Первые бани на Руси
История русской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк пересказывает легенду, услышанную им в причерноморских степях. О том, что здесь некогда появился греческий герой Геракл. У него было три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды Геракл предложил сыновьям натянуть могучий лук, с которым, кроме него, никто не мог совладать. Только один Скиф — младший из братьев — сумел выполнить повеленье Геракла. Так Скиф стал владыкой причерноморских степей. В скифском кургане, что близ Никополя на Днепре, найдена серебряная ваза с изображением людей богатырского вида, обуздывающих степных коней.
Геродот рассказывал о банях, которыми пользовались эти сильные, могучие люди. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их затем войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия. От Геродота мы узнаем о том, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело.
О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань. березовыми вениками.
Много любопытного узнаем у Нестора (XI — нач. XII в.), этого, можно сказать, первого русского писателя, в его «Повести временных лет», «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля. »
Есть в летописи строки и о бане. В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывали себя холодной водой. «. И возмут на се прутье младое и бьют ся сами. И обдаются водой студеною. И то творят мовенье собе, а не мученье».
Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V-VI веках.
Бани Петра I
Некто Берхольц, находившийся некоторое время при дворе Петра I, рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные камни, ту степень теплоты, какая необходима. «Вначале спокойно лежишь на полке, устланном соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить березовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи. Окачивают, по желанию, теплою или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рожденным. »
Рассказ, записанный со слов современника Петра I: «В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: «Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка — вторая натура».
Петр I не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России. Петр распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях. Так, «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев открыл возле Олонца, что в Карелии, «марциальные воды». Так как вода источника оказалась железистой, ее назвали марциальной — в честь Марса — бога войны и железа.
Еще с петровских времен в России почиталась античная культура. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. И термы в том числе. В городе Пушкино (бывшее Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня. Это копия римских терм, «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».
Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню». Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».
Всемирная слава
Русские бани стали распространяться по всему миру. Так, например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.
В чем же превосходство русских бань? Хотя здесь нет роскоши римских бань, но зато русские производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и ныне производят в четырех или пяти. Но самое главное преимущество состоит в том, как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни. Захотел погорячее — плеснул воду в каменку. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но у этих бань есть недостатки, которых нет у русских бань — они не обновляются свежим воздухом. Новый пар рождает новый воздух. Кроме этого такой пар не смягчает тело так, как это делает пар русской бани — «расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в каком оне были прежде».
Во всех методических пособиях по физиотерапии русская баня рассматривается как классический метод теплолечения. Миллионы людей черпают в этом самобытном и чрезвычайно простом средстве бодрость, здоровье, закалку.
Источник статьи: http://studbooks.net/2479234/meditsina/pervye_bani_rusi
Как Пётр I с бородами и банями боролся
С привычкой носить бороду русские расстались легко, но поступиться чистотой тела оказалось выше их сил
Карго-культ Запада
«— Ужасное невежество! – сказал в заключенье полковник Кошкарёв. – Тьма средних веков и нет средств помочь… Поверьте, нет! А я бы мог всему помочь; я знаю одно средство, вернейшее средство.
— Одеть всех до одного в России как ходят в Германии. Ничего больше, как только это, и я вам ручаюсь, что всё пойдёт как по маслу: науки возвысятся, торговля подымется, золотой век настанет в России».
В такой дозволенной цензурою форме Н.В. Гоголь выразил сатиру не только на современных ему западников-прогрессистов, но и на отдельные реформы Петра Великого. И если даже в середине 19 века некоторые верили, что достаточно только переодеть русского мужика в немца, как Россия преобразится, то что же тогда сказать о начале 18 столетия!
Запрет русской одежды
Пётр I, веровавший, по выражению историка В.О. Ключевского, в «воспитательную силу кнута и застенка», считал, что преобразование России на западный лад надо производить в приказном порядке. Образцом для него служила не только Немецкая слобода под Москвой. Пётр к тому времени уже сам побывал за границей.
Вернувшись из «Великого посольства» осенью 1698 года и порубив головы мятежным стрельцам, Царь издал указ о запрете длиннополой русской традиционной верхней одежды. Пётр лично обрезал своим приближённым полы кафтанов, бороды и надевал на них напудренные европейские парики. В 1701 году он запретил дворянам и столичным обывателям носить русское платье и предписал костюм на западноевропейский лад.
«У городских ворот расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, – писал Ключевский, – которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а самое платье тут же резали и драли. Дворян, являвшихся на государственный смотр с невыбритой бородой и усами, нещадно били батогами… Купцам за торг русским платьем – кнут, конфискация и каторга».
Налог на бороды
Только три категории лиц сохранила привилегию носить бороды – крестьяне, священники и старообрядцы. Пётр даже предписал в обязательном порядке носить бороду только в сочетании с одеждой старого фасона. Сами же бороды было решено сделать источником государственного дохода.
В 1705 году за право носить бороду был установлен высокий ежегодный налог. С дворян, купцов и госслужащих брали по 60 рублей, с купцов гостиных и суконных сотен (самых богатых) – по 100 рублей, с прочих горожан – 30 рублей. Сельские обыватели могли свободно носить бороду в деревне, но при каждом въезде в город платили за неё копейку. Для сравнения цен: на один рубль можно было тогда сытно кушать целый месяц.
Борьба с банями
Ещё один элемент традиционного русского быта подвергся гонению со стороны Петра – бани. Здесь сыграли свою роль два обстоятельства. Во-первых, горячие бани по-русски были неведомы ни немцам на Кукуе, ни голландцам и англичанам, которых Пётр видел в заграничной поездке. Отсюда он пришёл к выводу, что бани не только не нужны, но представляют собой помеху благосостоянию государства. Сам Пётр не был любителем мыться.
Правда, как и в отношении бород, он решил извлечь из привычки русских людей к чистоплотности практическую выгоду и обложил бани налогом. С 1704 года богатые люди должны были платить с домашней бани по три рубля в год, прочие дворяне и городские обыватели – по рублю, сельские – по 15 копеек. «Но в среднем разряде много скудных людей… не могли оплатить своих бань даже с правежа под батогами, и через год их бани перевели на крестьянский оклад» (Ключевский).
Банный налог оказался одним из самых исправно поступавших в казну, в отличие, например, от налога на бороду. С привычкой носить бороду русские расстались легко, но поступиться привычной гигиеной тела ради прогресса оказалось выше их сил.
Если вам понравилась публикация — не забудьте:
— нажать «палец вверх»;
— подписаться на канал;
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/history_russian/kak-petr-i-s-borodami-i-baniami-borolsia-5ca1ecdb5ec13d00b43ffad3
Русская баня и петр первый
Слово баня в русских письменных источниках встречается с XI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница.
Вот что сказано в X веке от имени посетившего в веке первом место будущего Киева апостола Андрея Первозванного в «Повести временных лет» про славянские бани:
«Диво видел я в Славянской земле на пути своём сюда (в Рим). Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись…
Почти слово-в-слово это сообщение внесено в Патриаршую (Никоновскую) летопись.
Стоглав сообщает, что:
Да во Пскове граде моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазору.
Общие бани назывались торговыми. Стоглав требует
По священным правилом не подобает в банях мужем с женами в одном месте мытися; такоже иноком и инокиням возбраниша и запретища в баню ходити.
Указы императриц Елизаветы в 1743 году и Екатерины II в 1783 году запрещали людям разного пола вместе мыться и париться в торговых банях.
По статистике, опубликованной академиком С. Г. Струмилиным, в 1920-е годы в СССР на помывку в бане каждый работник среднестатистической семьи (включая зарабатывающих и помогающих обоего пола) тратил в среднем 5,23 часа в месяц; в том числе в столицах (общественные бани) — 4,73 часа и в провинции (в основном личные бани) — 5,3 часа.
Традиционные русские бани (деревенские) делятся на:
* Бани, отапливаемые «по-чёрному», имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через дверь или отдушину в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). При неправильной топке баня «горчит». Древесина внутри бани сильно коптится, в результате стены бани — тёмного цвета, но это также служит целям дезинфекции помещения бани. Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок. О полезном дыме в бане «по-черному».
* Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане обязательно имеется каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды. Такая баня требует для натапливания больше дров, однако намного проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
* Баня внутри русской печи. Печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи. Вероятно, отсюда происходит украинское название бани — «ла́зня». Современным аналогом такой бани, являются парилки разработанные русским ученым В. В. Масловым.
Отрывки из книги «РУССКИЙ ПАР» (очерки о русском банном искусстве) Георгия Борисовича Добровольского — автора оздоровительной программы «Русский пар».
Какою же должна быть парная камера русской бани? Прежде все-го, она должна отвечать двум основным требованиям — иметь минимальный объем и обеспечивать при этом максимальный комфорт пользующихся ею людей. Первое требование обусловлено необходимостью хорошего управления ее главными технологическими параметрами — температурой, влажностью и качественным составом паровоздушной среды. Второе — возможностью париться на полке, в положении лежа и легко осуществлять возможные банные процедуры, с помощью штатного массажиста или взаимно ухаживая друг за другом.
«Всякое дело мера красит», а мерой архитектурного пространства парильной камеры является тело человека. Она должна нам так же подходить по размеру как обувь и одежда, стул и кровать и положительно восприниматься всей пятерицей наших органов чувств. На протяжении многих лет нами накапливался опыт строительства парильных камер, варьировались их конструкция и внутреннее обустройство, испытывались различные конструкции калильных печей. В конечном счете, мы остановились на четырехместной камере, могущей удовлетворить как нам представляется запросы самых взыскательных парильщиков как на личной усадьбе, так и в респектабельных оздоровительных комплексах общественного назначения. Если же нет необходимости в такой камере, ее легко уменьшить вдвое и тогда в ней сможет одновременно париться два человека.
Пословицы и поговорки о бане
* Баня — мать вторая!
* Тело парит, здоровье дарит!
* Баня парит, баня правит.
* Пристал, как банный лист.
* В бане шайками закидают.
* Кто про что, а вшивый — про баню.
* В баню ходить — тело мыть, а не водку пить.
* Баню приготовить — что музыкальный инструмент настроить!
* В который день паришься, в тот день не старишься.
* Вылечился Ваня — помогла ему баня.
* Баня без пара — что щи без навара.
* В бане кости распаришь — тело исправишь.
* В бане веник дороже денег.
* В бане веник — всем начальник.
* Баня любую болезнь из тела гонит.
* После бани последние портянки продай, но пива выпей.
* В бане помылся — заново родился.
Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. В связи с этим у разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде.
По народным поверьям, в бане живет банник — дух бани.
Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит — не крякнет!» В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась наиболее стерильным и подходящим местом для домашних родов — а других в то время и не было! Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».
Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства:
* Тема бани широко отражена в фольклоре, в анекдотах и частушках. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев, 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев, 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем, Бабой-Ягой, колдуном и т. д.): ср.Афанасьев, 202—205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении.
* Лубочная картинка «Серебряницкие общие торговые бани». Редкий сюжет. Встречался в конце XVIII века.
* Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется — «Банька» («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
* Стихотворение Самуила Маршака о бане положено на музыку бардом Александром Сухановым.
* Многие произведения в исполнении Михаила Евдокимова связаны с баней.
* Баня присутствует как важное место действия в цикле фильмов Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной охоты в зимний период».
* Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
У каждого народа имеются свои традиции в строительстве бань и в пользовании ими.
По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён напоминали юрты. Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни.
Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.).
Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари». Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.
В начале XII века Абу Хамид Аль-Газали дотошно описал правила поведения мусульманина в общественной бане.
Сохранились сообщение Ибн Джубайра от XII века о банях в арабском мире: «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен… В этом благословенном городе (Мекке) две бани… И каждый из них (17 кварталов Багдада) имеет две-три бани… В этом городе (Дамаске) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой».
В Европе городские бани использовались не только по прямому назначению: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен» – писал Джованни Бокаччо.
О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
В XVII веке Чарльз Карлейль заметил: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней»
Что касается бань – писал Ибн Джубайр в XII веке – то число их несметно. Один из шейхов города (Багдада) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, — около двух тысяч»
Описания русской банной практики оставили И.-Г. Корб, С. Коллинз, С. Немоевский
Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни.
Первые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы Тита; к северо-востоку от них, почти рядом, были термы Траяна (104—109 гг.), где в царствование этого императора мылись женщины. Позднее воздвигнуты были термы Каракаллы, официально именуемые Антониновыми; они находились около Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Между Квириналом и Виминалом лежали термы Диоклетиана (298—306 гг.), занимавшие 13 га. Фригидарий их Микеланджело превратил в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, существующую и поныне. Здесь же располагается Национальный музей Рима. Термы строились и на территории римских провинций, например императорские термы в Трире.
Внутри императорские термы были выполнены из мрамора, украшены мозаикой, скульптурами и мраморными колоннами, окна и двери были из бронзы. В термах находились следующие помещения: одежду оставляли в раздевалке (apodyterium), затем посетитель мог заняться спортом или смазать тело маслами. Банная «программа» начиналась с купания в холодной воде во frigidarium, затем в чуть теплой воде в tepidarium, и потом в caldarium, с теплой водой.
Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен — гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим. Верхнее покрытие состояло из больших кирпичей, слоя битой глины и основного покрытия. Все это держалось на небольших кирпичных опорах (pilae), которые сразу размещали в шахматном порядке. В стены были встроены прямоугольные кирпичи, внутри полые (tubuli), которые крепились металлическими скобами. Внутри стены терм были украшены мрамором или оштукатурены.
* Палестра — место для физических упражнений
* Аподитерий — комната для раздевания в римских банях, предбанник
* Тепидарий — теплое помещение
* Кальдарий — самое горячее помещение
* Гипокауст — отопительная система, находилась под кальдарием
* Лаконик (судаториум, гипокауст) — помещение, где прогревались сухим воздухом, с большим, но мелким бассейном для омовения
* Лабрум — бассейн в лаконике
* Пропнигий — парильня
* Фригидарий — прохладная комната с бассейнами
* Айлептерий — специальное помещение, где производились массаж и умащивание тела маслами.
Источник статьи: http://vk.com/topic-18577809_24006945