Урок по маяковскому баня

Урок литературы в 11 классе по теме «Сатира Маяковского»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Конспект урока поможет учителю раскрыть богатство сатиры Маяковского.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_etapy_biografii_mayakovskogo._satira_mayakovskogo.rar 505.65 КБ
osnovnye_etapy_biografii_mayakovskogo._satira_mayakovskogo.rar 505.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с сатирой Маяковского, дать образ Маяковского-сатирика,

сражающегося с пошлостью, мещанством, бюрократизмом, продолжить сближение поэта и читателя;

воспитывать эмоциональность детей, разбудить в учащихся лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности;

развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывания на заданную тему, артистизм.

ОФОРМЛЕНИЕ: портрет Маяковского, иллюстрации к стихотворениям «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», рисунки Окон РОСТА и фотографии из сцен спектакля «Клоп».

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ (опорный конспект):

1. ДООКТЯБРЬСКАЯ САТИРА МАЯКОВСКОГО

«НАТЕ!», «ГИМН УЧЕНОМУ», «ГИМН СУДЬЕ», «ГИМН ОБЕДУ» И ДР.

2. РАБОТА В ОКНАХ РОСТА

САТИРА НА ВНЕШНИХ ВРАГОВ: ДЕНИКИН, ЮДЕНИЧ, АНТАНТА

3.»БОВ» (БОЕВОЙ ОРГАН ВЕСЕЛЬЧАКОВ)

САТИРА НА ВНУТРЕННИХ ВРАГОВ: «МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ», «СТОЛП», «СПЛЕТНИК», «О ДРЯНИ», «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»

4. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

. ОБЫВАТЕЛИ И НОВЫЕ МЕЩАНЕ

ЭПИГРАФ: Я убежден – в будущих школах сатиру

будут преподавать наряду с

арифметикой и с не меньшим успехом.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре «Розовый фонарь». Событие привлекло внимание буржуазной публики и печати. Празднично наряженная публика заполняла зал. Дамы в дорогих нарядах и украшениях, господа, занятые разговорами друг с другом, развлекались, ели, пили и уже не слушали, кто и что говорил или пел на эстраде.

И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, он посмотрел в зал долгим взглядом, выдержал паузу, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ УЧЕНИКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «НАТЕ!»

За столиками воцарилась тишина, а затем зал взорвался, послышались свистки, истерические крики: «Долой!» Женщины падали в обморок.

Так не вошел, а ворвался в русскую поэзию в самый тяжелый для нее период поэт Владимир Маяковский.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

— Почему поэт в такой грубой, вызывающей форме противопоставил себя буржуазному обществу? Что давало ему право так себя вести? Что вы помните о футуризме?

— Какой прием сатиры использует автор? (Метафора: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»; «смотрите устрицей из раковин вещей», «бабочка поэтиного сердца»; сравнение и метафора: «толпа озвереет, будет теряться, ощетинит ножки стоглавая вошь»).

— Против кого направлена сатира Маяковского? (Вызов мещанам, буржуазии, для которых материальные ценности превыше духовных).

Лирический герой Маяковского похож на подростка. Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в панаме»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную слабость и ранимость – резкостью жестов и нагловатостью. Он нигилист, он безмерно любит себя. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного. Он напоминает нам «юношу, обдумывающего житье».

Наступил Октябрь 1917 года.

— Как отнесся Маяковский к революции? («Моя революция»)

— Какой вклад внес Маяковский в дело революции?

— Расскажите о работе над плакатами в «Окнах РОСТА» .

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ:

1.Лезет барон, 2.Юденич взял Воронеж!

Лезет шайка баронова. Дяденька, держи, а то уронишь!

Врангеля – вон 3. Ешь ананасы, рябчиков жуй!

И шайку воронову. День твой последний приходит, буржуй!

— Какой художественный прием использует В.Маяковский? (аллитерация)

— Против кого направлена сатира Маяковского? (против внешних врагов).

Но вот война окончена. Покончено с внешними врагами, но появились внутренние враги, которые оказались опаснее внешних. Эпоху военного коммунизма сменяет эпоха НЭПа. С НЭПом оживает новое советское мещанство.

В 1921 году выходит первый советский сатирический журнал «БОВ». Первое стихотворение, с которого начинался журнал, называлось «Последняя страничка гражданской войны». Это стихотворение о героях гражданской войны, героях, которые ценой своей жизни завоевали великое право для грядущих поколений – право свободно трудиться. Поэт заканчивает это стихотворение словами:

Во веки веков, товарищи,

Вам – Слава! Слава! Слава!

А рядом с этим стихотворением было помещено «О дряни». И начиналось оно теми же словами:

Слава! Слава! Слава героям!

Им довольно воздали дани.

Теперь поговорим о дряни.

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДРЯНИ»

— Почему заорал Карл Маркс? Что вывело его из себя? От какой опасности предостерегает Маркс?

Мещанин, замаскированный под советского работника, — враг. Он приспособился к новым условиям, свил себе уютные кабинеты и спаленки. Маркс издевается над мразью. Такой мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.

— Какую роль играют детали, рисующие быт мещан?

Непременная алая рамочка для портрета Маркса, газета «Известия», как подстилка для котенка. Вот он – советский чиновник, озабоченный собственным благополучием, и его супруга «товарищ Надя», для которой эмблемы революции серп и молот – лишь непременный узор на платье. Такие люди опошляют революцию.

— Какие приемы сатирического изображения есть в стихотворении?

Слова сниженной лексики: «мурло мещанина», «зады», «мразь», «тихоокеанские голенища». Гипербола: «Намозолив от пятилетнего сидения зады». Эксцентричный вывод: «головы канарейкам сверните».

Потому что канарейка – символ мещанства, она страшнее Врангеля. Создается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Карла Маркса не выдерживает и «орет» караул.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»

— Традиции каких писателей продолжает Маяковский?

Стихотворение имеет сатирическую направленность, значит традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

— Какую абсурдную картину рисует Маяковский?

Он показывает государственную бюрократическую машину, имитирующую деятельность. Абсурдность в том, что чиновники заседают и перезаседают, разрываясь между очередным заседанием. Все это приводит к созданию фантастической картины: верхняя половина здесь, нижняя на другом заседании.

— Какие основные приемы сатиры использует Маяковский?

Метафоры, гротеск, фантастика.

Ленин, прохладно относившийся к поэзии Маяковского, высоко оценил именно это стихотворение, сказав: «Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что оно совершенно правильно».

Да, поэзия Маяковского трудна для понимания, и поэту, часто выступавшему перед публикой, присылали записки с колкими вопросами. К своим недоброжелателям он был беспощаден, как была беспощадна его сатира.

Записка: Ваши стихи мне непонятны.

Ответ: Ничего, ваши дети поймут.

Крик из зала: И дети мои не поймут!

Ответ: А почему вы так убеждены, что ваши дети пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, они будут похожи на нее.

Записка: Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

Ответ: Мои стихи не море, не печка и не чума.

В последние годы своей жизни Маяковский увлекся театром. Он сблизился с замечательным режиссером Мейерхольдом и для его театра написал две пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).

— О чем пьеса «Клоп»?

Пьеса «Клоп» состоит из двух сюжетов.

Первый сюжет – действие разворачивается в конце 20х годов. Бывший рабочий Присыпкин порывает со своей девушкой и с друзьями, хочет измениться, войти в круг новых людей, стать нэпманом и жениться на богатой маникюрше. Брошенная девушка пытается покончить с собой. Кульминация первого сюжета – свадьба и пожар, гибель всех гостей.

Второй сюжет – действие разворачивается в 1979 году – оживление замороженного Присыпкина. Кульминация: Присыпкина сравнивают с клопом. «Клопус нормалис», разжиревши, упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница! «Обывателиус вульгарис» страшнее, он заражает обывательщиной всех вокруг. Поэтому он должен быть изолирован от людей.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

— Какое светлое будущее изобразил автор?

Люди будущего не понимают, что такое поэзия, не читают книг, не разбираются в музыке, не умеют танцевать, не ведомы им чувства радости жизни, любовь воспринимают как «древнюю болезнь». Они не пьют, не курят, не здороваются за руку. Личность как таковая исчезла, их жизнь принадлежит коллективу.

— Как связано будущее с прошлым?

Никак. Они ничего не знают и не помнят об этом прошлом. Эпохи разорваны. Присыпкина, как представителя из прошлого воспринимают как «животное» и «насекомое». Присыпкин так и остается «клопом», мелким кровопийцей, из-за которого когда-то пролилась кровь.

— Будущее общество лучше Присыпкина?

Нет. Оно стерильно, заорганизовано. Здесь нет чувства и нормальных человеческих отношений. Оно так же бездуховно, как и Присыпкин., и подвергается эпидемии мещанства.

Будущее в пьесе «Клоп» вымышленное. Показывая его, Маяковский указывает на недостатки настоящего. Представители РАППа (пролетарских писателей) считали, что сатире нет места в советском обществе. Советское общество – это общество правильных и идеологически выверенных людей. С этим никак не мог согласиться Маяковский, поэтому и эпиграф урока звучит так (чтение эпиграфа).

— А вы согласны с мнением Маяковского? Действительно сатира нужна, сатира жива, пока живы пороки людские (дискуссия)?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  1. Запись в тетради опорного конспекта.
  2. Беседа по вопросам:

— Против кого и чего направлена сатира Маяковского?

— Какие художественные приемы использовал автор?

Подготовить письменное выступление на тему: «Что может являться объектом сатиры в нашей жизни?»

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/12/19/urok-literatury-v-11-klasse-po-teme-satira-mayakovskogo

Урок литературы на тему «Сатира В.В.Маяковского»

Урок направлен на знакомство и анализ сатирических произведений Маяковского «Клоп» и «Баня»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему «Сатира В.В.Маяковского»»

Урок литературы в 11 классе

Автор: В. В. Маяковский

Произведение: «Нате!», «О дряни», «Взяточники» и другие

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок-исследование

Тема урока: «Дрянцо – хлещите рифмы концом»

1. Обучающая цель: развитие навыков работы с лирическим произведением;

2. Развивающая цель: установить связь между духовным миром поэта и жизнью страны;

3. Воспитывающая цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.

Содержание этапов урока:

2. Постановка целей

3. Мотивация деятельности

4. Деятельность учащихся по теме урока

6. Домашнее задание

Методы и формы работы:

Приём мозговой атаки

Работа с текстом

Организация частично-поисковой деятельности

Развёрнутый ответ на вопрос

1. Организационный момент. Приветствие.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве В. Маяковского.

Но откроем новую творческую страницу с некоторой тайны. Если прислушаться к звучанию имени – Владимир Маяковский – то услышим столько звонких согласных звуков, и взрывных, и рокочущих, что можно составить представление о человеке с таким звонким именем. Открытый, резкий, решительный, всегда готовый к борьбе, но не к смирению.

2. Постановка целей

Но вот перед нами строки В. Маяковского из стихотворения «Домой»:

Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят –

По родной стране пройду стороной,

— Можем ли мы сказать, что это то Маяковский, которого мы узнали в 8 классе по стихотворениям «Необычайное приключение…», и «Хорошее отношение к лошадям»?

— Откуда такие элегические ноты в лучшем из созданных произведений поэта во второй половине 20-х годов прошлого столетия?

— Какова же цель сегодняшней нашей встречи?

Установить связь между духовным миром поэта и миром, окружающим его.

— Попытаемся глазами Маяковского посмотреть на тот мир, который был перед поэтом. Будучи человеком честным, умным, что он мог видеть?

— Прочитайте стихотворения «Нате!», «Ничего не понимают!», составьте ответ на поставленный вопрос.

— Попробуем соединить все ваши высказывания в единую мысль.

Маяковский, считая себя глашатаем революции, искренне верил в то, что именно он должен указать миру, человечеству на его недостатки, грехи и помочь избавиться от них.

«Человеческая природа – это единство двух начал: биологическое и духовное (материальное и творческое) — писал Маяковский. – В буржуазном обществе эти начала разъединены. Идеальному места нет». Вот почему многие стихи Маяковского этого периода носят сатирическую направленность. Вот почему столько отталкивающего! Наверное, поэтому и не понимали Маяковского и не принимали. Вспомним как на открытии кабаре «Розовый фонарь» поэт бросил в лицо благопристойной буржуазной публике стихотворение «Нате!»

Но это было до революции! Наша задача ответить на вопрос:

— Изменилось ли отношение Маяковского-сатирика к миру и отношение мира к нему после революции, когда и было написано стихотворение «Домой»?

4. Деятельность учащихся по теме урока. Исследовательская работа в группах.

Исследовательская работа в группах.

В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах по 5 — 6 человек. Они выбирают подтему главной темы. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, должен внести лепту в общую задачу. Дискуссия, обсуждение в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Тема исследования: «Дрянцо – хлещите рифмы концом»

1 группа Сатирическая направленность стихотворения «О дряни» 1921

2 группа Сатирическая направленность стихотворения «Прозаседавшиеся» 1922

3 группа Сатирическая направленность стихотворения «Взяточники» 1926

4 группа Сатирическая направленность стихотворения «Пример, не достойный подражания» 1929

Вопросы для исследовательской работы в группах:

1. Кто или что является объектом сатиры Маяковского?

2. Каков предметный мир стихотворения?

3. Какие пороки и недостатки обличает поэт?

4. Что использует Маяковский из поэтического языка футуристов для создания образов? (грубая лексика, сравнения, гипербола, гротеск, ирония, новое значение старых слов, неологизмы, графические эффекты)

5. Сделайте вывод: В чем заключается социальный обличительный пафос стихотворения?

Выступление учащихся. Основные положения, выводы оформляются на доске.

В новом революционном обществе материальное и творческое также разъединены.

Вернемся к задаче: Изменилось ли отношение Маяковского-сатирика к миру и отношение мира к нему после революции, когда и было написано стихотворение «Домой»?

Ответ: Отношение Маяковского к миру не изменилось, оно осталось критичным.

Вернемся к началу урока к строкам из стихотворения «Домой»!:

Изменилось ли отношение мира к Маяковскому?

Ответ: Нет. Мир не понимает поэта!

5. Итоги урока. Рефлексия.

Достигли ли мы цели сегодняшней нашей встречи?

Установили ли связь между духовным миром поэта и миром, окружающим его?

— Почему поэт для определения своих отношений с миром находит такое сравнение как «косой дождь»?

6. Домашнее задание: Подготовить развернутый ответ на вопрос: Сатира Маяковского.

Источник статьи: http://multiurok.ru/index.php/files/urok-litieratury-na-tiemu-satira-v-v-maiakovskogho.html

Читайте также:  Как оборудуют слив в бане
Оцените статью
Про баню