняя часть улицы предназначалась для проезда повозок, а боковые части представляли собой крытые пешеходные галереи.
Через дорогу от Притания, на возвышенности располагался храм Домициана, который был виден со всех концов города. Верхняя его часть использовалась как храм, нижняя — как склады.
Далее, справа от вас — мавзолей Меммиуса I века н. э., названный в честь Суллы Меммиуса, внука римского диктатора. Мавзолей украшен барельефами, а перед ним находился источник.
А через дорогу от Мавзолея вы видите мраморный рельеф богини победы – Ники.
Пара колонн и фрагменты прохода, которые вы проходите, следуя дальше по улице Куретов – т. н. Геракловы врата.
Мы продолжаем свой путь по улице Куретов, и за Воротами Геракла нас встречает вот такая скуьптура. Это статуя губернаторов Эфеса, голова и кисти которых менялись по мере надобности.
Дальше вас встречает украшенный колоннами и скульптурами полукруглый Фонтан Траяна, который был построен в честь императора в 102-104 году.
На повороте между Мраморной улицей и улицей Куретов находится храм Адриана, который построен в 138 году в честь посещения города императором.
Перед монументальной аркой входа в храм расположены пьедесталы для четырёх императоров: Максимилиана, Диоклетиана, Галерия и Констанция Хлора.
Внутри храма — барельеф Медузы, в самом центре — постамент, где некогда стояла статуя самого Адриана.
За Храмом Адриана располагались Бани Схоластики, названные так в честь некоей богатой горожанки, которая отреставрировала их в 400 году. За что, в первом зале было установлено её скульптурное изображение.
Благодаря удобному положению в центре города, бани пользовались популярностью у горожан.
Рядом с банями находится Латрина (общественный туалет) — место, использовавшееся не только по прямому назначению, но и для различных дискуссий на философские и государственные темы.
А за Латриной – ранее украшенный статуями богини любви Афродиты публичный дом Эфеса, который был и построен в её честь.
В то время, между библиотекой Цельсиуса и домом Любви существовал тоннель, мужчины отправляли женщин за покупками, сами шли в библиотеку, но не трудно догадаться, куда они попадали. Так что, расхожее выражение «пойти налево» было рождено здесь.
На тротуаре, который ведет к публичному дому, сохранилась, пожалуй, первая в мире реклама: изображённые на мраморе след ступни и лицо женщины, которая приглашает к себе в гости. В то время это была почетная профессия.
Через дорогу, ниже Храма Адриана располагаются так называемые Дома на Склоне Холма (Дома Богачей) — комплекс почти из тысячи террасных особняков, где жили представители богатого сословия.
В домах уцелело много фресок и мозаик, изображающих аллегорические сцены.
А вот — трёхэтажные Ворота Адриана — начало улицы Куретов и ритуального пути служителей культа Артемиды.
Мраморный проспект
А мы с вами сворачиваем на Мраморный проспект – улицу, мощёную мраморными плитами и ведущую от Библиотеки Цельса к Большого театру.
Библиотека Цельса (Цельсиуса) считалась второй по величине после Александрийской библиотеки.
Здесь хранилось порядка 12 тысяч рукописных текстов, самые ценные из которых – в специально оборудованных помещениях с двойными стенами, где поддерживалась стабильная температура и влажность.
Построена библиотека была в 114 — 135 годах н. э. Тиберием Юлием Аквилой и названа в честь своего отца, Тиберия Юлия Цельса, губернатора провинции Азия в Римской империи и по совместительству видного учёного. Здесь же впоследствии он и был похоронен.
Здание было разрушено в результате пожара, устроенного готами во второй половине III столетия, до наших дней дошёл только фасад-декорация, восстановленный в 50-е годы XX века.
Реконструированный двухъярусный фасад имеет высоту 16 метров и длину 21 метр, причём колонны верхнего яруса меньше по размеру колонн нижнего.
В нишах располагались скульптуры, символизирующие Мудрость, Добродетель, Мысль и Познание. Сейчас это копии — оригиналы хранятся в Эфесском музее в Вене.
Справа от Библиотеки Цельса вы видите Южные Ворота (или ворота Мазеуса — Митридатеса), на которых были высечены правила поведения на площади и цены на некоторые товары.
Ворота ведут вас ко второй городской Агоре (торговая площадь) которая представляла собой квадратную площадь, окружённую портиком с двойной колоннадой и двухэтажными магазинами. В центре Агоры находились водные часы.
Площадь была центром общественной и деловой жизни древнего Эфеса.
Большой театр находится в самом начале Портового проспекта, прилегая вплотную к холмам горы Панаир.
Здание начало строиться как театральное в III веке до н. э., но по причине добавления новых функций: гладиаторских боёв, философских и политических дискуссий, религиозных праздников сначала, по приказу Нерона добавили второй этаж, а затем, император Гальба пристроил и третий.
Диаметр амфитеатра — 50 метров, а вместимость — 24 тысячи зрителей на 68 рядах.
В эпоху противостояния поклонников Христа и Артемиды театр неоднократно становился ареной народных волнений.
Портовый проспект
От театра на запад уходит Портовый проспект (Аркадиана) который вёл к старой гавани Эфеса. После землетрясения в IV веке был отреставрирован императором Аркадием, благодаря чему и получил своё второе название.
Проспект был окружён с двух сторон крытыми галереями.
Если с Портового проспекта вы свернёте направо, то увидите остатки Церкви Богородицы — кафедрального собора эфесских епископов, который был возведён в V веке на месте древнеримской базилики в связи с проведением в городе Третьего вселенского собора, на котором за матерью Иисуса был закреплён титул Богородицы.
Таким образом, это первая в мире церковь в честь Богоматери. А в целом же, в окрестностях Эфеса расположены три важные христианские святыни.
Дом Девы Марии
Дом Девы Марии (Марьемана), находится в 5 км от Южных Ворот на горе Сельджук (Соколиной горе).
Согласно Святому Писанию, Святая Мария вместе с Иоанном Богословом, которому Иисус Христос завещал её содержание, покинули Иудею и переселилась в лесистую долину рядом с Эфесом.
Здесь Богоматерь прожила остаток дней и здесь случилось её Успение.
Местонахождение этого дома выяснилось благодаря откровениям Анны Катерины Эммерик, немецкой монахини в первой половине XIX века. Здесь много паломников и регулярно проводятся службы, но ни Ватикан, ни греческая православная церковь официально это место не признали.
Дом Девы Марии представляет из себя небольшое квадратное сооружение из камня, предположительно построенное в IX веке.
Перед домом стоит небольшой памятник Деве Марии, неподалёку — три источника, из которых можно набрать святой воды.
и Стена Желаний, где можно завязать платочек и загадать свою мечту.
Пещера семи спящих отроков на горе Пион
По легенде, в этой пещере семь юношей-христиан, спасаясь от идолопоклонников, уснули на несколько сотен лет. Место было почитаемо как христианами, так и мусульманами. Здесь была сооружена часовня и происходили захоронения верующих людей.
Церковь Св. Иоанна
Церковь Иоанна Богослова, написавшего Евангелие и умершего в Эфесе. При императоре Юстиниане была построена Базилика Св. Иоанна на месте его предполагаемого захоронения.
Базилика была одной из крупнейших церквей, во многом похожей на Собор Святой Софии в Константинополе. Во время Османской империи она была переделана в мечеть, а в 1402 году разрушена армией Тамерлана.
Храм Артемиды Эфесской
Храм Артемиды — одно из семи чудес света, был посвящён культу богини плодородия, возникшему в этих краях с незапамятных времён. На этом месте когда-то был религиозный, финансовый и деловой центр города.
Строительство храма, над созданием которого в разное время трудились лучшие архитекторы, скульпторы и художники античной Греции было начато в VI в. до н. э. и закончено в V веке н. э.
Облицованный белоснежным мрамором, храм Артемиды превосходил по размерам афинский Парфенон, ширина его составляла 52 метра, высота — 105 метров.
Здание было окружено портиком из 127 колонн высотой 18 метров, в центре находилась статуя многогрудой богини Артемиды. В 356 до н. э. храм Артемиды был сожжён жаждавшим самоутверждения гражданином Эфеса по имени Герострат, чьё имя стало нарицательным.
Любопытно, что в эту же ночь родился Александр Македонский, который впоследствии инициировал восстановление храма в прежнем виде.
Однако до наших дней от здания осталась только часть фундамента и полуразрушенная колонна: святилище Артемиды было сначала разорено готами в 263 году н. э., а затем разобрано на стройматериалы для возведения христианских церквей.
Единственная колонна Храма находится у западной окраины города Сельчук, недалеко от мечети и крепость Иса Бей.
Режим работы и цены
Комплекс Эфес работает без выходных с апреля по октябрь с 8:30 до 19:00, а с ноября по март — с 8:30 до 17:00. Стоимость входных билетов: в Эфес — 25 лир; в Террасные дома — 15 лир; в Церковь Св. Иоанна — 8 лир; посещение Дома Девы Марии бесплатное. Парковка — 8 лир.
Для прогулки по Эфесу лучше всего выбрать утро и вечер — в это время не так жарко и меньше туристов. Обязательно нужно иметь удобную обувь, так как ходить придётся очень много.
Археологический музей
Недалеко от колонны храма Артемиды, на западной окраине города Сельчук расположен небольшой Археологический музей, который представляет вашему вниманию прекрасное собрание предметов античного искусства.
Среди наиболее значительных экспонатов стоит отметить скульптуру Диониса, украшавшую фонтан Траяна в Эфесе, фреску, изображающую Сократа с палкой в руке, статуэтку «Эрос и дельфин», статую «Полимастрос» (Многогрудая Артемида), найденную в руинах у Святого места.
В отдельном зале представлены находки из храма Артемиды — жемчужины, броши, монеты из сплавов золота с серебром, считающиеся древнейшими образцами античной чеканки.
Источник статьи: http://sutravel.ru/besides/efies