Меня из бани не выгоняли

«Пошёл в баню!»: что на самом деле означает это русское ругательство

Казалось бы, баня – что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня – это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы – все это напрямую связано с баней.

Языческое святилище

Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии – огонь, вода, земля и воздух – является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.

Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.

Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов.

Читайте также:  То такое турецкая баня хамам противопоказания

Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:

Нельзя мыться одному, кто так делает – тот колдун или ведьма.
Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя.
В баню иконы не вносят.
Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне.
Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу.
Запрещено строить дом на месте бани.
Нельзя мыться в банях по ночам.

Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище.
Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.

Кто такой банник?

Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине – овинник, то в бане – банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.

Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.

Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.

Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.

Отравления угарным газом

Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII – XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.

Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы.

Характерный признак отравления угарным газом – румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.

Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.

Рождение ребенка

Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.

После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.

Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным.
А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.

Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.

Казни и убийства

Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга – князя Игоря Рюриковича.

Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе – сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.

Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».

Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.

Жертвоприношения

Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.

Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.

Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам.
В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/russian7/poshel-v-baniu-chto-na-samom-dele-oznachaet-eto-russkoe-rugatelstvo-5d4dc865dfdd2500ad43894e

Баня. Эссе о бане и паре.

Опыт критического анализа

Здесь хочу написать о других банях, которые я посещал и которые запомнились. Хочу рассказать, что понравилось и что не понравилось в них, что бы я взял на вооружение, что бы немного изменил, а от чего решительно бы отказался. Рассказ будет с точки зрения человека, который строит свою баню и пытается понять, какой должен быть он, тот самый язь, «рыба моей мечты».

Городская баня.

В городе, где я жил, были 2 основных городских бани. В одной из них была практически классическая парилка. Высокое, метра 4 помещение с широкими ступеньками и площадкой для парения наверху, под потолком. Большая печь с закрытой каменкой топилась электричеством, поэтому камни были всегда горячие, и только к вечеру в субботу в парилке становилось влажновато, пар тяжелел. Даже не помогали восстановительные процедуры, когда мужики, которые контролировали процесс, выгоняли всех из парилки, сметали листья, поддавали, проветривали и подсушивали парилку. В целом же в этой бане были вполне парильные кондиции, температура и влажность хорошо регулировались поддачей и проветриванием через небольшую форточку в окне. В эту баню мы обычно и ходили.

Вторая баня в городе была построена на современных технологиях. Перегретый пар с соседней ТЭЦ поступал в парилку, грел батареи, змеевиком вьющиеся по стенам и с шипением выходил где-то под полком через специальные краны. Не помню, как регулировалась там температура, но всегда было достаточно горячо, влажно, парились там в клубах пара. Такая баня, конечно, дешевле обходилась городу, пар был практически дармовой, но легкого пара там никогда не было. Ту баню мы как-то не любили, я был в ней всего несколько раз, и с тех пор осталось настороженное отношение к горячему пару как средству создания кондиций в парилке.

Достаточно часто приходилось бывать в «заводских» банях и городских «саунах». Как правило, это сауны с открытой электрокаменкой, все они примерно похожи, и пользовались ими посетители без заморочек, по простому.

Зашли, температура хорошо за 80, но вроде не жарко, пот не выступает. Ну правильно, так и должно быть, сиди себе да радуйся. Ан нет, льют воду на каменку!

В итоге воздух влажный, сауна уже не сауна, и для русской бани с веником слишком жарко, ни какого удовольствия. Только и остается, что сидеть и потеть.

Иногда на заводе получалось приходить так, что в бане никого не было. Тогда можно было действительно погреться и попотеть в сухом воздухе сауны, а если изредка случался веник, то отключить нагрев и попытаться сделать пар, котором можно париться.

Ароматизирующие добавки

К заводскому периоду банного опыта относятся и непродолжительные эксперименты с ароматизирующими добавками.

Красивая легенда о том, что в бане нужно поддавать пивом – действительно легенда.

От чистого пива получается невкусный тяжелый пар с кислым запахом. От кваса в начале появляется аромат «корочки», но все кончается тем же кислым тяжелым паром. Гораздо лучше перед поддачей щедро разбавить пиво или квас водой, аромат будет не такой плотный, пар полегче. А вообще добавки как-то не пошли.

Мы пробовали и заваривать травы, и использовали эссенции, и добавляли в воду для поддачи, и капали по паре капель и на камни, и просто на горячую стенку. Все равно не то, чистый пар, на мой взгляд, лучше.

Но тут настаивать не буду, может просто неумело использовали. А может просто ситуация из серии «на вкус и цвет…». Во всяком случае, с тех пор как-то не задалось с добавками-ароматизаторами, обычно без них обходимся.

«Поймать» кондиции.

Заканчивая вспоминать электрокаменки, не могу не вспомнить недавний случай. Я уже читал форум и значительно продвинулся в теории создания «кондиций»

Были в гостях у родственников, у них в каменной пристройке к дому была сделана сауна. На самом деле, достаточно большая, примерно 3 на 2,5. Внутри достаточно мощная печка с камнями сверху. Все традиционно погрелись-попарились веником разок-другой, и пошли дом, я как-то остался еще немного попариться, мне пару заходов не хватило. Поскольку я воспитан на русских банях, к электро-печкам у меня отношение было скептическое.

Но в этой бане, как-то так срослось, что удалось «поймать» кондиции. Секрет — в периодичности нагрева. Не помню, как было в точности, но принцип такой.

При заходе в парилку я печку отключал, пар получался за счет нагретых камней. Затем, выходя из парилки, включал печку и, пока я отдыхал, камни грелись и баня подсушивалась. Или наоборот, парился при включенной печке, это позволяло получать более сухой пар, а выходя отдыхать, печку отключал, чтобы баня не перегревалась. Детали и логику уже не помню, но общей принцип – периодическое включение-отключение себя оправдал. По крайней мере, для одного человека в конкретных условиях. Это было одно из лучших парений, а в бане с электропечкой – так однозначно лучшее.

Теперь могу с уверенностью заявлять – электро-печкам бы камней побольше, и прогреть их подольше, и отключить. Тогда будет ничего так, нормальненько.

Уход за баней.

Еще один момент запомнился из той бани. Есть у меня пунктик, мне нравится делать чтобы было красиво, ухаживать за баней. Сложить веники, расставить шайки, смести листья с полков и пола т. д. Ну, чтобы было все окружающее в бане радовало глаз. Вот и тут, по окончанию парения я все убрал, смёл, и после этого присоединился к компании.

А утром хозяйка так удивленно говорит – обычно утром там пол-дня баню убирать надо после гостей, а тут все прибрано, в бане полный порядок. Не скрою, мне было приятно ))

«Настоящая» русская баня в Латвии.

В «настоящих» русских банях париться приходилось реже. Из того, что запомнилось, это баня в Латвии. Там упор был на основательность. Парилка, душевая, все новенькое, беленькое, пафосное. Скамейки, шайки, вешалки, кованые украшения, беседка-барбекюшница для отдыха, постриженные газончики вокруг и вообще во всем европейский порядок. Хозяин много рассказывал про баню, видно, что он вложил туда часть души и гордился ею. Особо запомнилось, что печка у него кирпичная, красиво сложена и, со слов хозяина, хорошо держит тепло, париться можно даже на следующий день.

А вот в пар, в «кондиции», я не попал. Вроде все хорошо, но как-то не так. Толи жарковато, толи помещение маловато и душновато, толи настроение не то, но как-то после парения осталось впечатление недосказанности, не произошло единения с парилкой. Так тоже бывает.

Сейчас склонен считать, что для нагрева большого количества камней в каменке (а именно они держали тепло до завтра) баню приходилось долго топить, при этом сильно нагревались кирпичные бока печки, баня получалась «перетопленной», очень горячая кирпичная печка давала горячий режим, близкий к сауне.

Это только версия, но на будущее сделал для себя отметку:

камней в каменке должно быть в меру, и слишком мало плохо, и слишком много тоже не хорошо.

Каменка из труб.

Еще одну запомнившуюся мне баню упомяну только ради конструктивной особенности печки. Это классическая по размерам и компоновке деревенская русская баня с кирпичной печкой, как уже описывал выше. Но, для ускорения прогрева бани, использовано техническое решение, с которым до этого не встречался.

Основанием каменки служат трубы, которые проходят насквозь поперек печи и установлены под небольшим наклоном. Трубы стальные, толстостенные, диаметром около 80 мм. Они работают наподобие булерьяновской печки, нагревая проходящий через них воздух и ускоряя прогрев парилки.

Как говорится, не вижу препятствий к использованию такого решения и в своей бане. Если, конечно, выбор в итоге падет именно на кирпичную печь.

Вам может быть интересно

Цитата: «Достраиваю уже баню на даче и пришла пора задуматься насчет камней для каменки. Какие камушки в печь для бани — помогите с выбором»

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/domaizkomi/bania-esse-o-bane-i-pare-5f52fa96c84c033ffde81096

Оцените статью
Про баню