Национализме и общественной бане

Общие бани на Руси: почему в них не видели бесстыдства

Русские бани. Место омовения или разврата?

Русские бани долгое время не давали покоя иностранцам. Так что все-таки делают там русские? Моются или развратничают? И чему способствует такая простота нравов: развращению народа или, напротив, его целомудрию? Мнения разделились.

Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней (с любовницей – К-К) в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
Дж. Казанова «Воспоминания»

Ж. Делабарт Вид Серебренических бань в Москве (или «Серебренические бани на берегу р. Яузы с изображением обряда русской свадьбы») 1796. Русский музей.

Венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 гг., похоже, был не в большом восторге от увиденного и происходящее его шокировало. Хотя, судя по частому упоминанию в мемуарах походов к дамам легкого поведения, особым целомудрием путешественник не страдал.
«Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке. Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. …

В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить. Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. Поистине, разглядывая всех этих обнаженных женщин, всех возрастов и с самыми разнообразными формами, я не смог отыскать в них большого сходства с «Венерой» из собрания Медичи… В этой бане бывает более 2 тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет… В деревнях еще сохраняется обычай купаться вместе мужчинам и женщинам, и нынешняя императрица первой позаботилась о том, чтобы соблюдались приличия и купание было раздельным. »

Гравюра Эйхлера по картине Делабарта. 1799.

Внес свои пять копеек и наш соотечественник, А.Н.Радищев.
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или
парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»

Высказал свое мнение по этому поводу и Ш.Массон.
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников и которому я не очень доверял… Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились…

С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий. Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.

Читайте также:  Пристрой к дому баню 3 на 3 как залить фундамент

Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»

P.S. В посте отражено положение вещей во времена Екатерины II.

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник статьи: http://sbs-dnr.ru/2018/03/18/obshhie-bani-na-rusi-pochemu-v-nix-ne-videli-besstydstva/

Почему Екатерина запретила общие бани в России.

Почти до конца 18-века все бани в России не имели разделения на мужские и женские — но позже разделение все же произошло.

БАНЯ В ГОРОДЕ И В СЕЛЕ.
Но подобные ограничения соблюдались в основном в городах конечно. В селах баня, как правило, была частью дома-избы и в ней мылась одна семья.

Сначала в баню заходили дети и мужчины, потом женщины. В некоторых селах строили общие бани — в основном по берегам рек или озер, для удобства — после парилки часто выскакивали и прыгали прямо в воду. В подобных банях полового разделения не делали.

ГНЕЗДА РАЗВРАТА.
Христианская церковь не могла мириться с существованием общих бань, считая их чуть ли не «гнездами порока» — ведь и мужчины и женщины были там полностью обнажены.

В 1646 году издали указ:

«чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились»

а в 1741 году уже Сенат публиковал указ:

«. на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе»

Но исполнять их никто не стремился.

«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном»

— можем мы прочесть в книге «Баня. Очерки энтографии и медицины»

ИНОСТРАНЦЫ В ШОКЕ.

Конечно же иностранцев такой русский обычай шокировал. Еще в 1661 барон Августин Майерберг писал:

«В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие» /

Ставьте «палец вверх» если статья понравилась и подписывайтесь на МИСТИКА СССР И ЦАРСКОЙ РОССИИ — с нами вы по новому узнаете историю СССР и России и ее тайны!

Читайте также:  Березовый веник с ивой

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/mystery_russia/pochemu-ekaterina-zapretila-obscie-bani-v-rossii-5b5ba10d9c6ae100a9a26235

Общественная баня: золотой пар

В былые годы у мошенников среднего пошиба считалось проявлением высшей степени мастерства делать деньги из воздуха. Однако, не нужно уподобляться безнравственным личностям. Существует вполне себе законопослушное занятие по превращению горячего воздуха, насыщенного водяными парами в деньги. Это общественная баня. Да, да помещение, вода, печка каменка, радушие и никакого мошенничества. Неужели, золотое дно? Все ли так просто? Давайте разбираться.

На заре истории

Издавна, еще со времен мудрецов Древней Греции общественные бани были сосредоточением гигантов мысли и отцов тамошней демократии. Именно там помимо принятия гигиенических и общеоздоравливающих процедур завязывались жаркие и, порой, ожесточенные споры относительно смысла бытия и сущности бренного мира.

Там же, нередко рождались и великие открытия из области арифметики, физики и геометрии. Благое начинание греков подхватил не менее великий Рим. Римляне, понемногу стали вводить в обиход массовые бани для граждан империи. Знаменитые городские бани Диоклетиана способны были одновременно вместить порядка 3000 человек.

Помимо непосредственно банных зон там располагались лекционные залы, гимнастические, игровые площадки и прочие полезные бонусы. Неплохо и в наш час, не так ли?

Передовая по тем временам система водоснабжения обеспечивалась за счет обильного дебета акведуков и включала практически полноценные водопровод и канализацию. Блага древнеримской цивилизации были благополучно угроблены варварами в 537 году, посчитавшими такие достижения излишними. С этого времени начался закат классической римской бани.

О ней вспомнили лишь в 1856 году, когда ирландский врач Ричард Бартер в содружестве с известным популяризатором турецких бань на Британских островах Дэвидом Урквартом, построили на ирландских холмах близ Бларни классические римские бани, но несколько модернизированные.

За счет введения в конструкцию элементов ирландских суховоздушных бань с их совершенной системой воздухоподведения и вентиляции, и печами, отапливаемыми недорогим, но чрезвычайно калорийным топливом – британским углем марки Кардифф.

Бани настолько понравились публике, что безотлагательно перебрались с островов на континент и оттуда начали свое триумфальное шествие по Европе.

Сандуновские бани — гордость империи

В России банная индустрия громко заявила о себе в 1808 году открытием легендарных Сандуновских бань, или Сандун, в просторечии. Именно там, в пойме речки Неглинной образовалось заведение, сохранившее свой основной профиль по сегодняшний день.

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

Писал в своей книге «Москва и москвичи» большой знаток столичной жизни репортер Гиляровский.

Именно это обстоятельство, некая клубная составляющая и инновационность создали Сандуновским баням имя и заслуженную славу.

Стоит отметить техническое оснащение. После реконструкции, осуществленной в конце XIX века вода доставлялась паровыми насосами по отдельному питьевому водогону из водозабора на Москве-реке и глубокой артезианской скважины. Кроме этого имелось редкое по тем временам электрическое освещение. Отделка поражала воображение и была произведена лучшими мастерами из европейских материалов. Разумной и взвешенной оставалась и ценовая политика, общие отделения оценивались от 5 до 50 копеек, отдельные номера и апартаменты от 60 копеек до немалых по тому сытому времени 5 рублей.

Эпоха индустриализации

В стране победившего социализма городская баня продолжала играть очень важную роль, как действенное средство осуществления личной гигиены и просто как знаковая общественная площадка. Немногие дома могли похвастаться наличием не только ванной, но и водопровода и канализации как таковых.

Быстро растущие промышленные центры в европейской части страны, требовали рабочих рук, но не всегда могли обеспечить их владельцев хоть какой то жилплощадью. Под заселение пошли и старые бараки, помещичьи конюшни. Строящиеся общежития также не всегда славились хоть относительным комфортом. В этих условиях на помощь городским баням пришли бани заводские.

Наше время

В современном мире, когда ванная комната перестала быть экзотикой, отмечается рост интереса населения крупных городов к общественным баням. Так на сайте одного крупного города-миллионника появилась публичная инициатива об становлении таких вроде бы канувших в прошлое образований как муниципальные бани. Инициатива была радостно встречена и поддержана населением в кратчайшие сроки.

Общедоступные бани как бизнес


Если на бани общественные есть определенный спрос, то стоит подумать об обеспечении предложения. Чем такой бизнес может быть привлекателен:

  • Практически любая городская квартира оборудована, в той или иной степени ванной или душем, а вот квартира, которая имеет полноценную парную – редкость;
  • Большая проходимость и доступность делает владельца такой бани узнаваемым и социально значимым в пределах города человеком. А это весьма немалый и весомый козырь;
  • Как правило, такие заведения как муниципальная баня имеет большой перечень сопутствующих услуг, доход с которых может быть равен или превышать основной. К примеру, сооружение мини-пивоварни или просто точки по реализации свежего пива будет иметь объемы продаж на порядок большие, чем просто точка по продаже разливного пива. Причем цена реализации может также отличаться от общепринятых, в несколько большую сторону;
  • Основные затраты по реализации таких проектов относятся к типу капитальных и производятся во время строительства и оснащения заведения. Текущие затраты по обеспечению бани теплом и водой в значительной степени меньше и могут быть еще снижены за счет применения современных энергосберегающих технологий и грамотных инженерных решений;
  • В ряде населенных пунктов со времен советской эпохи остались специализированные сооружения, заточенные именно под оказание банных услуг населению. Порой, стоит только обернуть старую конфету в новую красивую и блестящую обертку, чтобы заведение возродилось. При этом экономится немало средств, которые проходят по бухгалтерским документам как капитальные вложения;
  • При грамотном подходе избыточное и вторичное тепло и сточные воды можно использовать для обеспечения сопутствующего бизнеса, например тепличного хозяйства или грибной фермы;
  • На базе бань можно развернуть своеобразные банные комбинаты и совместить их со шведской прачечной и бюджетным фитнес-центром;
  • Массовость и доступность — вот основной конек который должен обеспечить такому заведению популярность и рентабельность;
  • В общественной бане не должно быть излишеств, как в плане отделки интерьера, так и в плане перечня оказываемых услуг, нужно качество и доступный ценник;
  • Правила посещения общественной бани должны быть просты и понятны, но они не должны расходиться с принципами элементарной морали. Именно это сможет со временем превратить заведение в очаг культивирования семейных ценностей и местом проведения досуга в пределах выходного дня. Хотя, в сознании обывателя баня, как правило, ассоциируется с гнездом разврата. Пора ломать этот вредный стереотип.
Читайте также:  Сауна баня красные ворота


Однако, в бизнесе не всегда все гладко, есть и подводные камни.
О них стоит так же сказать:

  • Баня – место пристального внимания контролирующих служб. Начиная от санитарной станции и пожарной инспекции и заканчивая рыцарями плаща и кинжала, это как бы по старой памяти и традиции. Взаимодействие, точнее, конструктивное взаимодействие бизнесмена и надзорных органов целое искусство, на грани игры, в которой выигрыш не всегда на стороне коммерсанта;
  • Баня сопряжена с использованием повышенных температур и горячей воды и чем больше народу через нее проходит, тем выше вероятность, что какого нибудь гипертоника или сердечника прибывшего на оздоровление приступ настигнет прямо в заведении. Справку от доктора с разрешением от каждого не потребуешь, того же доктора лично к каждому не приставишь. Разбирательства по факту несчастного случая и возможные компенсации могут здорово подорвать финансовое здоровье и имидж заведения;
  • Состояние водопроводных и водоотводящих коммуникаций и качество поставляемой воды в нашем Отечестве тема давняя и наболевшая. Большие объемы и высокие требования к используемой воде заставляют либо использовать водопроводные, лимит по которым ограничен, либо обустраивать автономное водоснабжение, путем организации скважины или пункта глубокой очистки технической воды. Поддержание коллектора канализации в надлежащем состоянии также не является простой задачей, а согласование и обустройство собственной ветки чревато грандиозными затратами и бюрократической волокитой.


Отдельно стоит поговорить об отоплении.

Какой жар самый экономный

При решении задачи связанной с выбором типа отопления стоит вспомнить школьный курс физики за седьмой класс общеобразовательной школы.

Сравнительная таблица калорийности различных видов минерального топлива, древесины и возобновляемых типов носителей энергии в кДж:

Вид топлива Минимальное значение Максимальное значение
Бурый уголь 7500 21000
Каменный уголь 21000 30000
Штыб рядовой 0-25 17000 27000
Кокс каменноугольный сортовой 27000 31000
Торф брикетированный, влажностью 16-18% 13000 16000
Древесина твердых лиственных пород, влажностью 18% 14700 18500
Солома злаковых, влажностью до 20% 12000 14900
Мазут котельный 41000 42750
Природный газ по ГОСТ 31000 31000

Важно! Брикеты и пеллеты из соломы злаковых и отходов древесины могут иметь теплотворную способность, несколько выше от номинальных значений, заявленных для древесины и соломы в чистом виде, за счет более оптимальных режимов сгорания этого топлива в специализированных котлах.

Отдельной позицией выступает электричество.

Вода во входящей магистрали имеет температуру 9 градусов по Цельсию, нагревательный элемент имеет мощность 25кВт, резервуар с водой емкостью 1000 литров воды со стандартной схемой теплоизоляции и таким же стандартным уровнем теплопотерь в окружающую среду. Температура воды в накопительной емкости и исходящей магистрали должна быть не менее 50 градусов по Цельсию.

Простой теплотехнический расчет показывает, что при КПД нагревательного устройства в 89%, с учетом теплопотерь указанный объем воды будет нагрет до заданного значения в течении 1,986часа. Расход электроэнергии составит 48,686 кВт. Посчитать стоимость не составит труда, если умножить этот показатель на конкретный тариф по электроэнергии.

Даже беглый анализ указывает, что отопление электричеством не является оптимальным вариантом. Каменный уголь, газ и топливный брикет имеют более высокие показатели топливной эффективности и экономической целесообразности. Однако применение минерального и органического топлива требует:

  1. Организацию дымоотведения.
  2. Удаление и утилизацию отходов горения, шлаков. Достаточно затратная статья, которая не распространяется на применение природного газа и отчасти котельного мазута.
  3. Согласование и подведение газовых коммуникаций и организация складского помещения для хранения дежурного запаса твердого топлива.
  4. Логистические и транспортные расходы на доставку топлива и удаление отходов горения.
  5. Процессы горения минерального топлива в меньшей степени управляемы и поддаются точной настройке. В меньшей степени это утверждение справедливо для природного газа и мазута, где системы автоматического контроля давно отработаны.

Словечко от Бывалого! Применение каменного угля неизвестных марок, а особенно кокса в твердотопливных котлах требует взвешенного подхода. Кокс и коксующиеся каменные угли марки К, ОС, Ж при их неоспоримой калорийности и, как следствие энергоэффективности, могут спровоцировать прогар колосниковой решетки из-за критического температурного режима в топке. Применение газовых длиннопламенных углей, тощих углей полуантрацитовой группы и антрацитов, куда более прогнозируемо и в конечном итоге оправданно.

Заключение

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить, что общественные бани продолжают оставаться актуальным и востребованным инструментом организации массового досуга с одновременным проведением гигиенических и оздоровительных процедур. В случае грамотного, и что самое, главное взвешенного, комплексного подхода к организации такого заведения как бизнеса, можно получить гарантированные дивиденды. Однако, не стоит забывать о возможных рисках и технических, организационных сложностях, как объективного, так и субъективного характера. Скорее всего конвертировать пар в золото не выйдет, а вот в полновесное серебро – вполне может быть.

Источник статьи: http://obane.info/vidy/obshhestvennaja-banja.html

Оцените статью
Про баню