Чукотская баня. Отрывок из спектакля
БАНЯ ТРЕТЬЯ
«ЧУКОТСКАЯ»
Из-за кулис доносится: «Эге-гей!», и вслед за этим, в стык, в фонограмме звучит музыка песни «Увезу тебя я в тундру». На сцену в дублёнках, унтах и меховых северных шапках выбегают участники Чукотской бани.
ЧУКЧА(женщинам). Ну, женщины, давайте, однако, мойте меня!
Женщины-чукчанки начинают тереть мочалками и нахлёстывать вениками чукчу прямо по дублёнке. Тот от удовольствия шумно сопит и время от времени покрякивает. На шум выходит Банщица.
БАНЩИЦА. Одну минуточку! Что это вы тут устроили?
ЧУКЧА. Однако отойди, женщина! Не мешай!…
БАНЩИЦА. Что значит «отойди»? да разве же здесь у нас моются? Да разве так в бане моются?
ЧУКЧА. А как в бане моются?
БАНЩИЦА. Банное помещение там, а тут у нас предбанник. И потом для начала надо билет взять и хотя бы для приличия раздеться.
ЧУКЧА(жене-чукчанке). Слышала? У них тут раздеваются для приличия, а у нас для неприличия.
ЖЕНА. Тёмные они, однако…
БАНЩИЦА. Сами вы темнота! Неужто же вы собираетесь горячей водой свои дорогущие дублёнки портить?
ЧУКЧА(недоумённо). Снег чукча видел, камень видел, олень видел, ледяной вода видел… Горячий вода не видел, однако.
БАНЩИЦА. Как не видел? Ну, чудеса!…
Банщица быстро ныряет за ширму и тотчас возвращается с чашкой горячего чая и чайником.
На-ка вот, попробуй.
ЧУКЧА(обнюхивает чашку). Пусть сначала женщины пробуют, однако.
Пускает чашку по кругу, женщины пьют.
ДОЧКА. И тепло, как в яранге.
БАНЩИЦА. Ещё бы не вкусно и не тепло… (Чукче) Налить ещё?
ЧУКЧА. Не. У чукча, однако, свой напитка есть…
Достает из-за пазухи банку растворимого кофе.
Только как это пить чукча не знает.
БАНЩИЦА. А ты этикетку читай, там всё написано. Читать-то умеешь?
ЧУКЧА. Умею, однако, геолога учила… (Читает) «Засыпать две ложки кофе…
Зачерпывает из банки две ложки кофе и отправляет в рот.
…добавить сахара по вкусу…
Сыплет в рот сахар.
Забирает у Банщицы чайник и заливает в рот.
…тщательно всё перемешать».
Начинает крутить бёдрами из стороны в сторону, перемешивая в животе содержимое.
Ну и придумают же, однако!
БАНЩИЦА(изумлённо). Видела я тундру, но чтобы… (стучит по дереву) …деревянную!
ЧУКЧА(банщице). Женщина, стойбище к бане готово, однако!
БАНЩИЦА. И это – стойбище?…
ЧУКЧА. У нас что ни яранга, то и стойбище. Это – мой жена, это – тёща, а это – лапушка-дочка. Подавай баню, женщина!
БАНЩИЦА. Ну что ж, вот вам билеты, но первыми моются дамы.
Звучит весёлая музыкальная отсечка. Женщины-чукчанки уходят за ширмы, а Чукча садится на лавку.
БАНЩИЦА. А тебя как же звать-величать, мил человек?
ЧУКЧА. Мамка Колой кликала, а геолога Колей называла, однако.
БАНЩИЦА. Ну, Коля – так Коля. А ты чего ж так вырядился-то – на одной ноге сапог, на другой – валенок?
ЧУКЧА. Э-э, чукча умный. Чукча погоду слушала: местами дождь, местами снег передавали.
БАНЩИЦА. Тьфу! Ну, чисто малое дитя, ей-богу! Ну и как же вы там живёте, у себя в тундре, Коленька?
ЧУКЧА. Хорошо живём, однако. Чукча каждый день охота ходит.
БАНЩИЦА. Ну а потом, после охоты?
ЧУКЧА. Жену люблю, однако.
БАНЩИЦА. А потом?
ЧУКЧА. Опять жену люблю.
БАНЩИЦА. Ну а потом, после этого.
ЧУКЧА. И потом жену люблю. До вечера люблю, однако.
БАНЩИЦА. А вечером что делаешь?
ЧУКЧА. Вечером? Вечером лыжи снимаю.
БАНЩИЦА. Ну, если ты так уж жену свою любишь, так ты бы вместо того, чтобы кофе себе покупать, шоколадных конфет ей купил бы.
ЧУКЧА. Не ест она эти конфеты ваши. У ней от фольги изжога…
Слушай, уважаемая… Я тут на охота недавно ходил, женщина видел наполовину чёрный, наполовину белый. Очень любил её, однако.
БАНЩИЦА. Да не может этого быть, чтобы женщина была наполовину белая, наполовину чёрная. Таких женщин в природе не бывает.
Банщица, махнув рукой, уходит.
ЧУКЧА. Ай, ай! Значит, это пингвина была!…
Над ширмой появляются женщины-чукчанки и начинают мыться.
ЧУКЧА. Жена, помнишь, прошлый год я тебе кровать покупала?
ЖЕНА. Помню, Коля. Хороший кровать.
ЧУКЧА. Под ней нефть нашли, однако.
ЖЕНА. Кто тебе сказал?
ЧУКЧА. Геолога сказала, он под кроватью сидела.
В фонограмме слышен звук летящего самолёта.
ДОЧКА. Ой, самолёта, самолёта! Смотри, папка!
ТЁЩА. Однако правительство полетела!
ЧУКЧА. Однако нет. Если бы правительство был, то летели бы ещё четыре мотоцикла…
Чукча достаёт из кармана свой национальный инструмент и начинает извлекать из него разнообразные унылые звуки. На звук выходит Банщица и некоторое время с интересом слушает.
ЖЕНА. Дочка, а дочка. Я нашему папке хороший вельветовый джинса купила. Теперь каждый вошка по свой дорожка бежать будет.
БАНЩИЦА(всплеснув руками). Так у него, что ж, педикулёз?!… Вошек же лечить надо!
ДОЧКА. Ой, бедный вошка! Они болеют!…
БАНЩИЦА. Надо же! И эти не лучше. Ой, тундра!… (Громко) Ну, довольно, барышни! Помылись – дайте и мужичку вашему с вошками разобраться… (К Чукче) Прошу в баньку, Коленька!
ЧУКЧА. В твой баня мыло есть, женщина?
БАНЩИЦА. А что ж за баня без мыла? Есть, конечно, — «яичное».
ЧУКЧА. Чукча весь помыться хотел, однако.
БАНЩИЦА. Тьфу ты, господи! Вот и поговори с ним. «Яичное» — это мыло так называется. Понял, дурья башка?
ЧУКЧА. Странный названия…
БАНЩИЦА. И ничего не вижу тут странного. Яйца в мыло добавили – вот и «Яичное».
ЧУКЧА. Ай, ай! А моя оленя резал – их выбрасывал. Теперь в мыло добавлять буду.
БАНЩИЦА. Добавляй, добавляй, только иди уже мыться, ради бога!
В фонограмме музыкальная отсечка. Женщины-чукчанки выходят и садятся на лавочку, а Чукча уходит за ширму.
ТЁЩА. Жарко, однако…
ДОЧКА. Не, снегом мыться лучше.
ТЁЩА. Я, когда в город жила, так к ванной близко не подходила.
ЖЕНА. А когда это ты в город жила, мама?
ТЁЩА. Давно это был. Первый-то мужа моя русская была, однако.
ЖЕНА. А чего же развелася?
ТЁЩА. Да грязная он была, однако. Мылся каждый день. Утром мылся, днём мылся, вечером тоже мылся… Не, снегой мыться лучше. Он и давление снимает.
ДОЧКА. Ба, тебе же врач пиявки приписал.
ТЁЩА. Ну их! Десять штук съела – не помогает. Не могу больше.
БАНЩИЦА. Ну, как вам банька, гости дорогие?
Над ширмой встаёт Чукча, трёт себя мочалкой, хлещет веником.
БАНЩИЦА. Ну, что ж, гости дорогие, теперь сядьте-ка рядком да расскажите нам, как вы там у себя на Чукотке живёте? Наверное, голодно вам там?
ТЁЩА. Зачем голодно? Мы картошка сажаем, однако.
БАНЩИЦА. Так там же мерзлота вечная, когда ж вы её сажаете?
ЖЕНА. Ночью сажаем, чтоб колорадская жука не видела.
БАНЩИЦА. И, что же, урожай собираете?
ТЁЩА. А как же. Ночью сажаем, а утром уже копать идём.
БАНЩИЦА. Как это так?…
В С Е. Сильно кушать хочется.
ЖЕНА. А недавно моя Коля телевизора цветную купила!
ДОЧКА. И вовсе не цветной он, мамка, а чёрно-белый. Обманули папку, однако.
ЧУКЧА. Шибко глупый ты, дочка! Цветной телевизора дали. Вот скажи: чёрное – это цвета?
ЧУКЧА. А белое – цвета?
ЧУКЧА. Значит, и телевизора у нас цветная!
БАНЩИЦА. А как же вы его там смотреть будете? Во что включите?
ЧУКЧА. Э, чукча умная, чукча знает! Чукча ещё розетки купила.
БАНЩИЦА. Так ведь кроме розетки телевизору ещё электричество требуется.
ЧУКЧА. Вот ты, я вижу, женщина умный шибко, слова непонятные говоришь… А вот скажи, однако, что за установка такая у нас посреди тундра стоит. Столб длинный-длинный, и столба эта кружится и глубоко в землю входит. Что там делают?
БАНЩИЦА. Что, что… Бурят.
Все смеются.
ТЁЩА. Неправильно рассуждаешь, женщина. Мы знаем, как бурят делают.
ДОЧКА. Их буряты у себя в Бурятии делают.
ЖЕНА. А мы, чукчи, и без этой установки чукчей хорошо делаем, правда, Коля?
Выходит Чукча.
БАНЩИЦА. С лёгким паром, Коленька! Хороша ли банька?
ЧУКЧА. Ох, хороша! На будущий год ещё пойду. Однако собираться в дорогу пора…
Женщины поднимаются с лавки, и все выходят на авансцену.
БАНЩИЦА. Как же так? А может, чайку на дорожку с пряничком да с вареньицем…
ЖЕНА. Спасибо, хозяйка. Мы уже лучше дома снега попьём.
ДОЧКА. Снежком и помоемся. Белей и чище ничего нет на свете, однако.
ТЁЩА. А вам, хозяева дорогие, спасибо за внимание. Шибко хорошо вы нас слушали. Понравились вы нам. Приезжайте к нам на Чукотку!
ЧУКЧА. Прокачу вас с ветерком на оленях. Эге-гей. …
Снова в фонограмме звучит музыка песни «Увезу тебя я в тундру».
В С Е(поют). Там за северным сияньем
Далеко родимый дом.
Мы помылись в вашей бане,
Через год ещё пойдём!
Уезжаем, извините,
Но вернёмся, так и знай,
До свиданья, добрый зритель,
Здравствуй, наш чукотский край!
Припев: До свиданья, милый зритель,
До свиданья, до свиданья!
С лёгкой грустью и улыбкой
Вспоминай почаще нас!
Мы ещё к тебе приедем,
Чтоб в чукотской нашей бане,
В развесёлой нашей бане
Вместе встретиться не раз!
Источник статьи: http://proza.ru/2009/11/20/515
Почему чукчи не любят мыться?
У чукчей много странных привычек, которые часто ложатся в основу анекдотов и смешных баек. Например, чукчи не любят мыться. Чем обусловлена нелюбовь этого народа к мытью?
На Крайнем Севере живут десятки народов: эвенки, ненцы, ханты, кереки, камчадалы. Но самого пристального внимания заслужили только чукчи. Об этих обитателях Крайнего Севера ходят сотни анекдотов, про них рассказывают смешные рассказы и им приписывают странные традиции. Особенно удивляют некоторые бытовые привычки чукчей. Главный из них – нелюбовь к мытью. Так почему чукчи не любят мыться?
Во-первых, чукчей окружает суровая природа: тундра, вечная мерзлота, почти круглый год зима. При этом чукчи ведут кочевой образ жизни. Так что никаких бань и саун у них нет. А если и были бы, их нечем было бы отапливать – кругом тундра с редкими рощицами карликовых деревьев.
Топлива им едва хватает на обогрев жилища. В их ярангах температура часто чуть выше нуля. Тут, знаете ли, совсем не до мытья 🙂
Во-вторых, чукчи не моются осознанно. Они покрывают своё тело густым слоем жира, который не смывают месяцами. Зимой он защищает их от переохлаждения. Летом же корка из жира и грязи спасает открытые части тела от орд гнуса.
Естественно, что время от времени чукчи счищают с себя корку из жира и грязи. Для этого они собираются в одном яранге, сильно прогревают его и дружно потеют, обильно попивая горячий чай. После чего счищают с себя грязную жирную корку и обмазываются новой порцией жира. Правда, едва ли это можно назвать мытьём 🙂
Впрочем, всё это довольно условно. На дворе не 17-ый и даже не 20-ый век. Мир сильно изменился. Цивилизация дошла даже до самых отдалённых уголков Крайнего Севера.
В советские годы чукчей и другие народы активно приобщали к благам цивилизации. Их отучивали от старых обычаев, традиционной религии и прежних бытовых привычек. Всё большее число жителей стойбищ пополняли население быстрорастущих городов. Постепенно на смену яранге пришла благоустроенная квартира в панельном доме, а на смену жиру – кусок мыла.
Ныне большинство чукчей живут в благоустроенных домах, где охотно принимают водные процедуры.
Старые понятия о гигиене сохранились только у жителей отдалённых стойбищ, которые, как и их предки, всё ещё кочуют по необъятным просторам тундры.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c5926d54c240600b03fded7/pochemu-chukchi-ne-liubiat-mytsia-5e37c5abd810225b7ccf6ecf
Почему чукчи не любят мыться в русской бане
Уважаемые читатели! В начале статьи я хотел бы поблагодарить Вас за то, что подписываетесь на канал и ставите лайки. Благодаря Вам канал уверенно развивается. Спасибо Вам!
Наверное, не все знают, что народы Крайнего Севера не пользуются баней. Они просто очищают свое тело различными жировыми втираниями. Это можно, наверное, объяснить тем, что зимний сезон длится в этих районах почти весь год и вода вечно стоит холодная. Если ее нагревать, то нужны дрова, которые ценятся на вес золота, так как в тундре не растут деревья и лес завозится издалека.
Не мытье, а очищение.
Каждый народ имеет свои традиции мытья тела, а вот жители Крайнего Севера (чукчи, эвенки, манси и другие) никогда не моются. Они в самой большой юрте разжигают большой костер и всем поселком собираются около него. На каждом человеке находится очень много одежды, чтобы обильно пропотеть. После того, как люди вспотели, они снимают всю одежду и начинают друг с друга счищать грязь с тела костяными гребешками. Затем, они обильно натирают себя жиром какого-нибудь водного животного. Например, широко применяется для этой процедуры жировые отложения нерпы. Только теперь, ученые выяснили для себя, что это самый лучший способ мытья человеческого организма в таких условиях проживания, где постоянный холод и нехватка дров. Чукчи и другие народы никогда не приучатся к русской традиционной бане, хотя попытки были, но в основном неудачные и трагичные.
В самом начале 21 века наша страна попыталась изменить коренные устои и традиции народов Крайнего Севера, что привело к печальным последствиям. Конечно, были и положительные моменты этого перевоплощения народов такие, как образовательная и медицинская деятельность.
Советские комсомольцы с энтузиазмом пытались провести реформу цивилизации, они не обращали особого внимания на устоявшиеся традиции и образ деятельности чукчей. Детей насильно забирали в детские сады и начинали их учить «новой» жизни, приучая их к чистоте.
Активисты советской власти начали внедрять обязательное мытье аборигенов, приучая их к гигиене и чистоте. Но, малолетние дети начали массово умирать от водного процесса мытья, так как человеческая кожа лишенная защитного жирового слоя не могла справиться с мощным натиском различных бактерий. Детский организм не справлялся и мытье водой оказывало губительное воздействие. В связи, с этим в 1930-50 годах были недовольные бунты коренного населения против власти Советов.
Губительное воздействие банного процесса мытья для чукчей и других коренных народов Севера, сейчас не отрицает уже никто. Так, каковы причины этого вреда?
1) Организм людей не переносил высокую температуру воздуха, которая применялась в русской бане. Из-за этого у человека возникала резкая сердечная недостаточность.
2) При смывании горячей водой тела, нарушался покров организма, который защищал аборигенов от бактерий и сильных морозов. После бани исчезал жировой слой, который в течение всей жизни человека служил защитой от внешних неблагополучных факторов.
3) Отсутствие водного мытья тела защищало людей от комаров и других насекомых, которые высасывали кровь с организма. Это природная защита, которая оберегала аборигенов от надоедливого гнуса.
В период правления Брежнева начали усиленно приучать коренные народы к городским условиям быта. Каждого человека, кто помылся в бане, на выходе ждал. стакан водки. Процедура мытья превратилась в простое окатывание водой человеческого тела. Аборигены, чтобы получить порцию алкоголя, просто выливали на себя несколько тазиков горячей воды и требовали очередную дозу водки. Организм этих людей не привык к алкоголю и многие умирали от употребления ее в большом количестве.
Сейчас, многие люди с удовольствием принимают душ и ванны. Условия жизни чукчей кардинально изменились, да и одежда надежно защищает от холода и кровососущих насекомых. Ученые научно доказали, что частое посещение бани приводит к ухудшению деятельности организма человека не только среди народов Крайнего Севера, но и среди европейцев.
Желаю Вам успеха! Ставьте лайк, если понравилась статья, а также подписывайтесь на канал, узнаете много нового!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/umelye_ruki/pochemu-chukchi-ne-liubiat-mytsia-v-russkoi-bane-5da86ba68600e100afab749e