У хохлов нет бань как они мылись

Бани в Украине. Исторический аспект?

Бани в Украине. Исторический аспект?

Собсна, с супругой сейчас общались на даннную тему.
Возник вопрос — по истории, в давние времена были на Руси бани. Мылись в них, рожали. Послов вражеских сжигали в оных во времена княгини Ольги в конце концов 😊
Описаны греческими историками бани (больше похожие на финские/лапландские сауны) у скифов, проживавших в древние времена на наших территориях.
В России, опять таки, банная тема сохранилась с незапамятных времен. Иметь во дворе баньку было нормой, да и сейчас есть, невзирая на наличие душа в доме.
А вот в Украине.
Супруга не любит ездить в село к бабушке по причине что мыться приходится в «ночвах» — корыте по русски, поставленном посеред кухни сельского дома.
Да и я помню, приезжая к РАЗНЫМ . родственникам в РАЗНЫЕ . села по Украине, грели воду на плите/печи и. Всегда смущало отсутствие отдельного помещения под помывку в доме или во дворе (речь идет о старых домах).

Вопрос — куда делась банная традиция в Украине после Киевской руси? Почему отказались от бань во дворе и когда? В украинской литературе 19-20 веков особых посыланий на какие-либо банные события практически нет, т.е. этот пласт народной жизни отсутствовал. Ведь если дед в баню ходил, отец ходил то и внук логично что ходить будет, ибо реально не только чистоте вопрос, но и поросто — банька это классно!?
Почему-же перешли на помывку в корыте посреди хаты?

Укры, вместо помывки в бане, САЛОМ мажутся — так по их мнению гигиеничнее.

maxkyiv
Послов вражеских сжигали в оных во времена княгини Ольги в конце концов

Блин. у меня дядя (с Черниговщины) в городе живет(Краснодарски край), ванна в 90-е появилась, а туалет так в огороде и остался.
PS: Дядя не бедствует — не давно сыну новую иномарку купил.
Для меня это загадка. Версия только с салом в голову приходит.

maxkyiv
Вопрос — куда делась банная традиция в Украине после Киевской руси?

не удивлюсь если запретили там бани

В Беларуссии та же ситуация. Только в Витебской поближе к России иногда появляются.

Укры, вместо помывки в бане, САЛОМ мажутся

Источник статьи: http://guns.allzip.org/topic/68/1305746.html

Почему у хохлов нет бань

Давно хотел поинтересоваться.

Начиная еще с моих детских впечатлений, когда ездил с родственниками в Краматорск, там в частном секторе бань нет вобще.

Все под газом и естественно все бытовые в доме. И помыться и подмыться и т.д. Это еще в те «благословенные» советские времена, когда в что такое газификация сел, деревень никто не знал и единственный способ помыться был раз в неделю в собственной бене. Это если баня есть. Если у кого нет-ходили к соседям.

Только представить-большинство советских людей мылись раз в неделю. Умывальник и тазик на кухне в деревне-обычное дело.

Впрочем это многие практикуют и сейчас, не ощущая никакого дискомфорта.

Почему у хохлов нет бань

Банное наследие разных народов

Самая древняя баня на территории современной Украины относится к трипольской культуре неолита. В этот период жилища-землянки стали сменять наземные глинобитные постройки. Народ Триполья отличался развитой культурой омовения. Археологи находят специальные домики-бани, состоящие из нескольких помещений, предназначенных для проведения различных процедур: для парки, омовения тёплой и холодной водой, а также отдыха с чаем из целебных трав.

От скифов украинцам достались «банные юрты», которые описывал ещё Геродот. Делались они так: на каркас из жердей натягивался войлок, посередине помещался чан с водой, которую нагревали с помощью раскалённых камней. В юрте также находились раскалённые камни, на которые клали ароматические растения. Тело натирали распаренными листьями, а затем омывали водой. Геродот очень высоко отзывается о целебном и тонизирующем эффекте такой бани.

Во времена Древней Руси, когда центрами одного государства были и Киев, и Великий Новгород, банные традиции на всей территории были общими, но разнообразными.

Читайте также:  План не большой бани

От скандинавов пришла традиция мытья в чане с нагретой водой, поставленном на открытом воздухе. Воду грели камнями или разводили под чаном костёр. После отмокания можно было перейти в парной домик, где использовались хорошо знакомые нам лиственные веники. Эти банные веники даже были частью налога, собираемого с покорённых племён.

В Норвегии и сейчас так моются: на природе, например, с видом на живописный фьорд или речной поток, в огромном чане, в котором свободно помещаются 5-6 человек. Воду используют ту, которая есть под рукой: часто это солёная вода из океана.

Казацкие традиции мытья

После падения Киевской Руси степная зона Причерноморья четыре сотни лет была «диким полем»: селиться там было невозможно из-за постоянных набегов. Затем туда стали прибывать казаки и «вольные люди». Они начали обживать эти земли, хотя быт здесь был своеобразный: осёдло-кочевой. Мытье в таких условиях было совершенно необходимо, поэтому казаки практиковали походные бани, аналогичные скифским «войлочным».

Казаки были не народом, а общностью, члены которой объединялись на основе их воинственности и стремления к независимости. Поскольку среди казаков были потомки славян, тюрок, касогов, хазар, греков, их национальные обычаи неизбежно отразились на казачьем укладе. Дома у них строились не из брёвен, как на Руси. С лесом в степной зоне дело обстояло похуже, да и климат был теплее. Сооружались глиняные мазанки, иногда использовался саман или кирпич. Типовое казацкое хозяйство состояло из двух строений: велыкая хата и малая хата. В велыкой размещалась семья, в малой располагалась мыльня, кухня, столовая и мастерские.

По стенам располагалось несколько лавок на разных уровнях. Использовались веники, причём их заготовка представляла собой целый ритуал. Срезать ветки для банных веников предпочитали в дни церковных праздников, читая при этом специальную молитву. А сушить их следовало только в тени.

Казаки были большими мастерами банных дел. Они обязательно проводили подобные процедуры до и после похода: баня помогала и собраться с силами, и отдохнуть. А специалисты-знахари у них при помощи распаривания лечили раны и травмы.

Как обстояли дела с баней на Западной Украине

Западная часть Украины по рельефу, природным ресурсам и традициям отличалась от восточной. Это были лесные увалы Карпат, а жили здесь довольно монолитные группы славян. Здания были бревенчатыми, а баня, как и на Руси, представляла собой отдельное строение. Топили по-чёрному: печь стояла посреди комнаты и дым выводился через дверь. Потолок и стены постепенно покрывались копотью и чернели, отсюда и название.

В результате западные украинцы привыкли вместо бани летом купаться в реке, а зимой пользоваться ёмкостью, которая по праздникам ставилась посреди кухни. Ёмкость это называлась «ночва» (как и в Белоруссии), её делали из дерева, иногда это был небольшой бассейн, но чаще просто корыто. В каждом селе существовали свои традиции, и они весьма различались, но до сих пор в старых домах Западной Украины нет отдельного помещения для помывки. Весь процесс происходит по-прежнему изредка, посреди кухни в ночве, что сильно шокирует неподготовленных гостей.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/pochemu-u-hohlov-net-ban/

Крым. Крымский форум.

Свидомый
Свидомый

Свидомый
Свидомый

Наследие. Очерк о Кубанской казачьей бане

Баня для современного человека звучит несколько анахронично. Да и нужна ли современному человеку баня, когда в век научно технического прогресса в каждом доме, каждой квартире, да что там, даже в мобильных средствах, таких как автодома, есть душевые, ванны, джакузи, бассейны и многие другие приспособления, с помощью которых человек удовлетворяет не последнюю из своих потребностей в поддержании чистоты и гигиены тела. Напоминание о бане у современного человека часто вызывает следующие ассоциации: там все голые; жара; когда льют воду на раскаленные камни; когда люди хлещут друг друга вениками; свободное время препровождение; друзья, любовь, веселье… и т.д., и т.п.
На самом деле, что же такое баня, какие ее корни, какой в ней прок, есть ли у нее будущее? Вопрос о бане такой обширный, что для того, чтобы на него ответить, необходимо, заглянуть в прошлое. Исторически точно установлено, что водные процедуры, как средства поддержания чистоты тела, были практически у всех народов, но вот виды водных процедур, температурные режимы, и, соответственно, приспособления и сооружения для данных процедур были у каждого разные. Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что большое значение в культурной деятельности человека было умение поддерживать здоровый образ жизни. При отсутствии в те давние времена письменности, данный опыт мог передаваться через сказания и традиции. Это сейчас каждый знает, что огромное значение в поддержании здоровья имеет образ жизни. Питание, физические нагрузки – поддерживающие тонус, эмоциональные и психологические составляющие позволяют гармонично развиваться человеку. В прошлом, выявляя факторы, положительно действующие на человеческий организм, люди создали требования к коллективному поведению. Данные требования складывались в традиции, которые на ранней стадии развития общества, при отсутствии научного обоснования вполне были логичны и не подвергались ни какому обсуждению. Так на заре человечества возникали традиции соблюдения общего порядка и иерархии, поддержания чистоты и здоровья.

Читайте также:  Баня с мужиками и женщинами

Традиции складывались в культуру. Культуру поведения, жизни, работы, отдыха. Несомненно, культура здорового образа жизни занимала и занимает одно из важнейших мест в становлении и развитии общества.
Культура банного дела длительное время строилась на принципах потребностей общества. Она имела явное разделение на общественные бани и семейные бани. Общественные бани создавались для поддержания чистоты среди людей, проживающих в плотно населенных городах и главное их предназначение — профилактика болезней через чистоту тела. Однако веками складывающиеся наблюдения о водных процедурах и теплового воздействия на выздоравливание больных привело к тому, что стали возникать лечебницы, применяющие бани.

Культура чистоты свойственна всем народам. Государство провозглашает здоровье нации своим достоянием, поэтому водные термальные процедуры применялись у древних греков и римлян, турок и народов населяющих современную Россию. Грязный и немытый человек был всегда порицаем в обществе.

История имеет такие яркие примеры, что когда в Европе, борясь за нравственную чистоту из религиозного фанатизма, стали запрещать показа голого тела и поэтому запретили и бани. Эпидемии чумы, тифа, оспы держали в постоянном страхе целые народы. И только возвращение культуры чистоты тела позволило вернуть спокойствие обществу избавившемуся от массовых болезней. Однако с потерей культуры банного дела была потеряна возможность индивидуального восстановления, очищения, оздоровления, реабилитации, коррекции.

У различных народностей, исходя из места проживания, культурных особенностей, природных факторов, возникали различные предпосылки или потребности в той или иной водной, тепловой, физической процедуре. Кочевые народы для очищения применяли нагретый воздух в юрте, и раскаленные в костре камни. Поливая на нагретые камни воду, получали пар, в котором прогревались, потели, очищались. Оседлые народы создавали постоянные места для очистки, очищения и омовения. Потребовалось строительство очагов, способных нагреть помещение и воду, а также строительство специальных помещений, в которых размещался очаг и принимались непосредственно процедуры. Для этого использовались различные доступные материалы. В лесной зоне самым доступным материалом было дерево, в степной – глина, в горной – камень, это и породило различные формы строительства не только жилых зданий, но и бытовых помещений.
Казаки, заселявшие Кубань в 17 – 18 веках, были в большей части из степных районов Малороссии, верховий Дона, частично из центра России. С собой они приносили традиции и культуру мест, откуда прибыли и устраивали свой быт согласно нажитым привычкам.
Но заселялась Кубань не на пустом месте: черкесы, адыги, греки, турки, и т.д. которые уже имели свои культурные и бытовые корни и привычки. Все это наложило отпечаток на культуру казаков, всегда умевших оценить как союзников, так и противников, умевших перенять самые интересные и прогрессивные идеи. Так, используя метод глинобитного строительства, все чаще казаки стали применять камень в строительстве. Строя вторую (или малую) хату для бытовых целей, в которой банылысь (мылись), пряли, скорняжничали, рукодельничали, в ней за печкой выгораживали «теплый вугол» (парную) без которой невозможно было хорошо пропариться и восстановить свое здоровье не только после трудовых будней, но и после боевых действий. «Велыка хата» (большая или главная) была только для отдыха, приема пищи, и детского содержания. Бедные казаки не всегда имели малую хату.
Казачьи постройки чаще всего строились методом пристраивания к Велыкой хате, малой хаты, далее шли кладовка, скотный сарай, конюшня.
Каждое строение имело как собственный выход во двор, так и имело проход из помещения в помещение, что выгодно было не только в зимнее и дождливое время переходить без выхода на улицу, но и диктовалось вопросами безопасности позволяя в случае нападения врагов выйти по наиболее безопасному выходу. Строения строили или в ряд по границе подворья, но тогда без окон со стороны улицы, или перпендикулярно к улице. Подворье, кроме явных дверей имело еще и тайные выходы, чаще из конюшни, позволяя безопасно выйти самому и вывести коня. Строения делали из различных материалов. В основном это были саманные, турлучные, глинобитные строения. Богатые казаки могли позволить построить деревянную Велыкую хату, или даже кирпичную. Богатство казаков было в их сыновьях, поскольку наделы земли давались с учетом количества душ мужского пола.

Читайте также:  Баня мойдодыр кирово чепецк

Выход из Велыкой хаты считался парадным, и его открывали только по особым случаям. В Велыкой хате было две – три комнаты (иногда больше) отапливаемые большой печью напоминающую по строению Русскую печь, она чаще и была фактически перегородкой между комнатами. Печь топили только в самые холода, в межсезонье пользовались теплом идущем из малой хаты открыв смежную дверь. В Велыкой хате только спали, и здесь находилась детвора. Это было чистое строение, где был и святой угол. В ней старались пол сделать из дерева. Из Велыкой хаты сразу попадали в Малую хату, которая была попроще. Состояла она из одной или двух комнат, также разделенной печью. Большая комната была бытовой, где проводили основное время: в этой комнате пряли, шили, шорничали, мастерили, стирали, готовили пищу, обедали, и даже мылись, хотя для полного мытья и парения существовала меньшая комната «теплый угол», отделенная перегородкой и примыкающая к печи. По окончанию работ казаки шли в Малую хату мылись, переодевались, принимали пищу и только после этого шли в Велыкую хату на покой.

Пол в Малой хате был глиняный и периодически перемазывался или как иногда называли — доливался (кстати и назывался он долывка). Кто говорит от того, что он доливался, кто — от того, что «дол» – означало «низ».
Печь в Малой хате – кабыца, устраивалась так, чтобы топилась с большой комнаты. Печь топилась постоянно, постоянно нужно было готовить пищу, греть воду, каменку. Только в жаркую пору в хате печь не топили: для этого на дворе строили дворовую кабыцу, и тогда вся хозяйская бытовая деятельность кипела вокруг нее, под теневыми навесами. Воду нужно было нагреть не только для мытья и парения, но и для стирки, для запаривания корма для скотины. Кабыца была подовой печью и имела большую топку, в которую помещались большие чугунки. Большая топка позволяла топить печь не только дровами, но и хворостом, тростником, кизяком. Печь была переделена на две части, в задней находилась каменная закладка, прикрываемая заслонкой со стороны теплого угла – парной.

Теплый угол – парная, были небольшими по объему, без окон, только в противоположном углу от печи под потолком был сделан продух – вентиляция. В этом помещении были две – три лавки. Одна лавка была высокой, в пояс взрослого человека. На этой лавке парились, мылись или мыли другого, проминали, пропаривали, обертывали. Для удобства эту лавку или приставляли к стене, или выставляли посередине, что облегчало проводить лечебные процедуры и парить. В парной часто устанавливалась кадушка (бочка) на 200 – 300 литров, с запасом холодной воды. В нее днем наносили воду, которую затем использовали для разнообразных хозяйских нужд, для последующего нагрева чугунками или в баке, монтируемом в печь (в более поздние времена). Из этой же кадушки брали воду и для мытья и для водных процедур (обливания, настои, компрессы и.т.д.), а также часто использовали как купель, окунаясь в нее после парения. Были еще и деревянные ведра, называемые «цебарками». В этих ведрах запаривали и настаивали веники, отвары трав. Еще применяли корыто – ваганы, раньше оно было сделано из дерева, позднее металлическое.

Пол был глиняный с уклоном к наружной стене и выводом через отверстие наружу воды. Сверху пол настилался камышовыми матами, соломой или сеном.

Свидомый
Свидомый

Источник статьи: http://www.politforums.net/crimea/1375898413_10.html

Оцените статью
Про баню