- Значение словосочетания «торговая баня»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «торговый»
- Ассоциации к слову «баня»
- Синонимы к словосочетанию «торговая баня»
- Предложения со словосочетанием «торговая баня»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «торговая баня»
- Сочетаемость слова «торговый»
- Сочетаемость слова «баня»
- Понятия, связанные со словосочетанием «торговая баня»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словосочетанием «торговая баня»
- Тайны старого Челябинска: бани торговые и другие
- Общественные (торговые) бани на Руси
Значение словосочетания «торговая баня»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова вкатывать (глагол), вкатывали:
Ассоциации к слову «торговый»
Ассоциации к слову «баня»
Синонимы к словосочетанию «торговая баня»
Предложения со словосочетанием «торговая баня»
- Одеты, как мать наша в раю, сущие вывески торговой бани либо мясного ряду.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «торговая баня»
- Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань .
Сочетаемость слова «торговый»
Сочетаемость слова «баня»
Понятия, связанные со словосочетанием «торговая баня»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «торговая баня»
Одеты, как мать наша в раю, сущие вывески торговой бани либо мясного ряду.
Только в 1743 году был издан сенатский указ, согласно которому мужчинам и женщинам запрещалось вместе мыться в торговых банях, равно как и входить в женскую баню мальчикам, достигшим семи лет, а девочкам того же возраста, соответственно, в мужскую.
За три часа до вечера ряды и торговые бани затворялись.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8F
Тайны старого Челябинска: бани торговые и другие
Распространение общественных бань на Руси началось еще в XI–XII веках. Первыми были монахи из Печоры, которые побывали в Греции на священной горе Афон, после чего такие заведения стали открываться в различных русских городах и княжествах. Петр I при возведении Петербурга разрешил строить в новом городе бани всем и без всяких ограничений: за строительство бани в Петербурге, равно как и по всей стране, не нужно было платить пошлину. Позднее Петр учредил даже специальную банную канцелярию, в чье ведение перешли бани Петербурга. В одной Москве в конце XVIII века насчитывалось около 60 общественных бань, которые пользовались спросом не только у москвичей, но и у жителей окрестных посёлков. А к началу XX века в России насчитывалось более 300 тыс. бань. Общественные бани стали называться торговыми. Помимо них, существовали и дворянские бани — заведения скорее для отдыха и праздного времяпрепровождения, чем для гигиенических нужд. А что же в Челябинске?
В 1916 году газета «Челябинский листок» писала, что «в городе Челябинске имеется всего четыре торговых бани, из коих по поместительности и оборудованию заслуживает это название только баня Бардского, остальные лишь жалкая пародия бани». Лестно упомянутая в заметке баня дворянина Вячеслава Владимировича Бардского располагалась на улице Ильинской (ныне Красноармейская), рядом с Солдатской площадью (ныне площадь Павших). Она была построена в 1911 году, в советские годы ее надстроили аж до трех этажей. Просуществовало это заведение вплоть до начала 80-х годов, пока здание не снесли.
Тайны старого Челябинска: набережная реки Миасс
В этом же районе на берегу реки Миасс на улице Ахматовской (ныне Свободы) была баня Александры Николаевны Воробьевой. Пока в городе не было городского водопровода, общественные или, по-другому, торговые бани располагались поближе к источникам воды — то есть к рекам Миасс и Игуменка. Торговая баня Воробьевой была построена партнерами Сухаревым и Воробьевым в 1903–1904 годах, а позже перешла в полную собственность Александры Николаевны, члена семьи одного из партнеров.
27 мая 1921 года в газете «Советская правда» было опубликовано сообщение: «25 мая после полудня загорелся дом Воробьевых у Дрожжевого завода (ныне территория бывшего завода Оргстекла). Предполагают, что причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем. Пожару способствовал очень сильный ветер, благодаря чему в непродолжительном времени северо-восточная часть города была охвачена огнем… Сгорело более четырех кварталов». Стала ли источником этого серьезного происшествия именно баня, которая располагалась непосредственно на дворовом месте Воробьевых, или нет — это сегодня неизвестно. Но после этих событий упоминаний о бане Воробьевой не встречается. Кстати, ее в 1919 году национализировали, и после этого заведение функционировало как городская баня № 2.
Тайны старого Челябинска: Где ночевали «делижаны»?
Как мы уже не раз рассказывали, городской водопровод в Челябинске запустили лишь в 1912 году. Но еще двадцатью годами ранее в Челябинске был построен водопровод Самаро-Златоустовской железной дороги. Железнодорожная водокачка находилась на Ахматовской улице, всего в нескольких шагах от бани Воробьевой. Однако распоряжалась этим водопроводом только администрация железной дороги, и, соответственно, использовали сооружение только для ее нужд. Городские власти и простые горожане к этому водопроводу доступа практически не имели: за исключением монашек, Народного дома и парочки шустрых предпринимателей, воспользовавшихся тем, что водопровод пролег мимо их владений. В Никольском поселке около вокзала уже давно было построено сразу две бани для железнодорожников. Кроме того, были построены бани общего пользования на переселенческом и войсковом остановочном пунктах. В 1910-е годы около вокзала появились и торговые бани — Суслова и «Союза городов». Где конкретно находились они, сейчас неизвестно. Вскоре после революции они прекратили свое существование.
До наших дней в Челябинске дошли здания всего двух бывших бань общественного назначения, которые были построены еще до революции.
Самое интересное и красивое здание — двухэтажное, кирпичное — возведено в 1911–1912 годы для нужд переселенцев. В здании размещалась пароформалиновая камера для дезинфекции, а в одноэтажной пристройке — котельная с 25-сильным двигателем локомобильного типа и динамо-машина, от которой баня и другие постройки переселенческого пункта обеспечивались электрическим освещением. В бане были устроены асфальтовые полы. Подрядчиком строительных работ выступил Щетинин — владелец асфальтового и кирпичного заводов. К середине 1980-х годов здание пришло в запустение и до начала 2000-х годов было заброшено. Сейчас его отремонтировали, в нем размещается организация «Союзлифтмонтаж» (улица Монакова, 39). До строительства этого великолепного банного сооружения в начале прошлого века переселенцы, двигавшиеся на восток через Челябинск, посещали более скромное сооружение — одноэтажное и деревянное. Сохранилась даже фотографии первой челябинской переселенческой бани.
Тайны старого Челябинска: открытие с единственной фотографии
С появлением в 1904 году в Челябинске войскового остановочного пункта вместе с постройкой трех солдатских казарм и офицерского флигеля соорудили также каменное здание для бани. К моему удивлению, это здание, хотя и полуразрушенное, как и все остальные казармы бывшего войскового пункта, сохранилось. В советские годы был надстроен второй этаж, после чего здание использовали уже не как баню, а как столовую. Но на первом этаже можно увидеть потолок из сводов Монье, которые широко использовались в строительной практике в начале ХХ века, в том числе в Челябинске. О том, что это именно здание бывшей бани, свидетельствует очень точный план 1911 года, хранящийся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.
В истории дореволюционных челябинских бань общего пользования есть одна очень необычная страница, о которой еще в 2011 году рассказал историк-архивист Николай Антипин. 15 сентября 1904 года вблизи железной дороги, недалеко от здания для пассажиров IV класса (это район современного вокзала), началось строительство комплекса бани, прачечной и дезинфекционного флигеля. Трубы, дезинфекционная камера, различные другие детали были доставлены аж с заводов Прибалтики и Польши. Оборудование монтировало столичное «Техническое строительное бюро», руководил работами инженер Виберинг.
Для сравнения: годом ранее, в 1903 году, в Челябинске на Южной площади (ныне площадь Революции) завершилось строительство Народного дома, возведение которого обошлось «всего» в 35 тысяч. Уже 14 марта 1905 года санитарный комплекс принял первых посетителей.
Однако работа бани закончилась неожиданно. Временно исполняющий обязанности председателя комиссии по постройке войсковой бани капитан Окороков в одной из последних телеграмм сообщает: «Прекратить отопление, освещение бани, отправить команду в полк, отпустить машинистов, за повреждения механизмов труб от мороза, за разгром бани проходящими войсками ответственность с себя слагаю». Началась революция, и проходящие армейские части разрушили построенное для них же сооружение.
Источник статьи: http://www.znak.com/2018-07-06/tayny_starogo_chelyabinska_bani_torgovye_i_drugie
Общественные (торговые) бани на Руси
Избражение на заставке: М. Ф. Демам-Демартре. Русская баня. 1800-е гг.
Существует малоизвестная ныне средневековая легенда о том, что Россия обязана своим названиям именно баням. Антиохийский (сирийский) патриарх Макарий, совершивший в XVII веке путешествие в Россию, рассказывает в своих записях о «банном» происхождении названия «Россия», которое родилось в Новгороде благодаря знакомству Апостола Андрея с новгородскими банями при весьма неблагоприятных обстоятельствах:
«Новгород. Он есть первый город в этой стране, после Киева, принявший христианскую веру чрез ап. Андрея, как об этом написано в их книгах. Рассказывают что, когда ап. Андрей к ним пришел и проповедовал, они, озлобившись, собрались на него и посадили его в очень горячую баню, нагретую до крайней степени, а затем стали лить сверху холодную воду: от плит поднимался пар, жар усилился, а также и потение святого, и он воскликнул по-гречески: εφίδρωση «Эфивросси» т. е. «ах! я вспотел»; отсюда и произошло название этой страны «Россия». Тогда его вывели, стали почитать и уверовали чрез него. Посему жители этого города славятся пред всеми жителями страны московской своею великою набожностью и тем, что они издревле утвердились в вере, и они смеются над московитянами за то, что те уверовали позже них. С того времени до сих пор они не изменяли вере. Московские князья, когда еще были неверующими, постоянно ходили войной на них, как мы о том вскоре расскажем. По указанной причине и церковь св. Софии в этом городе точь-в-точь как настоящая и древнее чем таковая же в Киеве» [Павел Алеппский, 1898].
К особенностям развития русской паровой бани привело одновременное существование в России двух параллельных цивилизаций: городской и деревенской. В простой деревенской жизни, скажем, в Новгородской губернии (области), не только бани, но и многие избы продолжали отапливаться по-черному до 1930 – 40-х годов (данные музея деревянного зодчества «Витославицы» в Новгороде). Естественно, что ни о каких банях по-белому во многих деревнях не слышали вплоть до середины XX века. Были деревни, где по бедности и вовсе не было бань, хотя это было характерно не для Новогродской губернии, а для Московской. (В таких деревнях мылись в печах, о чем мы расскажем ниже). В русской городской цивилизации банная культура прогрессировала вместе с усовершенствованием конструкций кирпичных банных печей-каменок. В городах особой популярностью стали пользоваться торговые (общественные) бани или «царские мыльни». Одна из первых общественных бань на Руси была построена в камне в Переславле в 1089 году. Согласно «Повести временных лет» первая общественная (торговая) каменная баня по византийскому образцу с мозаиками, мраморами, поливными плитками и керамическим водопроводом на Руси была построена константинопольцем Ефремом Скопцом, владыкой Переяславским (Переславль-Хмельницкий): «строенье баньное камено, сего же не бысть преже в Руси». Бани прозвали «Ефимовы» по имени местного епископа, устроивших их для народа. Русские городские торговые бани были большими: сохранились записи с обмерами одной из них в городе Азове: баня имела внушительные размеры 14 на 8 саженей (30 на 17 метров) [Дуров И.Г., 2013].
В состав торговых городских бань традиционно входили следующие части: а) сени, или коридор; б) раздевальня, или так называемый предбанник с особой печью, в) мыльня — теплая комната (с ванной или без); г) паровая комната, или горячая баня — с прибором для образования пара и лежанками на возвышенных полках; д) водогрейная, т. е. место, где приготовляется теплая вода и е) теплое отхожее место [Новый энциклопедический словарь, 1911. – Т.5]. Сени или коридор бани могли быть как холодными, так и отапливаемыми. Считалось, что в раздевалке достаточно иметь тепла +15°C. Мыльня требовала температур воздуха от +20°C до +30°C. В паровой комнате должна была поддерживаться температура от +45°C до +50°C. «Всю зиму и большую часть лета топят они свои печи, устроенные подобно банным печам в Германии, и палати их так нагревают дом, что иностранцу сначала, наверное, не понравится» [Флетчер Дж., 1906].
|