- Холодная баня с агатовыми комнатами екатерининский парк
- Комплекс «Холодная баня»
- Как добраться:
- История строительства комплекса «Холодная баня»
- Архитектурные особенности комплекса «Холодная баня»
- Русская парная
- Купальный зал
- Ванная комната
- Угловой кабинет
- Холодная баня (Агатовые комнаты)
- Режим работы выставки «Агатовые комнаты. Путь к возрождению» в 2021 году
Холодная баня с агатовыми комнатами екатерининский парк
«Камеронова галерея» с изящной колоннадой и эффектной террасой с дугообразными спусками в парк является частью сложного ансамбля Терм Камерона. Общепризнанный мировой шедевр архитектуры строгого классицизма возведен в 1780-1787 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Термы выходят к Большому пруду и Рамповой аллее и являются важнейшей композиционной доминантой, связывающей регулярный и пейзажный районы Екатерининского парка.
Ансамбль Терм состоит из двух корпусов и Висячего сада, на уровне второго этажа связанного между собой Зеркальной площадкой перед апартаментами Екатерины II в Екатерининском дворце. В первом этаже здания находились Холодные бани, устроенные Камероном по образцу римских терм, над ними — Агатовые комнаты, под Колоннадой — жилые помещения для фрейлин. Галерея и Висячий сад предназначалась для прогулок — отсюда открывались самые замечательные виды на парк.
По замыслу Камерона, к окончанию строительства в 1787 г. на Колоннаде были поставлены три колоссальные бронзовые изваяния. Геркулес Фарнезский и Флора Фарнезская- работы скульптора Ф.Г Гордеева и литейного мастера В.Б. Можалова украсили пилоны лестницы, а в гроте под лестницей находилось бронзовое изваяние спящей Ариадны (или Клеопатры, как считали ранее). Императрица, воплощая в жизнь свою программу пейзажного сада, в Колоннаде решила собрать коллекцию бюстов, представляя ее как переднюю, ведущую из парка в царские апартаменты. Бюсты подбирались соответственно вкусам Екатерины II, стремившейся окружить себя изображениями героев античного мира и римских императоров для возвышенного интеллектуально-философического времяпровождения на отдыхе и часто показывавшей свою портретную галерею гостям.
Первые бюсты начали появляться через четыре года после завершения строительства галереи. Постепенно, по мере изготовления, бюсты размещали на высоких гранитных постаментах по осям колонн галереи. Колоннада постепенно превращалась в пантеон античных героев и галерею образцов классической скульптуры.
Из современников в галерее были установлены бюсты русского учёного Михаила Ломоносова и главы оппозиционной партии Англии – Ч.Фокса.
С площадки Висячего сада в парк на Рамповую аллею можно спуститься пологим пандусом, также являющимся частью архитектурного ансамбля Терм. Пандус возведен Камероном позднее основного ансамбля. В 1792 году Екатерина II повелела устроить дополнительный спуск от Висячего сада в Екатерининский парк, по которому она могла бы спускаться вниз на специальном кресле. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся на Камероновой галерее лестницу, а построить пологий спуск, и его предложение было принято. Перед строительством Пандуса, необходимо было разобрать подходивший прямо к дворцу скат Катальной горы, но разборка затянулась, поэтому строительство пандуса к неудовольствию императрицы долго откладывалось. В 1793 году Императрица уже могла спускаться по Пандусу прямо с зеркальной площадки в свой великолепный сад, хотя отделка ещё продолжалась.
Первоначально, ось Пандуса не совпадала с направлением Рамповой аллеи и в 1811 году, одновременно со строительством Гранитной террасы, его перенесли на нынешнее место.
По сторонам Пандус украшают сохранившиеся вазы-треножники, установленные В.П. Стасовым в 1826 г. Украшавшие въезд на Пандус гигантские бронзовые вазы были утрачены во время войны. Посещение Камероновой галереи, как и других выставок в ГМЗ «Царское Село» — платное, а зимой галерея закрыта для посещения.
Холодная баня (Агатовые комнаты)
Идея создания «Античного дома» появилась у Екатерины II ещё в 1773 году. Дом должен был стать главным украшением Английского парка, а по убранству и оформлению походить на дворцы римских императоров. Однако после неудачных переговоров с Европейской академией живописи и поиском исполнителя, способного предложить достойный проект, императрица на время отказалась от своих планов.
В 1779 году выполнение проекта было предложено Ч. Камерону, предложившему несколько вариантов и уже весной 1780 года началось строительство ансамбля царскосельских терм. Это был первый проект Камерона в России, его реализация заняла целых восемь лет (1780—1787).
В проекте Холодной бани архитектор попытался воспроизвести планировку и функциональное назначение римских терм. В первом этаже были расположены собственно термы: купальный зал, холодная баня, парильня и русская баня с паром. Во втором — шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений, получивших название — Агатовые комнаты.
Во время войны, в сравнении с остальным сооружениями, комплекс терм практически не пострадал, в нём сохранились подлинные интерьеры екатерининского времени. Долгое время в помещениях Агатовых комнат велись реставрационные работы, которые были завершены лишь в сентябре 2013 года. Теперь открыты все семь залов Агатовых комнат, но реставрация ещё продолжается.
Стоимость посещения Агатовых комнат (2020 г.)
В настоящее время в восстановленных интерьерах Агатовых комнат работает выставка «Агатовые комнаты. Путь к возрождению». Стоимость посещения выставки: Взрослые – 300 руб.; пенсионеры и студенты – 150 руб.; для посетителей младше 16 лет – бесплатно!
Режим работы Агатовых комнат (2020 г.)
Агатовые комнаты открыты с 10:00 до 18:00 (с 11 апреля по 12 сентября). Выходной день — четверг. Посещение выставки осуществляется сеансами (каждые 20 минут) в группах по 15 человек. В дождливую погоду экскурсии не проводятся, будьте внимательны. В зимнее время Агатовые комнаты закрыты.
Актуальное расписание работы Екатерининского дворца и выставок музея, можно узнать на сайте «ГМЗ Царское Село»
Источник статьи: http://xn—-7sbb4bxah.xn--p1ai/35.html
Комплекс «Холодная баня»
Как добраться:
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Парк» на любом автобусе или маршрутном такси.
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Парк».
История строительства комплекса «Холодная баня»
По приказу Екатерины II, архитектор Чарльз Камерон воссоздает на территории Екатерининского парка атмосферу Древнего Рима. По его проекту был построен двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже, и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором. Макет Холодной бани был закончен в 1780 году, и в этом же году весной было начато строительство.
Архитектурные особенности комплекса «Холодная баня»
Комплекс «Холодная баня» расположен на территории Екатерининского парка. Архитектура этого комплекса основана на принципе контраста этажей и абсолютно соответствует стилю античного Рима, сочетающего геометрическую строгость линий и великолепие декоративной отделки. Для возведения цокольного этажа использовались блоки массивного пудостского камня, грубо обработанного, пористого, благодаря чему возникает эффект поврежденности временем, иллюзия настоящей античности. Между вторым и цокольным этажом проходит в значительной степени выдающийся карниз. В долгой стене, смотрящей на северо-восток, вырезаны полуциркульные окна, с торцов здания окна прорезаны в арках и имеют прямоугольную форму. Второй этаж своей отделкой резко отличается легкостью и изящностью от цокольного. Стены второго этажа выкрашены в светлый желтый оттенок и включают в себя ниши со скульптурами. Ниши выкрашены в терракотовый цвет, что делает их особенно привлекательными на светлом фоне. Верхний край стен украшен барельефами с мифологическими сюжетами. Первый этаж Холодной бани представляет собой помещения для купаний; второй этаж – это шесть комнат для отдыха и развлечений, с роскошным внутренним убранством, характерным в античности.
Отделка интерьеров «Холодной бани» сохранила свой первоначальный вид до наших дней. Сейчас первый этаж Холодной бани предназначен для проведения временных экспозиций.Парадный юго-западный фасад Холодной бани смотрит на террасу на сводах, опорой которых являются кирпичные столбы. Терраса есть основание Висячего сада, она связывает ансамбль Камерона и Большой Царскосельский дворец. Если смотреть со стороны Висячего сада и Камероновой галереи, то верхний этаж Холодной бани видится абсолютно самостоятельным одноэтажным парковым павильоном. Отличие главного фасада от остальных фасадов состоит в наличии таких же, как на Камероновой галерее, колонн, это отражает единый дух сооружений. Камерон был проникнут духом античного искусства. Это проявляется как в богатом убранстве фасадов, так и в планировке внутреннего устройства здания. Декорирование многоугольных и овальных залов тоже является отражением традиций Древнего Рима. Своды, перекрывающие помещения, украшены рельефной скульптурой с живописью и лепными узорами.
Русская парная
В ансамбле имеет место не существовавшая в Древнем Риме, но неотъемлемая для русского быта горячая баня (русская парная или русская баня) — помещение малых размеров с деревянным потолком, дощатым полом и обшитыми деревом стенами. Работа над сооружением была поручена архитектору И. В. Неелову, так как голландский мастер не был знаком с русской баней. Порядок проведения процедур в Термах Камерона соответствовал древнеримскому принципу снижения температуры от одного помещения к другому — от Русской парной к Купальной комнате.
Купальный зал
Купальный зал является самым просторным и светлым помещением. Его перекрытия — это двойной крестовый свод, в нем четыре двери и два полуциркулярных окна.Первый проект Купального зала, представленного Камероном, императрица отклонила. Проект предполагал золотые лепные украшения, отделку стен искусственным мрамором, роспись орнаментом, вымощенный разноцветным мрамором пол. Согласно проекту, над бассейном следовало бы установить богатый балдахин на колоннах из фаянса, с золочеными орлами из бронзы. Из первоначального замысла Камерона были взяты только некоторые идеи: украшение зала рельефами с мифологическими сюжетами о воде. Пол был выложен дубовым паркетом. Стены кроме рельефов не имели никаких других украшений, а двери были просто окрашены в белый цвет. Бассейн объемом 13 кубических метров имел круглую форму и его окружала балюстрада из дерева. Стены бассейна были кирпичными, а внутри располагалась оловянная ванна. В зале был камин из белого мрамора. Камин декорировали позолоченной бронзой. В годы Великой Отечественной войны в зале организовали конюшню, вследствие чего бассейн был разломан, двери уничтожены, а от паркета остались обломки. В зале дважды проводили реставрацию — в 1949 и 1990 годах.
Ванная комната
Купальный зал соединяется с Ванной комнатой, предназначенной для купания в теплой воде. Ее стены просто окрашены, а единственным украшением стали рамки, одна внутри другой, интересным образом делящие поверхность стен. Над дверями был декоративный портик, а над ним декоративные лепные вазы. Еще в Ванной комнате был выложен камин из светлого серого мрамора и были сделаны две ложные двери.
Угловой кабинет
Дальше шел Угловой кабинет, который согласно плану представляет собой квадрат с полуциркульной нишей. Данное помещение использовалось для процедур массажа. Кабинет украшали колонны из мрамора с коринфскими капителями и лепные медальоны с композициями из древних мифов.
Источник статьи: http://pushkin.ru/encycl/parks/holodnaya-banya.html
Холодная баня (Агатовые комнаты)
Санкт-Петербург Пригороды Санкт-Петербурга Царское Село (Пушкин) Холодная баня (Агатовые комнаты)
Холодная баня с Агатовыми комнатами расположена между Зубовским флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Это строение занимает центральное место в ансамбле терм Камерона, в который также входят Камеронова галерея, Висячий и Цветной сады, а также Пандус.
Холодная баня — это небольшое двухэтажное здание, на первом этаже которого находились комнаты для прием водных процедур, а на втором — знаменитые Агатовы комнаты — шесть богато украшенных помещений для отдыха и развлечений.
Светлые стены Агатовых комнат украшают кирпично-красные медальоны, орнаменты из позолоченной бронзы, а также бронзовые бюсты и статуи, установленные в нишах. В качестве отделки Камерон использовал самоцветы, яшму и мрамор, бронзу и другие драгоценные материалы.
Своды комнат щедро украшены лепниной и орнаментом, а для покрытия пола использовались редкие породы деревьев.
Режим работы выставки «Агатовые комнаты. Путь к возрождению» в 2021 году
Павильон закрыт до начала летнего сезона.
- В летний период
- С 10:00 до 18:00
- Выходной день — четверг
- Выставка может быть закрыта в дождливую погоду
- В зимний период
- Выставка закрыта
Источник статьи: http://www.spb-guide.ru/page_19488.htm