Баня – вторая, наряду с мастерской, абрамцевская постройка в «русском стиле» – сооружена в 1877–1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (настоящие имя и фамилия Иван Николаевич Петров, 1844–1908).
Одноэтажное деревянное здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани, к северу от усадебного дома. Крыльцо с южной стороны ведет в сени, которые соединяются с двумя небольшими комнатами. Интерьер северо-восточной комнаты оформлен по эскизам Ропета в «русском стиле». В центре бани – печь, к которой примыкают все внутренние стены постройки. Здание венчает четырехскатная кровля, первоначально покрытая суриком, а в начале XX в. раскрашенная «в шашку». Пропильная резьба украшает здание на фронтонах, под свесами кровли и на крыше крыльца.
Небольшие, «подслеповатые» окошки под несоразмерно высокой кровлей и маленькая низкая дверь под внушительной «бочкой» крыльца придают бане причудливый облик, за который она и получила свое второе название – «теремок». При Мамонтовых баня первоначально использовалось по прямому назначению, а позднее – как жилой флигель для гостей. После превращения усадьбы в музей здание служило хранилищем фондов. В настоящее время в бане-теремке размещаются изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Здесь представлены мебель и предметы быта, изготовленные по эскизам Е. Д. Поленовой и других художников.
Источник статьи: http://www.abramtsevo.net/guidway/baniy.html
Сказочное наследие Ивана Павловича Ропета: баня-теремок в Абрамцеве
В музее-заповеднике «Абрамцево», который находится в Московской области, многие постройки имеют сказочный облик. Но, пожалуй, самая замысловатая здесь — Баня-теремок. Дом настолько живой, что возникает ощущение, что сейчас на крылечке покажется хозяин и приветливо пригласит войти внутрь.
Баня-теремок в Абрамцево была построена в псевдорусском стиле в 1877–1878 годах по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (настоящие имя и фамилия Иван Николаевич Петров, 1844–1908).
Баня-теремок скрывается за деревьями
Ропет оказал огромное влияние на формирование «псевдорусского стиля», возрождая традиции русского деревянного зодчества. По его проектам в конце XIX века возводились многочисленные дачи, выставочные павильоны и другие здания.
Почти все постройки Ропета были выполнены из дерева и до наших дней не дошли. Исключение составляют Абрамцевская баня-теремок, терем в Асташеве (Костромская область) и здание Народного дома в Барнауле (ныне — Государственная филармония Алтайского края, перестроено).
При Аксакове на месте бани-теремка располагалась баня. Новая постройка первое время использовалась в этом же качестве. Потом она была переоборудована в качестве помещения для гостей. Дом настолько живой, что возникает ощущение, что сейчас на крылечке покажется хозяин и приветливо пригласит войти.
Сейчас в этом здании размещаются изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской, изготовленные по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой и других художников. И здесь вновь хочется рассказать о той роли, которую сыграла Елизавета Григорьевна Мамонтова в становлении столярной мастерской. Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника Н.В.Поленова, талантливая художница, педагог, малоизвестная, увы, широкой публике, писала следующее:
Ей (Е.Г.Мамонтовой, — М.А.) хотелось не только нести просвещение в среду подрастающего поколения, но и поднять его материальное благосостояние, а также и нравственный уровень.
Она считала, что на молодежь деморализующее действует отхожий промысел. В деревне же, лишенной рабочих рук, хозяйство падает, вместе с чем развивается бедность. Основывая столярную мастерскую, Елизавета Григорьевна надеялась дать возможность крестьянам не помещать своих детей в ученье в город, не отрывать их от семьи, а, напротив, воспитывать местных мастеров-кустарей.
Внутри Бани-теремка все пронизано сказочным духом. Здесь создана удивительно теплая атмосфера. Каждую деталь интерьера, замысловатые предметы, созданные в Абрамцевской мастерской, хочется рассматривать бесконечно.
Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской в Бане-теремке
Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской
Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской
Изразцовая печь, фрагмент
Изразцовая печь, фрагмент
Очень интересные светильники в Бане-теремке — с вырезанными совами и растениями. Они создают причудливый отсвет на стенах, своеобразный театр теней:
Лампа с совами и тени на стене
Многие современники упрекали Ропета в дурновкусии и излишнем украшательстве, презрительно называя его постройки «ропетовщиной», а стиль — «петушиным». Тем не менее, его идеи впоследствии получили широкое распространение в модерне. К несчастью, последние шесть лет своей жизни Иван Павлович болел и не занимался практической деятельностью.
Перед входом в Баню-теремок стоит каменная баба, привезенная С.И.Мамонтовым из Харьковской губернии в 1870-е года. Когда-то подобные изваяния часто встречались в степной зоне России и Украины. Однако когда туда пришло исповедующее христианство население, оно стало уничтожать идолов… Я немного рассказывала о каменных бабах в посте про Танаис. Вторая каменная баба, привезенная С.И.Мамонтовым, стоит около Избушки на курьих ножках.
Каменная баба IX-XI вв., привезена С.И.Мамонтовым из Харьковской губернии
Источник статьи: http://anashina.com/banya-teremok-v-abramcevo/
Усадьба абрамцево баня теремок
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
АБРАМЦЕВО. БАНЯ-ТЕРЕМОК
Здание бани появилось в Абрамцево в 1873 году, а через четыре года в 1877-78 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (И.Н.Петров 1844-1908), ее фасады и кровлю декорировали под русский старинный теремок. Но не все, что планировал архитектор, было сделано: хозяин усадьбы – Мамонтов убрал из эскиза все, что, по его мнению, перегружало будущее строение.
Это была настоящая баня с тремя помещениями в нижней части, которые обозначены у Ропета как «жаркая», «мыльная» и «раздевальная». Позднее, когда Мамонтовы переделывали баню в гостевой флигель, первые два помещения объединили в одно, вместо большой печи поставили меньшую, выполненную в абрамцевской керамической мастерской, сохранили в комнате изделия абрамцевской столярной и керамической мастерских. Третье помещение оставалось без изменений с момента постройки. Его стены отделаны по ропетовским эскизам широким резным деревянным фризом с керамическими вставками, а в углу стоит керамическая печь. Вход в баню украшает резное крыльцо.
Из воспоминаний Н.В.Поленовой: «…Год спустя в русском же стиле была выстроена и баня (после «Мастерской» В.А.Гартмана. Примечание мое). В этой постройке, кроме выдающейся талантливости строителя, архитектора Ропета, сказалось уже и большое изучение древних образцов русской народной архитектуры, и более чуткое проникновение в суть русского народного духа…» (Поленова Н.В. Абрамцево. С.25,30)
В 2007-2009 гг. Центральными Научно-Реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), был выполнен проект реставрации бани- теремка.
Проект предполагает вернуть бане облик того времени, когда она уже была перестроена под жилой флигель. За прошедшие годы интерьеры практически не изменились и в целом планировка, сложившаяся к 1910 году сохранилась. К тому же в 1978 году было отреставрировано убранство бани – деревянные и керамические элементы. Но необходимо восстановить утраченные и сгнившие деревянные элементы, сбить цементную штукатурку цоколя, восстановить отмостку из натурального камня вместо бетона и устроить по историческим фотографиям водосточные трубы по углам строения, характерные для других строений усадьбы.
Источник статьи: http://vitale2.livejournal.com/2477.html
Усадьба абрамцево баня теремок
Здание бани появилось в Абрамцево в 1873 году, а через четыре года в 1877-78 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (И.Н.Петров 1844-1908), ее фасады и кровлю декорировали под русский старинный теремок. Но не все, что планировал архитектор, было сделано: хозяин усадьбы – Мамонтов убрал из эскиза все, что, по его мнению, перегружало будущее строение.
Это была настоящая баня с тремя помещениями в нижней части, которые обозначены у Ропета как «жаркая», «мыльная» и «раздевальная». Позднее, когда Мамонтовы переделывали баню в гостевой флигель, первые два помещения объединили в одно, вместо большой печи поставили меньшую, выполненную в абрамцевской керамической мастерской, сохранили в комнате изделия абрамцевской столярной и керамической мастерских. Третье помещение оставалось без изменений с момента постройки. Его стены отделаны по ропетовским эскизам широким резным деревянным фризом с керамическими вставками, а в углу стоит керамическая печь. Вход в баню украшает резное крыльцо.
Из воспоминаний Н.В.Поленовой: «…Год спустя в русском же стиле была выстроена и баня (после «Мастерской» В.А.Гартмана. Примечание мое). В этой постройке, кроме выдающейся талантливости строителя, архитектора Ропета, сказалось уже и большое изучение древних образцов русской народной архитектуры, и более чуткое проникновение в суть русского народного духа…» (Поленова Н.В. Абрамцево. С.25,30)
В 2007-2009 гг. Центральными Научно-Реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), был выполнен проект реставрации бани- теремка.
Проект предполагает вернуть бане облик того времени, когда она уже была перестроена под жилой флигель. За прошедшие годы интерьеры практически не изменились и в целом планировка, сложившаяся к 1910 году сохранилась. К тому же в 1978 году было отреставрировано убранство бани – деревянные и керамические элементы. Но необходимо восстановить утраченные и сгнившие деревянные элементы, сбить цементную штукатурку цоколя, восстановить отмостку из натурального камня вместо бетона и устроить по историческим фотографиям водосточные трубы по углам строения, характерные для других строений усадьбы.
Источник статьи: http://arch-heritage.livejournal.com/1331772.html
Усадьба Абрамцево — самая творческая усадьба Подмосковья
Усадьба Абрамцево находится в 60 км от Москвы на живописном берегу реки Воря. Среди подмосковных усадеб Абрамцево представляет особую ценность и является одной из самых известных.
Свою популярность получила благодаря тому, что в XIX веке здесь не только собирались, но и писали свои лучшие произведения, известные художники и писатели.
История усадьбы начинается в 1843 году, когда её покупает писатель Сергей Аксаков. Он называл это место земным раем. Именно здесь Сергей Тимофеевич написал сказку «Аленький цветочек».
Частыми гостями усадьбы был Гоголь, Тютчев, Тургенев и многие другие знаменитые люди прошлого века, а теперь наши классики. Второй том «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь начал писать в Абрамцево.
В 1870 году усадьбу приобрёл меценат Савва Мамонтов. С этого момента Абрамцево преображается ещё больше. Мамонтов был творческим человеком, любил искусство. Усадьбы стали посещать художественные гении Репин, Васнецов, Паленов и Серов.
Многие картины, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее, были написаны здесь. Вот, например, «Девочка с персиками» Серова или «Богатыри» Васнецова. Постепенно, вокруг мецената Мамонтова, образовался Абрамцовский кружок творческих людей, который просуществовал 20 лет.
Территория в 50 гектар со своими прудами и храмом. Тут нереальная природа и особая атмосфера. Мы любим такие места, в них царит дух старины и сохранена многовековая история России.
Одарённые люди зарядили Абрамцево особой энергией. Здесь хочется творить. Частичку этой энергии мы увезли в своём сердце домой. До усадьбы можно добраться на электричке от Ярославского вокзала, либо же на автомобиле. Подробный маршрут смотрите в нашем видео.
Как сюда добраться, какие здесь цены и что ещё можно увидеть, смотрите в нашем видео.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d03de1862f9700db603e43a/usadba-abramcevo—samaia-tvorcheskaia-usadba-podmoskovia-5ef58ad9bc94f13d51b33168