- Баня с другого ракурса: банные традиции, приметы и суеверия
- Немного истории
- Для чего ты, банька?
- Банная нечисть — духи бани
- Приметы для бани
- Банные традиции
- Банные венички
- Русская баня: корни и 3 главные традиции
- История русской бани
- «Сандуновские» и «Хлудовские» бани
- Традиции русской бани
- Другие статьи канала:
- История и традиции русской бани: краткий очерк
- Понятие русской бани, история появления
- Немытая Европа и чистая Россия
- А что же на Руси?
- «Протопи ты мне баньку по-белому!»
- Баня для русского — это больше, чем любовь!
- Вместо заключения
Баня с другого ракурса: банные традиции, приметы и суеверия
Коли б не баня, то все бы мы пропали (поговорка)
Ах, русская банька! Даже захотелось перефразировать слова классика: кто не любит русской бани? Или еще так: любите ли вы баню так, как люблю ее я? Для русского человека баня – это не просто гигиеническая процедура. Это ритуал, это целый комплекс мероприятий, который с успехом может заменить дорогой сеанс в СПА-салоне. Сколько удовольствия и наслаждения доставляет баня! А сколько пользы!
Русская баня у реки
Немного истории
Наши предки-славяне начали строить места для омовений еще в глубокой древности и гораздо раньше, чем таковые появились у других народов. Так что наша русская банька уже упоминалась в устном творчестве даже в те далекие времена, когда письменности у многих народов не было и в помине.
Баня внутри
Уже в начале первого тысячелетия на Руси пользовались банями. Но не только славяне любили банный пар: издревле люди разных народностей сооружали подобные строения.
Древние русичи верили в великую целительную силу бани, считали, что она очищает не только тело, но и душу. Здоровье всегда связывалось с чистотой: недаром жестокие эпидемии чумы, когда-то выкосившие население более чем половины Европы, не коснулись Руси.
Хороша банька!
Но сегодня у нас речь не о пользе бани, об этом уже достаточно написано в публикациях нашего сайта. Давайте попробуем взглянуть на баню с другой стороны и вспомним стародавние банные традиции, приметы и суеверия. Баня издавна у большинства народов являлась местом священным, мистическим и загадочным, где можно было встретиться с таинственными силами и духами потустороннего мира.
Для чего ты, банька?
Основное предназначение бани – омовение и парение. Но не только для этого служила баня у наших предков. Она была непременным атрибутом всей жизни русских людей. Все существенные и значимые события так или иначе были связаны с баней: свадьба, рождение, лечение. Существовала в селениях такая традиция – непременное посещение бани накануне венчания и на другой день после свадьбы.
В ней не только мылись, но и стирали белье; в бане лечили и «правили» кости; роды, родовспоможение тоже проходило в бане. Ведь лучшего места для этого в крестьянском подворье было не найти: тут и чисто, и тепло, и горячая вода есть. И здесь же занимались гаданием, колдовством, делали заговоры или снимали порчу.
Баня на берегу озера
В баню шли париться в период трудных жизненных ситуаций и испытаний, а также предчувствуя дыхание смерти. Так что баня была одним из важнейших мест в обиходе нашего народа и пользовалась особым почетом. В древности считалось, что баня способствует как телесному, так и духовному очищению.
Банная нечисть — духи бани
По старинным поверьям, в бане обитали свои собственные банные духи, главным среди которых был банник – своеобразный банный домовой. По старославянским верованиям, этот представитель потустороннего мира был любитель пошутить и попугать: мог запереть банную дверь так, что и не выберешься, навести на человека морок. Потому в баню обычно не ходили поодиночке и старались в ней не ночевать.
Но банник – это мужской дух бани, а был еще и женский по прозванию обдериха. Обдериху считали особенно опасной для беременных женщин и рожениц, поэтому они никогда не ходили в баню одни. Считалось также, что банник и обдериха плохо уживаются вместе.
Некоторые представляют себе банника так. Фото сайта taynikrus.ru
Банника представляли маленьким темным старичком, этаким карликом, а обдериху в виде призрачной женской фигуры с длинными спутанными космами волос и торчащими изо рта зубами.
Приметы для бани
Наши предки старались не разгневать банных духов, а, напротив, заслужить их расположение и смягчить отношение, поэтому постепенно сформировались особые банные приметы:
- париться следовало только в определенное время: летом нужно было помыться до полуночи, а лучше до 18 часов (считалось, что ночью в бане парится банник). Зимой же в баню следовало ходить только до полудня. Посещать баню ночью, как и ночевать там, категорически не следовало;
- нельзя было заходить в баню без стука или надо было предварительно спросить разрешения;
- после мытья должна была оставаться вода и кусочек мыла для банника;
- понедельник считался запретным днем, зато четверг и суббота – самыми благоприятными банными днями;
- в первую очередь в баню всегда ходили мужчины, и только после них могли идти остальные домочадцы;
Баня с травами и вениками
- существовали некоторые правила поведения в бане: вести себя нужно спокойно, не ругаться, громко не разговаривать и не смеяться, не стучать шайками и ковшами;
- в пьяном виде нельзя ходить в баню, так же как и с нехорошими, блудными мыслями;
- плевать на камни печи категорически запрещалось, да и то – можно было получить от банника ответный плевок, или, чего доброго, мог герпес приключиться;
- после каждого банного дня баню приводили в порядок и оставляли в чистоте;
- ходили в баню только по 3 захода (3 пара): считалось, что на четвертый заход парится сам банник.
Люди старались следовать этим приметам, чтобы поменьше беспокоить банника — таинственного обитателя парной. Чтобы баня хорошо функционировала, долго служила и в ней было приятно мыться и париться, банника старались задобрить: при первой топке бани на печь клали соль и кусочек хлеба, можно было просто бросить на камни немного соли.
Банное убранство
Иногда под порог бани клали монетки, а после банных процедур благодарили банника и оставляли для него кусочек мыла и старый веник – ему ведь тоже нужно помыться и хорошо попариться.
Банные традиции
Издавна существует традиция: для гостя после долгой дороги обязательно топили баньку и отправляли попариться и помыться. И сейчас это очень широко практикуется, особенно в нашей дачной жизни. Гостей и друзей везут на дачу – на баню и шашлычки.
Раньше не любили ходить париться в одиночку, так как считалось, что одному человеку в бане встретиться с нечистью гораздо легче, и это может стать даже угрозой для жизни. И в самом деле, есть в этом определенный смысл: а вдруг человеку в жаркой бане станет нехорошо — ему будет кому помочь.
Банные принадлежности
В бане обычно использовали индивидуальные средства для мытья (мочалки и мыло), особенно больные люди, чтобы не передать болезнь. Веник должен быть также свой у каждого парильщика. И сейчас эти правила вполне разумны с точки зрения гигиены.
У заядлых парильщиков принято после горячего пара обливаться ледяной водой, а зимой даже купаться в проруби (если таковая имеется рядом) или прыгать в снег. Мало кто знает, что и эта традиция идет издревле, когда считали, что обливание холодной водой очищает духовно.
Прорубь возле бани
Если баня сгорела, то на этом месте никогда не возводили больше никаких построек – ни бани, ни жилого дома. Это место считалось проклятым, и новое строение могло постигнуть то же несчастье.
В старину в бане не употребляли спиртное, ведь банник этого совсем не выносит, и даже верили, что он может содрать кожу с выпивающих. Этот запрет вполне обоснован – нетрезвый человек в бане может легко получить травму, обжечься, потерять сознание. А сколько в русском языке имеется пословиц и поговорок про баню! Это еще раз подтверждает важнейшую роль бани в жизни нашего народа.
Банные венички
Стоит еще сказать и про веники. Это очень важный банный атрибут, ему всегда уделяли серьезное внимание. Заготавливать веники следует в определенное время – примерно в середине июня, а вязать их можно только в полнолуние.
Когда ломают или срезают ветки для веника с березы, дуба или другого дерева, у него надо попросить прощения. Что ж, хочется добавить, что когда мы приходим в лес за чем бы то ни было, действительно стоит попросить разрешения взять что-то из природы.
Веники — непременный банный атрибут
Веник всегда нужно было иметь каждому свой – негоже пользоваться им после кого-то. Раньше верили, что с чужим веником можно забрать на себя болезни и неприятности его хозяина.
Сейчас не каждый имеет возможность самостоятельно заготовить веник для бани, но это не беда: в нашем маркете вы можете выбрать себе подходящий. Загляните в подборку Веники банные.
Вот такие интересные традиции и поверья связаны с баней. И сейчас русская баня в большом почете у народа и пользуется особой любовью. Наверное, ко всем этим старинным суевериям следует относиться с определенной долей здорового скептицизма, но некое разумное зерно все-таки есть во многих традициях.
Вот она — банька!
Не стоит их забывать. Давайте будем пользоваться этим великим благом, которое нам подарили наши далекие предки – русской баней, для собственного здоровья и удовольствия. Легкого вам пара!
Источник статьи: http://7dach.ru/LenaMedvednikova/banya-s-drugogo-rakursa-bannye-tradicii-primety-i-sueveriya-111679.html
Русская баня: корни и 3 главные традиции
С древних времён русская баня считалась особым местом. В ней не только купались и осуществляли гигиенические процедуры, но и рожали детей, проводили мистические ритуалы, девушки гадали на суженого, а знахари проводили целебные обряды.
Считалось, что в бане живёт особый «банный» дух, который может запарить до смерти . Поэтому в бане не разрешалось не то, что ругаться, но даже громко говорить.
История русской бани
Первые упоминания о русской бане встречаются в летописях, датированных V в.н.э. Описание бани можно встретить и в трудах Прокопия Кесарийского. В них он отмечал, что поход в баню и водные процедуры являются неотъемлемой частью жизни славян. В те времена баня уже имела внешний вид, который сохранился до наших дней.
Это была постройка из обтёсанных брёвен, в центре которой устанавливался большой чан с раскалёнными углями. Их периодически поливали водой, в результате чего баня наполнялась паром. Растапливали баню специально обученные люди – банники . Эта профессия пользовалась уважением, а сами банники занимали особое положение на социальной лестнице.
В те времена бани топились только «по-чёрному». Дело в том, что у печей не было дымоходов – дым выходил через щели и окна, а сажа оседала на стенах.
Спустя несколько протапливаний стены приобретали чёрный цвет, за что баня и получила своё название.
«Сандуновские» и «Хлудовские» бани
Отдельно стоит упомянуть самые популярные бани дореволюционной Москвы – Сандуновские и Хлудовские. Между двумя этими банями шло настоящее сражение за право считаться царь-баней. Историки считают, что выиграли это сражение Сандуновские бани. Они пользовались большой популярностью, и даже невестам перед свадьбой рекомендовалось попариться в «сандунах». Считалось, что это обеспечит счастливую семейную жизнь.
Традиции русской бани
Наши предки были уверены, что в каждой бане живёт дух – банник. Обитал он либо за каменкой, либо в воде, которая собиралась после мытья. Внешне дух выглядел, как низкий старичок с седыми волосами и бородой, и пучеглазыми глазами. Чтобы поход в баню удался, следовало соблюдать правила посещения бани:
- купаться только до наступления темноты;
- не приходить в баню пьяным;
- обязательно поздороваться с духом и попросить разрешения на купание;
- уходя, оставить баннику кусочек мыла, воду в ковшике и веник, чтобы он также смог попариться;
- уходить нужно было, не поворачиваясь спиной к парной, пятясь.
Существовали также и другие традиции посещения бани, которые дошли и до наших дней:
1. Использование парных веников. При этом, каждый веник предназначался для определённой цели. Например, сосновый использовали для лечения болезней верхних дыхательных путей, дубовый помогал гипертоникам, а липовый – при простуде.
2. Применение травяных сборов. Их заваривали и пили, ими поливали горячие углы бани для придания аромата, обрызгивали стены. Сушёные травы вешали под потолок и по углам. Считалось, что в комплексе травяные сборы помогут излечиться от многих болезней.
3. Обливания после парной холодной водой или обтирания снегом.
Но самая главная традиция – это париться без суеты и спешки . Постепенное привыкание к высокой температуре, медленный массаж веником с наращиванием интенсивности движений, расслабление и вдыхание пара – всё это должно происходить неспешно. Только тогда организм получит максимальный эффект от банных процедур, расслабится и избавится от накопившейся усталости.
Другие статьи канала:
Полезная информация? Не забудь поставить лайк и подписаться на канал « Баня — от А до Я «!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/banya_expert/russkaia-bania-korni-i-3-glavnye-tradicii-5caec6d0906b9100b2429a63
История и традиции русской бани: краткий очерк
Любимая традиция каждого русского
Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:
Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.
Понятие русской бани, история появления
Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.
Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.
Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.
Немытая Европа и чистая Россия
Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.
Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!
Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».
Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.
Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.
Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба
Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.
Блохоловка
И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:
За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!
А что же на Руси?
А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.
Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.
Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.
В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.
«Протопи ты мне баньку по-белому!»
Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.
Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.
Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»
Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.
Баня для русского — это больше, чем любовь!
Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.
Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.
Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.
Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.
Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.
В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.
Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.
Вместо заключения
Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.
Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.
Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani