- Термы Каракаллы в Риме
- История
- Раскопки
- Современная жизнь – Римский оперный театр
- Описание
- Кровавые бани императора Каракаллы
- Термы Каракаллы в Риме
- История терм
- Устройство терм
- Современное состояние
- Время работы и как добраться
- Полезные статьи по теме
- Термы Каракаллы
- Термы Каракаллы
- Забвение культуры гигиенических процедур и посещения терм
- Термы Каракаллы после падения Рима
Термы Каракаллы в Риме
Термы императора Каракаллы (Terme di Caracalla) — достопримечательность, расположенная в Риме, поражающая своим размахом и древностью. Исполинские каменные глыбы, раскинувшиеся на фоне сосен Аппиевой дороги (Via Appia) и сочной зелени, на заре нашей эпохи были центром общественной жизни города. В современное время банный комплекс служит искусству, превратившись в подмостки для Римской оперы.
История
К первому столетию до нашей эры в Риме имелись большие проблемы с подведением воды и элементарной чистотой, что не помешало полису превратиться в образец чистоплотности. Высокопоставленный чиновник Марк Агриппа (лат. Marcus Agrippa) затратил колоссальные деньги на строительство акведуков, которые доставляли чистейшую родниковую воду в столицу.
Наряду с каналами, фонтанами и водопроводом, в Риме стали появляться бани, посещение которых долгое время являлось прерогативой людей богатых и власть имущих. В термах происходило не только очищение тела, но и встречи на высоком уровне, с поправкой на неформальную обстановку.
- Рекомендуем посетить экскурсию в Термы Каракаллы с археологом Еленой Вязниковой
Бани были расположены в самом престижном районе Рима, хотя основная их клиентура проживала в соседних районах, имеющих средний достаток. К услугам августейших особ, политиков и вельмож было несколько элитных комплексов: бани Агриппы (Terme di Agrippa). Постройки терм были выполнены настолько добротно и качественно, что к 5 веку н.э. они стали считаться еще одним чудом света наравне с пирамидами Египта.
По прошествии двух с половиной веков бани в Риме приобрели большой успех. Триумф постройки завершился вместе с падением Римской империи. В середине 6 столетия частые набеги восточных готов привели в негодность акведук, питающий термы. Со временем постройки пришли в упадок, а свободная от зданий земля частично превратилась в городское кладбище. Некоторые участки задействовали для нужд сельского хозяйства.
Раскопки
Преданные забвению термы были вновь обнаружены в 16 веке. Серьезные же археологические работы по исследованию этого уголка Рима начали проводить в 19 веке. В начале 20 века в руинах бань был обнаружен обширный митриум, место поклонения древнему божеству Митре.
Современная жизнь – Римский оперный театр
На лето 2015 года в Термах Каракаллы запланировано проведение классических постановок: Турандот, Мадам Баттерфляй, Богема. Серьезные произведения будут перемежены современными программами: балетом по мотивам творчества Pink Floyd, концертами Элтона Джона (Elton John) и Боба Дилана (Bob Dylan).
Описание
Главное здание Терм Каракаллы имело роскошное убранство: снаружи оно было облицовано мрамором, внутри же, использовались более дорогостоящие плиты мрамора, бронзовая отделка рам, искусная имитация стекла на окнах. Вход в здание отмечен двумя высокими башнями-экседрами, хорошо сохранившимися до наших дней. Помимо служб, напрямую связанных с водно-банными процедурами в состав терм входила обширная библиотека.
Примечательно, что Термы Каракаллы имели в своем распоряжении стадион для различного рода развлекательных представлений. Насладиться зрелищами можно было, не покидая бани. Также при термах находилась гимнастическая школа для мальчиков, называемая на древнегреческий манер Палестрой (греч. Παλαίστρα).
Система водоснабжения терм брала свое начало у источника Аква Марция (лат. Acqua Marcia). Специально созданный акведук доставлял чистую воду в сводчатую систему терм, где она подогревалась и распределялась между банными помещениями. Комнаты были построены по одному из следующих типов:
- фригидарий (лат. frigidarium) — огражденные стенами помещения без крыши, в которых посетители охлаждались после горячих процедур;
- тепидарий (лат. tepidarium) — комната с горячим сухим воздухом (около 45 0 ), аналог сауны;
- кальдарий (лат. caldarium) — большая комната, по центру которой располагался бассейн с теплой водой. Кальдарий в термах Каракаллы имел диаметр около 35 м, и был украшен рядом колонн, поддерживающих крышу;
- небольшие помещения для принятия индивидуальных ванн.
Здание бань в 3-4 веках н.э. было богато украшено мозаикой, изображающей подвиги различных атлетов и спортсменов. Фрагменты мозаичного пола были обнаружены археологами в 19 веке и сейчас находятся в Латеранскм музее. Найдены доказательства того, что бани во времена своего расцвета и сами выступали в роли выставочного зала. Знаменитые экспонаты музеев Ватикана и Неаполя, такие как: статуя Аполлона Бельведерского, Фарнезский бык, скульптуры Древнего Рима, некогда украшали комнаты отдыха императоров в термах.
Источник статьи: http://italy4.me/lazio/roma/terme-di-caracalla.html
Кровавые бани императора Каракаллы
Термы Каракаллы – грандиозное сооружение, одно из самых известных и популярных туристических мест в Риме. Но речь пойдет не о них, а о том, как Септимий Бассиа́н Карака́лла залил империю кровью.
Его отец – Септимий Север, успешный полководец, прославился в основном укреплением границ и победами в Британии и на Востоке. После смерти в 211 году согласно завещанию его сыновья Каракалла и Гета становятся соправителями. Братья с детства люто ненавидели друг друга, и каждый мечтал о единоличном правлении. Они никогда не пировали вместе, опасаясь отравления, и жили в разных концах дворца, окружив себя многочисленной охраной. Первым нанес удар Каракалла. Он попросил мать Юлию Домну пригласить его и брата к себе в покои, якобы для примирения. Там Гета и почувствовал «острую братскую любовь», Бассиан собственноручно заколол его на руках матери.
После этого Каракалла устроил первую кровавую баню. Все сторонники брата и сочувствующие ему были казнены, а это было тысяч 20 придворных, слуг и охранников. В том числе погиб и знаменитый юрист Эмилий Папиниан. Когда император попросил его юридически обосновать убийство Геты, он ответил: «Это легче сделать, чем оправдать».
Став единственным правителем, он возомнил себя новым Александром Македонским и пытался воевать с алеманами, сарматами, гетами и парфянами. Успехи были нулевыми, везде его войска разгромили, зато Каракалла оторвался на своих. Все провинции империи, где он побывал, были разграблены, а десятки тысяч человек убиты.
Исключительно он «отметился» в египетской Александрии, устроив очередные кровавые «термы». Жители города ученых и философов чувствовали себя достаточно свободно и независимо, и они позволили себе насмехаться над императором. В частности, присвоив ему титул «Гетский» («победитель гетов», намек на братоубийство). Затаив злобу, Каракалла под предлогом набора элитных войск собрал в одном месте несколько тысяч молодых людей. А потом приказал своим легионерам всех перебить. Бойня продолжилась на улицах. Как при взятии вражеского города солдаты убивали безоружных, грабили и поджигали дома.
Свои «художества» Септимий Бассиан творил при помощи армии. Он свято помнил завет отца: «Если за тебя будут солдаты, то на всех остальных наплевать». Но оттуда же исходила и угроза. В итоге Каракалла погиб в возрасте 29 лет в результате заговора военачальника Макрина, над которым постоянно издевался. Впрочем, причиной его устранения считается нежелание элиты воевать с Парфией. С многочисленной свитой 8 апреля 217 года император ехал из Эдессы в Карры, отошел за холм пописать, и его зарезал собственный телохранитель. В сравнении с Каракаллой похождения Калигулы и Нерона – это мелко, но его «выдающиеся подвиги» так же ярко в литературе и кино не показаны.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b4f983383eab200ac493e17/krovavye-bani-imperatora-karakally-5bb881a0049c1c00aa16438d
Термы Каракаллы в Риме
Термы Каракаллы – грандиозное в своей монументальности сооружение, построенное в Античном Риме в начале III века нашей эры. Глядя на гигантские руины терм, их даже трудно сопоставить с таким простым житейским понятием, как баня. Из этой статьи Вы узнаете об истории сооружения, его современном состоянии, как посетить Термы Каракаллы в Риме, какой у них режим работы и цена билетов.
История терм
Термы получили свое название от имени построившего их императора Каракаллы, а точнее – от его прозвища. На самом же деле императора звали Марк Аврелий Антонин (не путать с Марком Аврелием из династии Антонинов), а свое прозвище он получил за любовь к галльскому плащу с капюшоном длиной до пят, называвшемуся каракаллой.
Строго говоря, возведение бань началось еще при отце Каракаллы, а закончилось в 217 г. – уже после его смерти. Да и почти весь период строительства император находился в военных походах далеко за территорией Рима.
Термы поражали своей грандиозностью даже пресыщенных зрелищами римлян
Период возведения терм стал своеобразной точкой отсчета до заката империи, раздираемой междоусобицами и народными волнениями.
Начало III в. ознаменовалось только-только налаженным миром, чему способствовал отец Каракаллы, и, дабы отвлечь людей от политических и социальных проблем, решено было возвести новый комплекс терм.
По своей концепции задумка была неоригинальна: на тот момент в Риме уже действовали несколько императорских терм и множество более мелких.
И потому, чтобы поразить городской люд, пресыщенный разнообразными зрелищами, ставка была сделана на невиданный доселе размах. Площадь двора представляла квадрат 400х400 м, а само здание имело размеры 150х200 м.
Интерьеры терм сами по себе являлись произведением искусства
Термы в римской культуре были не просто баней, но и сердцем общественной жизни. Зачастую в них не только мылись, но сюда приходили для решения важных вопросов, переговоров и даже плетения заговоров. А термы Каракаллы вообще стали для римлян настоящим развлекательным центром.
Здесь имелась своя библиотека, сады, амфитеатр, гимнасии для занятий физическими упражнениями и стадион. Причем конструкция комплекса спроектирована так, что стадион был виден прямо из банных залов, и посетители могли наблюдать за происходившим, не покидая помещения.
Статуя Аполлона Бельведерского когда то украшала интерьер термы
Интерьеры терм Каракаллы в Риме сами по себе являлись произведением искусства. Для услады взора полы и стены выложили мрамором и стеклянной мозаикой, а по всей их длине в глубоких нишах стояли великолепные скульптуры.
Некоторые из них дошли и до нас: знаменитый Аполлон Бельведерский и композиция Фарнезский бык находятся сейчас в музеях Ватикана и Археологическом музее Неаполя соответственно.
Устройство терм
Непосредственно бани представляли из себя череду помещений различного назначения. В центре располагался фригидарий – прохладный зал без крыши для отдыха.
Позади него – тепидарий – прародитель сауны, комната с сухим горячим воздухом, а за тепидарием следовал кальдарий – круглый зал с бассейном посередине, наполненным теплой водой. Также в комплексе были небольшие комнаты для желающих помыться в одиночестве.
Термы в римской культуре были сердцем общественной жизни
Внизу находились технические помещения и топки, обеспечивавшие работу терм. Вода сюда поступала с источника в долине реки Анио по акведуку Марция, построенному несколькими столетиями ранее. При Каракалле от него сделали ответвление, снабжающее цистерны бань чистой холодной водой.
Современное состояние
С увяданием Римской империи пришли в упадок и термы Каракаллы. Земли страдали от частых набегов варваров, а некогда богатейшее государство уже не могло поддерживать все те невероятные строения в должном состоянии.
Термы закрылись в 537 г. и были заброшены. Они оказались забыты настолько, что последующие поколения не знали даже предназначения колоссального комплекса.
Мозаичный пол в термах
Интерес к сооружению вернулся только в XVI в. Долгое время термы называли Дворцом Антонина, что совершенно неудивительно, учитывая масштабы комплекса. Тогда даже и представить не могли, что эти мощные стены принадлежали баням.
Кстати, именно благодаря особой технологии строительства они так хорошо сохранились. Между двумя слоями каменной кладки заливался бетон, и после его застывания конструкция становилась настолько крепкой, что разрушить ее было чрезвычайно сложно.
Термы хорошо сохранились благодаря особой технологии строительства
Сегодня термы Каракаллы, помимо музейного комплекса, служат также дополнительной площадкой для Римской оперы. На территории археологического памятника возвели сцену и оборудовали зрительные места.
С 1937 г. здесь дают представления, проходят они в основном в летний сезон – с июня по август. Цены на билеты вполне доступные – начинаются от 20 евро.
В 1960 г. – во время Олимпийских игр в Риме – тут даже проводили соревнования по легкой атлетике. Так что можно сказать, что в какой-то мере и сегодня термы Каракаллы исполняют свою прежнюю функцию.
Летом на территории комплекса проходят оперные представления
Время работы и как добраться
Термы Каракаллы в Риме открыты ежедневно, кроме 25 декабря и 1 января. Археологический комплекс работает по следующему расписанию:
- Со 2 января по 15 февраля: 09:00 – 16:30
- С 16 февраля по 15 марта: 09:00 – 17:00
- С последнего воскресенья марта до 31 августа: 09:00 – 19:15
- С 1 сентября по 30 сентября: 09:00 – 19:00
- С 1 октября до последней субботы октября: 09:00 – 18:30
- С последнего воскресенья октября до 31 декабря: 09:00 – 16:30
Войти можно не позднее, чем за час до закрытия. По понедельникам часы работы Терм Каракаллы в Риме – с 9:00 до 14:00, независимо от сезона.
Цена взрослого билета – 8 евро. Билеты можно приобрести в кассе комплекса.
Адрес Терм: Viale delle Terme di Caracalla. Добраться до Комплекса можно на метро по линии B, выйдя на станции Circo Massimo.
Полезные статьи по теме
Photos by: Chris 73, Coopculture , Yair Haklai, zainoo.com, Classic FM, Audioguía de Roma, Ancient History Encyclopedia, Cassius Ahenobarbus.
Последнее изменение статьи: 5 июня 2020
Источник статьи: http://www.blogoitaliano.com/goroda-italii/rome/termy-karakally-v-rime-istoriya-chasy-raboty-bilety-kak-dobratsya.html
Термы Каракаллы
Термы (бани) в Древнем Риме возникли по греческому образцу и к началу I века нашей эры стали одним из главных центров общественной жизни римской цивилизации. Термы играли более важную роль, чем простое место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь — здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы. Для этого термы, кроме собственно самих бань, включали гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, специальные залы для общения и парковые зоны. Каждый посетитель получал полный комплекс услуг для эстетического наслаждения.
В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. Их постройкой римские императоры преследовали ту же цель, что и возведением амфитеатров, — завоевание популярности у населения. Для терм создавались величественные и пространственные строения, отличавшиеся неописуемой роскошью и скульптурами. Бассейны строились из ценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота, а полы выкладывались искусной мозаикой.
Устройство и принцип работы древнеримских терм |
Термы Каракаллы |
Фотогалерея |
Забвение культуры гигиенических процедур и посещения терм |
Термы Каракаллы после падения Рима |
Практическая информация: |
график работы |
входные билеты |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Рима |
Устройство и принцип работы древнеримских терм
Термы в Древнем Риме представляли собой комплекс из ряда банных помещений с различной температурой, расположенных в такой последовательности:
- аподитерий — раздевалка;
- фригидарий — «холодная» баня. Практически всё помещение отводилось под бассейн с холодной водой. Стены отделывались мрамором и мозаикой. Смена воды происходила два раза в день, поэтому она всегда оставалась свежей;
- тепидарий — «тёплая» баня. Здесь проходил подготовительный этап разогрева;
- кальдарий — «горячая» баня;
- судаторий — парная, где температура поднималась до 85 °С;
- лаварий — помещение, где обливались водой, принимали ванны, натирались ароматическими маслами.
Изначально судаторий обогревался с помощью печи-жаровни: на бронзовой решётке над раскалёнными углями нагревались крупные камни. Поливая их водой, получали влажный пар. Позже термы стали отапливаться с помощью проложенных под полом и в стенах специальных каналов для горячего воздуха, поступавшего от печей, которые находились снаружи и топились целый день. Для этого пол был двойным. Верхний его слой стоял на вертикальных глиняных трубах. В пространстве между трубами циркулировал горячий воздух, нагревавший пол. Также горячий воздух циркулировал непосредственно между стенами и их мраморной облицовкой.
Как правило, под помещениями терм находились колоссальные субструкции, в которых были расположены все подсобные помещения и, в частности, отопительная система и водопровод. На внутреннем дворе размещалась огромная цистерна-отстойник, в которой отстаивалась вода. Совершенство системы отопления, снабжения водой и канализации свидетельствует об очень высоком искусстве древнеримских инженеров. Широчайший размах строительства терм сочетался с экономией материала и рациональным использованием площади. Характерно применение ниш для облегчения стены и использование этих ниш для постановки статуй или устройства фонтанов.
Термы называли по имени построившего их императора. Самыми большими в Риме были термы Диолектиана, которые могли вместить одновременно до 3,5 тысяч человек, однако самыми красивыми и величественными считались термы Каракаллы, вмещавшие только 1600 посетителей. В конце I века до нашей эры в Риме насчитывалось 170 общественных бань, а к IV веку нашей эры их число увеличилось до 1000.
Римляне находились в бане обнажёнными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха. Периодически издавались законы, запрещавшие совместное присутствие лиц разного пола в одной бане, однако соблюдались они далеко не всегда. Иногда для женщин устанавливались особые часы посещения или даже строились отдельные бани. Позже правила стали меняться. Чем более могущественной становилась Римская империя и чем ближе она подходила к своей неминуемой гибели, тем больше внимания уделялось плотским утехам и разврату. Упадок империи сопровождался всё большим отказом от условностей. В конце концов термы стали местом оргий и всяческого дебоширства.
подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.
Термы Каракаллы
Термы Каракаллы (итал. Terme di Caracalla) представляли собой огромный архитектурный комплекс, столь же грандиозный и монументальный, каким были в своё время Колизей или мавзолей Адриана. Достопримечательность включала ряд залов для омовений, отдыха и развлечений. Здесь проводились собрания римских граждан, хранились произведения античного искусства, находились обширные библиотеки. Термы Каракаллы были гигантским общественным комплексом, поражающим своими размерами и богатством отделки.
Строительство терм, названных в честь правящего императора Септимия Бассиана Каракаллы, началось в 212 году, а было закончено в 217 уже после его смерти. Многометровые стены возводились из смеси извести с галькой и песком. Между плотно выложенных камней заливался бетон, а снаружи вся поверхность стен выкладывалась мраморными плитами. Таким образом, при внешней красоте и хрупкости сооружения, достигалась невероятная крепость стен.
Комплекс Терм Каракаллы размером 353×335 метров состоял из огромного главного здания (216×112 метров), окружённого со всех сторон парковой зоной с колоннадами. Внешними границами парковой зоны выступали двухэтажные постройки. План всего комплекса, состоявший из большого количества чрезвычайно разнообразных помещений, подчинён строгой симметрии. Система входов строилась с учётом наиболее быстрого и удобного использования каждого из помещений. Термы вмещали одновременно до 1600 человек. Для сохранения тепла внутри главного здания, все коридоры и переходы были спроектированы в виде изогнутых линий.
На западной стороне комплекса находился амфитеатр, служивший местом для атлетических состязаний. За ним — сооружение, состоящее из 64 сводчатых помещений, где были установлены цистерны с водой, которая подавалась из акведука Марция. Слева и справа от амфитеатра были расположены библиотеки.
В северной и южной стенах комплекса были устроены большие симметричные экседры, выходящие в парк. В каждой из них размещались палестра, глубокий бассейн и нимфей с фонтанами. По всей территории архитектурного комплекса были разбросаны дворики и маленькие беседки, где можно было отдохнуть на свежем, благоухающем ароматами цветов, воздухе.
Вход в главное здание комплекса вёл через арку по аллее, усаженной кипарисами. Его центральный портал был отделан бронзовыми декоративными деталями, а портал украшен мраморной выкладкой. В главном здании последовательно были расположены:
Главный зал — роскошно декорированное помещение площадью 2700 м² (50 × 54) с высокими окнами–фонарями (архитектурные прототипы сводчатых окон средневековых церквей). В огромных полукруглых окнах главного зала были вставлены пластины из полупрозрачного камня цвета слоновой кости, который обеспечивал мягкий рассеянный и золотистый свет. Стены зала были выложены полированным мрамором. Свод, разделённый на сегменты с розетками внутри, опирался на высокие колонны. Через отверстие в центре купола в зал опускался столб дневного света.
В главном зале были устроены две глубокие ниши, где размещались статуи Флоры и Геркулеса. Также в зале находилась знаменитая мраморная скульптурная группа «Фарнезский бык», изображающая казнь Дирцеи братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Братья привязали Дирцею к рогам разъярённого быка, который растерзал её. Пол в зале был мозаичным, составленным из маленьких раскрашенных камешков, из которых составлялись картины с изображением животных и мифологических сцен.
Фригидарий («холодная» баня) — большой зал с бассейном размером 58 x 28 метров, где посетители охлаждались после долгого нахождения в горячих помещениях терм.
Тепидарий («тёплая» баня). Справа и слева от тепидария находились две большие полукруглые эскедры, перед каждой из которых были размещены гимнастические школы. Пол в гимнасиях был выложен знаменитой мозаикой с фигурами атлетов. В 1824 году при раскопках на Авентинском холме были найдены фрагменты этой мозаики, которые в настоящее время хранятся в Латеранском дворце.
Кальдарий («горячая» баня) — великолепная купольная ротонда диаметром 35 метров. По периметру кальдария были устроены маленькие ниши, прообраз современных ванных комнат, где можно было мыться в одиночестве. По обе стороны от кальдария были расположены залы для отдыха.
Экскурсия «Магия вечернего Рима» — вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам — 3 часа, 29 евро
Гастрономическая экскурсия — сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии — 4 часа, 65 евро
Термы Каракаллы (современное состояние)
Забвение культуры гигиенических процедур и посещения терм
После падения Римской империи (476 год) в течение двух веков практически все термы на территории Европы пришли в полный упадок. Важнейшую роль в забвении культуры гигиенических процедур и посещении бань сыграло христианство, которое проповедовало ничтожность тела и «умерщвление плоти», ведь «тело — ничто, только душа имеет значение». Уход за телом начал считаться грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, ведь именно таким образом, по их мнению, можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было ещё и потому, что можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Кроме того, бани были названы очагами разврата и духовной заразы.
Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах ванные и туалетные процедуры классифицировались как роскошь и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Доподлинно известно, что вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением случаев, когда приходилось переходить реку вброд».
Результат не заставил себя долго ждать — в Средние века Европа просто утопала в грязи и всевозможных эпидемиях. Подробней про уровень гигиены в этот исторический период можно прочесть в статье Чем пахнут короли?.
Термы Каракаллы после падения Рима
Термы функционировали вплоть до 537 года, когда после очередного нападения варваров все акведуки, поставляющие воду на Авентинский холм, были выведены из строя или перекрыты. Постепенно Термы Каракаллы приходили в упадок, а приход папского правления привёл к их окончательному разрушению, так как в христианском Риме подобные постройки считались языческими. Только в XVI веке, на месте древних руин стали проводить археологические раскопки, которые привели к разграблению античных построек. Так, например, Папа Павел III из рода Фарнезе приказал по возможности использовать руины терм в качестве строительного материала для постройки своего нового дворца.
В последующие годы на руинах терм находили для себя пристанище нищие и социально опасный люд. В конце XIX века их территория была расчищена и приспособлена для культурных мероприятий, проходящих в городе. Например, здесь проводились концерты симфонических оркестров и представления отдельных знаменитых театров. Однако в 1995 году все публичные мероприятия на территории древних терм Каракаллы были запрещены с целью дальнейшего сохранения памятника мирового значения.
Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро
Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро
Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро
Источник статьи: http://tisamsebegid.ru/rim/termy-karakally