- Мифы о русской бане: почему иностранцы так ее боялись
- Баня – древнеславянская традиция
- Баня 40 хворей лечит
- Иностранцы боялись русской бани
- Русские очень любили париться
- Баня – место блуда
- Почему иностранцы боятся русскую баню?
- Что русскому хорошо…
- Веник против блохоловки
- Почему иностранцы боялись русской бани?
Мифы о русской бане: почему иностранцы так ее боялись
Русская баня сегодня — одна из важнейших составляющих национальной идентичности. Мы своей баней гордимся и ее превозносим. При этом в своих представлениях о ней часто заблуждаемся.
Баня – древнеславянская традиция
Это заблуждение сейчас особенно часто можно услышать от родноверов – движения, практикующего «священные знания древних славян». Так вот баня вовсе не была для славян повсеместной.
Баня противопоказана людям, страдающим от хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоникам в баню путь заказан), кожи, ЖКТ и многих других.
Скорее это чисто российское явление, характерное для средней и северной Руси. Например, на Украине, в Беларуси, в южных районах Брянской области, на Белгородчине чаще всего мылись в избе, в неглубоком долбленном корыте или кадке. Даже мытье в печи, как делали на Руси иногда вместо бани, здесь не использовалось. Кроме того, там почти полностью отсутствует банный фольклор – из-за того, что банная культура была воспринята довольно поздно.
Баня 40 хворей лечит
Как и любое экстремальное воздействие, баня противопоказана людям, страдающим от хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоникам в баню путь заказан), кожи, ЖКТ и многих других. Как сейчас принято говорить, перед использованием проконсультируйтесь с врачом, и даже если он дает добро – не стоит испытывать себя на прочность с матерыми любителями бани.
Лекарь императрицы Елизаветы в заметках о бане называл их безвредным и действенным способом для сохранения здоровья и исцеления болезней и предлагал вместо аптек открывать в Европе для пользы общества русские бани.
Пословицы пословицами, а смерть в бане в русской жизни также была вполне обыденным явлением. Не говоря уже об удобстве бани для свершения тайного убийства. Вспомним, что Нестор пишет о мести Ольги древлянам: она предложила их послам, которые приехали предложить княгине стать женой древлянского вождя, попариться с дороги, а потом заперла и сожгла.
Иностранцы боялись русской бани
Русская баня, наверное, единственная, где тело подвергают воздействию такой высокой температуры. На Украине и в Беларуси чаще всего мылись в избе, в неглубоком долбленном корыте или кадке.
Конечно, для привыкания к такой процедуре необходимо время, но сказать, что все иностранцы боялись русской бани нельзя. Например, лекарь императрицы Елизаветы в заметках о бане называл их безвредным и действенным способом для сохранения здоровья и исцеления болезней и предлагал вместо аптек открывать в Европе для пользы общества русские бани.
А вот, что писал арабский путешественник Ибн-Руста: «Водой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка».
Русские очень любили париться
Скорее для наших предков парилка была не местом наслаждения, а некоторым необходимым очищающим действом. Не зря дух бани – банник – это в поверьях существо очень злое и опасное. По мнению этнографов, такой образ «банника» связан со страхом угореть в дыму или сгореть в огне. Его даже называли крестьянским чертом, а баню – обиталищем чертей.
Этнограф Татьяна Бернштам при изучении поморских верований пришла к выводу, что «поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом». Люди обычно старались задобрить банника, чтобы не уморил. «Маленький, мохнатенький, всех людей уморил и царя не забыл». «Банник человеку не товарищ».
Баня – место блуда
Этот миф появился из-за того, что в русских банях, пока это не запретила Екатерина Великая, мылись одновременно и мужчины, и женщины, а в общественных банях, которые строились в городах были особый обслуживающий персонал – натиральщицы, которые предлагали различные СПА-процедуры. На самом же деле баня рассматривалась как очищающее от блудного греха место. Например, существовал обычай для соблудивших для снятия греха обязательно сходить в баню, а потом прочесть молитву и поклониться образам.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/141354-mify-o-russkoy-bane-pochemu-inostrancy.html
Почему иностранцы боятся русскую баню?
Приветствую любителей легкого пара! Если бы Россия была клюквенным компотом, в него бы вошли три ингредиента: медведь, береза и баня. Если с медведями и березами все понятно, то баня заслуживает отдельного внимания.
Пару столетий назад русские парилки поражали всех европейцев, приезжавших к славянам погостить. Попробуем разобраться в том, что же так ошеломляло путешественников.
Что русскому хорошо…
Для всех иностранцев, приезжавших в Россию, действовало одно правило – обязательный поход в баню. У одних заморских гостей такой обряд вызывал интерес, других пугал. Одно можно сказать наверняка – банный процесс они представляли себе иначе. Россия в плане гигиенических пристрастий не оставляла равнодушным ни одного из приезжающих.
Иностранцы привыкли к купальням, которых у славян (в европейском понимании) не было. Раскрасневшиеся мужчины и женщины, прыжки в прорубь, хлестание веником – все это казалось путешественникам завораживающим. Удивлялись они и самим парилкам – деревянные дома с печью и прорезями на потолке не имели аналогов в европейских странах.
Не получалось у иностранцев свыкнуться с отсутствием скрепка – вместо него предлагалось использовать веник. Однако раскрасневшаяся кожа парильщиков вызывала опасения у гостей, они отказывались от этого банного аксессуара – и зря! Зато интерес вызывал сам процесс сбора ветвей и изготовление веников на продажу.
Веник против блохоловки
Цивилизованная Европа отставала от «немытой России» в вопросах гигиены. Причин тому множество – от религиозных соображений до культурных особенностей. Но факт оставался фактом – даже царственные особы ограничивались скребками. Неприятные запахи приходилось маскировать: в ход шли утонченные ароматы. Для борьбы с вредной живностью использовались неведомые славянам блохоловки.
Любопытные воспоминания о русской культуре в целом, и о банных ритуалах в частности оставил чешский путешественник 17 века Бернгард Таннер. В записках о путешествии в Москву Таннер удивлялся строению русской парилки. При открытых дверях и окнах внутри стоял горячий пар. На этом сюрпризы не закончились.
Чеха поразило полное отсутствие слуг. В бане все придерживались режима «самообслуживания». Мужчины и женщины смело хлестали себя вениками, ныряли в прорубь и не стеснялись своей наготы, что для чеха было немыслимо.
Несмотря на культурный шок, русская баня производила на иностранных путешественников положительное впечатление. Европейцы после поездки по России начинали строить бани по славянским лекалам у себя на родине, предпочтя дорогие духи простому ароматному венику. В России же с наступлением 19 века началась эпоха строительства бань для богачей.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/banya_expert/pochemu-inostrancy-boiatsia-russkuiu-baniu-5f843be9a144c35a2720a42e
Почему иностранцы боялись русской бани?
Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.
История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться — в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.
Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка», — так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.
В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».
Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» — это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды — при рождении и перед свадьбой.
Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно — так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».
Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.
Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.
К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».
Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».
Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.
Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, — писал немецкий врач Макс Плотен — пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».
В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.
Я сознательно привел в статье много цитат, чтобы о нашей бане с парилкой и вениками сказали сами иностранцы, прошедшие путь от её неприятия и даже боязни, до восхищения и откровенного копирования.
Источник статьи: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/27748/