Урок литературы в 11 классе по теме «Сатира Маяковского»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Конспект урока поможет учителю раскрыть богатство сатиры Маяковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_etapy_biografii_mayakovskogo._satira_mayakovskogo.rar | 505.65 КБ |
osnovnye_etapy_biografii_mayakovskogo._satira_mayakovskogo.rar | 505.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с сатирой Маяковского, дать образ Маяковского-сатирика,
сражающегося с пошлостью, мещанством, бюрократизмом, продолжить сближение поэта и читателя;
воспитывать эмоциональность детей, разбудить в учащихся лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности;
развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывания на заданную тему, артистизм.
ОФОРМЛЕНИЕ: портрет Маяковского, иллюстрации к стихотворениям «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», рисунки Окон РОСТА и фотографии из сцен спектакля «Клоп».
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ (опорный конспект):
1. ДООКТЯБРЬСКАЯ САТИРА МАЯКОВСКОГО
«НАТЕ!», «ГИМН УЧЕНОМУ», «ГИМН СУДЬЕ», «ГИМН ОБЕДУ» И ДР.
2. РАБОТА В ОКНАХ РОСТА
САТИРА НА ВНЕШНИХ ВРАГОВ: ДЕНИКИН, ЮДЕНИЧ, АНТАНТА
3.»БОВ» (БОЕВОЙ ОРГАН ВЕСЕЛЬЧАКОВ)
САТИРА НА ВНУТРЕННИХ ВРАГОВ: «МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ», «СТОЛП», «СПЛЕТНИК», «О ДРЯНИ», «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»
4. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
. ОБЫВАТЕЛИ И НОВЫЕ МЕЩАНЕ
ЭПИГРАФ: Я убежден – в будущих школах сатиру
будут преподавать наряду с
арифметикой и с не меньшим успехом.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре «Розовый фонарь». Событие привлекло внимание буржуазной публики и печати. Празднично наряженная публика заполняла зал. Дамы в дорогих нарядах и украшениях, господа, занятые разговорами друг с другом, развлекались, ели, пили и уже не слушали, кто и что говорил или пел на эстраде.
И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, он посмотрел в зал долгим взглядом, выдержал паузу, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ УЧЕНИКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «НАТЕ!»
За столиками воцарилась тишина, а затем зал взорвался, послышались свистки, истерические крики: «Долой!» Женщины падали в обморок.
Так не вошел, а ворвался в русскую поэзию в самый тяжелый для нее период поэт Владимир Маяковский.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
— Почему поэт в такой грубой, вызывающей форме противопоставил себя буржуазному обществу? Что давало ему право так себя вести? Что вы помните о футуризме?
— Какой прием сатиры использует автор? (Метафора: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»; «смотрите устрицей из раковин вещей», «бабочка поэтиного сердца»; сравнение и метафора: «толпа озвереет, будет теряться, ощетинит ножки стоглавая вошь»).
— Против кого направлена сатира Маяковского? (Вызов мещанам, буржуазии, для которых материальные ценности превыше духовных).
Лирический герой Маяковского похож на подростка. Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в панаме»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную слабость и ранимость – резкостью жестов и нагловатостью. Он нигилист, он безмерно любит себя. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного. Он напоминает нам «юношу, обдумывающего житье».
Наступил Октябрь 1917 года.
— Как отнесся Маяковский к революции? («Моя революция»)
— Какой вклад внес Маяковский в дело революции?
— Расскажите о работе над плакатами в «Окнах РОСТА» .
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ:
1.Лезет барон, 2.Юденич взял Воронеж!
Лезет шайка баронова. Дяденька, держи, а то уронишь!
Врангеля – вон 3. Ешь ананасы, рябчиков жуй!
И шайку воронову. День твой последний приходит, буржуй!
— Какой художественный прием использует В.Маяковский? (аллитерация)
— Против кого направлена сатира Маяковского? (против внешних врагов).
Но вот война окончена. Покончено с внешними врагами, но появились внутренние враги, которые оказались опаснее внешних. Эпоху военного коммунизма сменяет эпоха НЭПа. С НЭПом оживает новое советское мещанство.
В 1921 году выходит первый советский сатирический журнал «БОВ». Первое стихотворение, с которого начинался журнал, называлось «Последняя страничка гражданской войны». Это стихотворение о героях гражданской войны, героях, которые ценой своей жизни завоевали великое право для грядущих поколений – право свободно трудиться. Поэт заканчивает это стихотворение словами:
Во веки веков, товарищи,
Вам – Слава! Слава! Слава!
А рядом с этим стихотворением было помещено «О дряни». И начиналось оно теми же словами:
Слава! Слава! Слава героям!
Им довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни.
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДРЯНИ»
— Почему заорал Карл Маркс? Что вывело его из себя? От какой опасности предостерегает Маркс?
Мещанин, замаскированный под советского работника, — враг. Он приспособился к новым условиям, свил себе уютные кабинеты и спаленки. Маркс издевается над мразью. Такой мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.
— Какую роль играют детали, рисующие быт мещан?
Непременная алая рамочка для портрета Маркса, газета «Известия», как подстилка для котенка. Вот он – советский чиновник, озабоченный собственным благополучием, и его супруга «товарищ Надя», для которой эмблемы революции серп и молот – лишь непременный узор на платье. Такие люди опошляют революцию.
— Какие приемы сатирического изображения есть в стихотворении?
Слова сниженной лексики: «мурло мещанина», «зады», «мразь», «тихоокеанские голенища». Гипербола: «Намозолив от пятилетнего сидения зады». Эксцентричный вывод: «головы канарейкам сверните».
Потому что канарейка – символ мещанства, она страшнее Врангеля. Создается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Карла Маркса не выдерживает и «орет» караул.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»
— Традиции каких писателей продолжает Маяковский?
Стихотворение имеет сатирическую направленность, значит традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
— Какую абсурдную картину рисует Маяковский?
Он показывает государственную бюрократическую машину, имитирующую деятельность. Абсурдность в том, что чиновники заседают и перезаседают, разрываясь между очередным заседанием. Все это приводит к созданию фантастической картины: верхняя половина здесь, нижняя на другом заседании.
— Какие основные приемы сатиры использует Маяковский?
Метафоры, гротеск, фантастика.
Ленин, прохладно относившийся к поэзии Маяковского, высоко оценил именно это стихотворение, сказав: «Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что оно совершенно правильно».
Да, поэзия Маяковского трудна для понимания, и поэту, часто выступавшему перед публикой, присылали записки с колкими вопросами. К своим недоброжелателям он был беспощаден, как была беспощадна его сатира.
Записка: Ваши стихи мне непонятны.
Ответ: Ничего, ваши дети поймут.
Крик из зала: И дети мои не поймут!
Ответ: А почему вы так убеждены, что ваши дети пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, они будут похожи на нее.
Записка: Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
Ответ: Мои стихи не море, не печка и не чума.
В последние годы своей жизни Маяковский увлекся театром. Он сблизился с замечательным режиссером Мейерхольдом и для его театра написал две пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).
— О чем пьеса «Клоп»?
Пьеса «Клоп» состоит из двух сюжетов.
Первый сюжет – действие разворачивается в конце 20х годов. Бывший рабочий Присыпкин порывает со своей девушкой и с друзьями, хочет измениться, войти в круг новых людей, стать нэпманом и жениться на богатой маникюрше. Брошенная девушка пытается покончить с собой. Кульминация первого сюжета – свадьба и пожар, гибель всех гостей.
Второй сюжет – действие разворачивается в 1979 году – оживление замороженного Присыпкина. Кульминация: Присыпкина сравнивают с клопом. «Клопус нормалис», разжиревши, упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница! «Обывателиус вульгарис» страшнее, он заражает обывательщиной всех вокруг. Поэтому он должен быть изолирован от людей.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ
— Какое светлое будущее изобразил автор?
Люди будущего не понимают, что такое поэзия, не читают книг, не разбираются в музыке, не умеют танцевать, не ведомы им чувства радости жизни, любовь воспринимают как «древнюю болезнь». Они не пьют, не курят, не здороваются за руку. Личность как таковая исчезла, их жизнь принадлежит коллективу.
— Как связано будущее с прошлым?
Никак. Они ничего не знают и не помнят об этом прошлом. Эпохи разорваны. Присыпкина, как представителя из прошлого воспринимают как «животное» и «насекомое». Присыпкин так и остается «клопом», мелким кровопийцей, из-за которого когда-то пролилась кровь.
— Будущее общество лучше Присыпкина?
Нет. Оно стерильно, заорганизовано. Здесь нет чувства и нормальных человеческих отношений. Оно так же бездуховно, как и Присыпкин., и подвергается эпидемии мещанства.
Будущее в пьесе «Клоп» вымышленное. Показывая его, Маяковский указывает на недостатки настоящего. Представители РАППа (пролетарских писателей) считали, что сатире нет места в советском обществе. Советское общество – это общество правильных и идеологически выверенных людей. С этим никак не мог согласиться Маяковский, поэтому и эпиграф урока звучит так (чтение эпиграфа).
— А вы согласны с мнением Маяковского? Действительно сатира нужна, сатира жива, пока живы пороки людские (дискуссия)?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Запись в тетради опорного конспекта.
- Беседа по вопросам:
— Против кого и чего направлена сатира Маяковского?
— Какие художественные приемы использовал автор?
Подготовить письменное выступление на тему: «Что может являться объектом сатиры в нашей жизни?»
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/12/19/urok-literatury-v-11-klasse-po-teme-satira-mayakovskogo
Урок литературы на тему «Сатира В.В.Маяковского»
Урок направлен на знакомство и анализ сатирических произведений Маяковского «Клоп» и «Баня»
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему «Сатира В.В.Маяковского»»
Урок литературы в 11 классе
Автор: В. В. Маяковский
Произведение: «Нате!», «О дряни», «Взяточники» и другие
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок-исследование
Тема урока: «Дрянцо – хлещите рифмы концом»
1. Обучающая цель: развитие навыков работы с лирическим произведением;
2. Развивающая цель: установить связь между духовным миром поэта и жизнью страны;
3. Воспитывающая цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.
Содержание этапов урока:
2. Постановка целей
3. Мотивация деятельности
4. Деятельность учащихся по теме урока
6. Домашнее задание
Методы и формы работы:
Приём мозговой атаки
Работа с текстом
Организация частично-поисковой деятельности
Развёрнутый ответ на вопрос
1. Организационный момент. Приветствие.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве В. Маяковского.
Но откроем новую творческую страницу с некоторой тайны. Если прислушаться к звучанию имени – Владимир Маяковский – то услышим столько звонких согласных звуков, и взрывных, и рокочущих, что можно составить представление о человеке с таким звонким именем. Открытый, резкий, решительный, всегда готовый к борьбе, но не к смирению.
2. Постановка целей
Но вот перед нами строки В. Маяковского из стихотворения «Домой»:
Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят –
По родной стране пройду стороной,
— Можем ли мы сказать, что это то Маяковский, которого мы узнали в 8 классе по стихотворениям «Необычайное приключение…», и «Хорошее отношение к лошадям»?
— Откуда такие элегические ноты в лучшем из созданных произведений поэта во второй половине 20-х годов прошлого столетия?
— Какова же цель сегодняшней нашей встречи?
Установить связь между духовным миром поэта и миром, окружающим его.
— Попытаемся глазами Маяковского посмотреть на тот мир, который был перед поэтом. Будучи человеком честным, умным, что он мог видеть?
— Прочитайте стихотворения «Нате!», «Ничего не понимают!», составьте ответ на поставленный вопрос.
— Попробуем соединить все ваши высказывания в единую мысль.
Маяковский, считая себя глашатаем революции, искренне верил в то, что именно он должен указать миру, человечеству на его недостатки, грехи и помочь избавиться от них.
«Человеческая природа – это единство двух начал: биологическое и духовное (материальное и творческое) — писал Маяковский. – В буржуазном обществе эти начала разъединены. Идеальному места нет». Вот почему многие стихи Маяковского этого периода носят сатирическую направленность. Вот почему столько отталкивающего! Наверное, поэтому и не понимали Маяковского и не принимали. Вспомним как на открытии кабаре «Розовый фонарь» поэт бросил в лицо благопристойной буржуазной публике стихотворение «Нате!»
Но это было до революции! Наша задача ответить на вопрос:
— Изменилось ли отношение Маяковского-сатирика к миру и отношение мира к нему после революции, когда и было написано стихотворение «Домой»?
4. Деятельность учащихся по теме урока. Исследовательская работа в группах.
Исследовательская работа в группах.
В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах по 5 — 6 человек. Они выбирают подтему главной темы. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, должен внести лепту в общую задачу. Дискуссия, обсуждение в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Тема исследования: «Дрянцо – хлещите рифмы концом»
1 группа Сатирическая направленность стихотворения «О дряни» 1921
2 группа Сатирическая направленность стихотворения «Прозаседавшиеся» 1922
3 группа Сатирическая направленность стихотворения «Взяточники» 1926
4 группа Сатирическая направленность стихотворения «Пример, не достойный подражания» 1929
Вопросы для исследовательской работы в группах:
1. Кто или что является объектом сатиры Маяковского?
2. Каков предметный мир стихотворения?
3. Какие пороки и недостатки обличает поэт?
4. Что использует Маяковский из поэтического языка футуристов для создания образов? (грубая лексика, сравнения, гипербола, гротеск, ирония, новое значение старых слов, неологизмы, графические эффекты)
5. Сделайте вывод: В чем заключается социальный обличительный пафос стихотворения?
Выступление учащихся. Основные положения, выводы оформляются на доске.
В новом революционном обществе материальное и творческое также разъединены.
Вернемся к задаче: Изменилось ли отношение Маяковского-сатирика к миру и отношение мира к нему после революции, когда и было написано стихотворение «Домой»?
Ответ: Отношение Маяковского к миру не изменилось, оно осталось критичным.
Вернемся к началу урока к строкам из стихотворения «Домой»!:
Изменилось ли отношение мира к Маяковскому?
Ответ: Нет. Мир не понимает поэта!
5. Итоги урока. Рефлексия.
Достигли ли мы цели сегодняшней нашей встречи?
Установили ли связь между духовным миром поэта и миром, окружающим его?
— Почему поэт для определения своих отношений с миром находит такое сравнение как «косой дождь»?
6. Домашнее задание: Подготовить развернутый ответ на вопрос: Сатира Маяковского.
Источник статьи: http://multiurok.ru/index.php/files/urok-litieratury-na-tiemu-satira-v-v-maiakovskogho.html