Случай в бане
Сашке в бане не везет. Не то что попариться, даже помыться не всегда получается. То на каменку сядет, то поскользнется и упадет, то в бассейн прыгнет, а он без воды. Как-то нехорошо получается, в общем. А началось все в аквапарке.
Ну, не в таком аквапарке, который все себе сейчас представляют, а в Уфимском. Он не совсем в Уфе этот процветающий и сейчас аквапарк. Он в Михайловке. Откуда парочка биатлонистов-чемпионов родом. Помните анекдот про то, как сын — российский чемпион мира по биатлону к отцу в деревню приехал? А отец его через месяц попросил не ссать в огороде, потому что картошка с арбуз размером растет, а морковка сама любого зайца запросто схомячить может. Так это точно не в Михайловке было: тамошние биатлонисты с допингом не балуются, а все от чернозему растет. Так вот этот аквапарк на озере расположен. Запрудили разветвленное урочище с ручейком и по берегам построили бани. Лесок, лужайки, озеро и бани. Весь аквапарк. Когда случилось, там пять бань было. Четыре маленьких: на компанию человек на пять-шесть, и большая, трехэтажная — человек двадцать вполне. Зимой проруби рубили, чтоб из парилки сразу в прорубь нырнуть. Хорошо. В большой бане горка еще была. Со второго этажа из банкетного зала с камином. Пропил в стене метр на метр с дверцей. Дверцу открыл, на горку вылез (там площадка метра два горизонтальная) и можно прям, с горки в прорубь. Хорошо. Но холодно. Холодно чертовски: минус тридцать почти. Поэтому когда кто с горки съехать захочет, на нее несколько ведер горячей воды выливают специально обученные люди. Ну, чтоб лед с горки смыть и чтоб не примерзнуть по дороге. Мы пробовали после бани в прорубь-то. Отличная вещь. Освежает. Холодно только. Поэтому возле проруби специально обученный человек стоит и тулуп на тебя накидывает, когда вылезешь. Ну и лед еще колет этот человек, потому что вода имеет свойство к замерзанию. Так вот паримся все, выпиваем. Кто квас, кто пиво, кто покрепче чего. Демократия у нас на этот счет: не хочешь водки — не пей. Нам больше достанется. И вот, после очередной рюмки кваса, начальник всего этого аквапарка Сашке говорит: — Неправильно ты, дядя Саша, водку ешь, т. е. с горки съезжаешь: ногами вперед. Неправильно. Головой вперед нужно, — так ощущений больше. Сказал и сам к горке шасть. Ему дверцу придержали, водичкой горку полили, он через пропил в стене вылез, лег на живот и башкой вперед в прорубь уехал. Внизу булькнуло. Вернулся минут через десять уже из парилки. — Видел, дядя Саша, как надо, — спросил он, наливая себе из графина, — только я думаю, что москвичам слабо. — Не, это я тебе ща покажу как надо, — ответил Сашка, поднимаясь, — открывайте дверь мужики, я пошел. Сашка отошел подальше для разбега, и. И тут зазвонил его сотовый. Сашка прервал разбег, взял протянутую кем-то трубку и заговорил. Говорил он минут сорок: звонили с какого-то объекта, там чего-то не ладилось. Все уже забыли о Сашке, о том что он собирался научить уфимцев кататься с горки. Все занимались своим делом: кто квас, кто пиво, кто покрепче чего. У нас демократия. Все забыли, а Сашка не забыл. — Открывайте дверь! — завопил он специально обученным людям, когда закончил разговор. И как только лаз был открыт, он прыгнул с разбега. Сашкино тело взвилось в воздух, пролетело параллельно полу пару метров, и, курлыкнув по-журавлиному, вылетело вон. Наружу. Снаружи тело понятным образом осознало, что до наклонной части горки оно не долетит. Падать на обледенелую горизонтальную площадку ему не хотелось и тело дало команду мозгу задержаться в воздухе. Мозг попробовал помахать крыльями, но, вовремя вспомнив, что крыльев у него нет, использовал руки вместо шасси. Для отнюдь не мягкого приземления. — Бум, — вздрогнуло трехэтажное строение, — Бумм, — раскатилось надо озерным льдом эхо. Секунды лежания на льду телу хватило чтоб замерзнуть. Тело сделало два мощных гребка в стиле “брасс” и покатилось с горки, дрыгая ногами в стиле “кроль”. В середине скольжения, тело странно изогнулось, кривовато приподнялось, и покатилось дальше, опираясь на ладони и стопы, — горка была покрыта ледяной коростой, ободравшей телу пузо. Наконец горка кончилась и голова тела ушла в прорубь. Бульк? Нет, не “бульк”. Не бульк, а “хрясь”: голова проломила лицом трех-четырех миллиметровую ледяную корку. Потом — “бульк”. Уолт Дисней умер бы от зависти, если бы дожил до этого момента. Окунувшись в обжигающе теплую на морозе озерную воду Сашка вылез из проруби. — Пожалуйте тулупчик, — подскочил к нему специально обученный человек. Тулуп Сашка взял. Но спросил: — Любезный мой, специально обученный человек, — спросил Сашка, напяливая поданный тулуп, — не будете ли вы любезны, объяснить мне, почему лед в проруби не сколот и не вынут? Дальнейший Сашкин монолог переводить на обычный русский язык очень муторно. Отметим только, что Сашка не забыл упомянуть всю родню специально обученного человека, кончая детьми Ноя. Длился монолог минут десять, а стекла дрожали в зданиях за пару километров. Кстати, добрый совет: никогда не стойте босыми, мокрыми ногами на льду. Особенно, когда материтесь при минус тридцати градусах мороза. Потому что примерзнете. Сашка и примерз. Материться правда не перестал. А вы бы перестали? Вот тогда Сашке последний раз повезло в бане: в бане было много горячей воды. Она и растопила лед, держащий Сашкины ноги. С тех пор Сашке в бане не везет. Не то что попариться даже помыться не всегда получается. То на каменку сядет, то поскользнется и упадет, то в бассейн прыгнет, а он без воды. Как-то нехорошо получается, в общем. Хотя именно та баня с которой все началось очень давно сгорела.
Источник статьи: http://www.volnayar.ru/pritchi/sluchai-v-bane
Тулуп в русских традициях — свадьбы и обряды
Довольно продолжительное время традиционной зимней русской одеждой был тулуп, сшитый из шкуры козы или овцы. С одной стороны, наличие шерсти наделяла кожух свойствами «того», нечеловеческого мира, так как он символически подражал шкуре животного. С другой стороны, кожух, или тулуп из-за косматости (т.е. большого количества длинной шерсти) стал символом богатства, плодородия, благополучия, продолжения рода, жизненных сил. Словосочетания «косматый — богатый», «мохнатая рука» подтверждали это. Благодаря своим свойствам тулуп стал самым активным «участником» многих семейно-родовых обрядов и праздников годового цикла.
В вывернутые тулупы, чтобы на время стать неузнаваемыми для односельчан и быть похожими на далеких предков — тотемных животных (медведя, козу), одевались ряженые или «цыгане» на Рождество, Масленицу, и другие праздники, тем самым желая хозяевам дома семейного благополучия, богатства, плодородия.
Тулуп был неотъемлемой частью обрядов, связанных с рождением и первым годом жизни ребенка. Так, в деревнях Восточного Полесья повивальная бабка посылало кожух около печи и вкладывала на его новорожденный ребенок, приговаривая: «Как шубу мохнатые, так и ты будь богат», тем самым закладывая, программируя богатую жизнь младенцу.
Тулуп как символ плодовитости и одновременно сильный оберег часто использовали в животноводстве: купленную корову обязательно переводили через расстеленный в воротах тулуп; в тулуп же заворачивали рожденного теленка.
Во время строительства нового дома самое пристальное внимание уделяли одной из главных несущих балок, той, которая была ближе к углу и которую в русской традиции называли «матица» (от слова «мать»). Чтобы в доме всего было много (как шерстинок в тулупе), эту балку на несколько дней обертывали в него.
Тулуп в русских ритуалах
Тулуп стал неотъемлемым атрибутом свадебного ритуала. В славянской традиции довольно долго был популярен диалог между молодыми и родителями на пороге дома:
— Батюшка, матушка, отчего вы мохнатые?
— Поэтому мохнатые, чтобы вы жили богатые!
А в свадебных пожеланиях присутствовали выражения: «Чтобы жених был богатый, как кожух косматый», «Шуба лохмата, а вы будьте богаты», «Чем медведь косматей, тем жених богаче».
Исследователи традиций XIX-XX вв. также фиксируют присутствие тулупа как знакового элемента в одежде главных участников в ряде свадебных обрядовых действий. На девичнике, когда приходило время расплетать косу, невеста обычно сидела на тулупе. Перед тем, как отправить дочь под венец, родители усаживали ее на «престол» — бочку, накрытую кожухом.
Вывернутый тулуп надевали теща или свекровь, провожая молодых из родительского дома к венцу и встречая их на пороге дома. Считалось, что тем самым молодым желали иметь много красивых, здоровых, «как медведи», детей. Долгое время существовал обычай, когда жених в день свадьбы, независимо от погоды должен был надевать тулуп. Таким образом, в контексте свадьбы кожух выполнял несколько функций.
Во-первых, контактная магия, основанная на принципе подобия, должна была поспособствовать жениху и невесте исполнить роль продолжателей рода и родить много детей.
Во-вторых, в фольклорной наследии многих народов мира сохранились легенды о поиске золотого руна как источника богатства — тулуп ассоциировался с культовым животным, способной воплотить мечту о богатой жизни.
В-третьих, овца или коза (с ней делали обход ряженые) была символом возрожденного солнца, которое принесет новую жизнь на землю. Молодые должны были находиться под этим символическим покрывалом в первую брачную ночь, чтобы стать гарантами сохранения рода.
В-четвертых, многочисленность шерстинок — это еще и знак самого рода, его разнообразие и жизнестойкость. Пара молодых занимала место в этой иерархии и навечно включалось в родовую структуру.
Наконец, в-пятых, шуба выполняла роль оберега, т.е. шкура медведя или иного животного в народной культуре наделялась способностью отгонять нечистую силу. Прежде чем посадить молодых за свадебный стол, на скамью стелили кожух, предохраняя тем самым молодых от прямого контакта с ней (на скамейку можно было «отправить» любую болезнь или беду).
Р.S. Однажды на свадьбе, как это часто происходит, мы, гости, ждали приезда молодоженов. Ходили по залу, рассматривали красиво убраны свадебный стол, места, которые скоро займут молодые. Кто-то из присутствующих вдруг вспомнил, как его, молодого, и его невесту родители усаживали на шубу, желая здоровья, богатства, детей … На вопрос: «или сбылось пожелание родителей?», Мужчина ответил: «Не буду гневить Бога, живу хорошо!». Отец жениха задумался, а потом пошел в гардероб, взял свою новую модную дубленку и разослал на те два стула, на которых должны были сидеть молодые …
Источник статьи: http://mansbest.ru/semejnye-otnosheniya/tulup-v-russkix-tradiciyax.html
Тулуп в бане это
Впервые упоминания о бане встречаются у Геродота Галикарнасского в V веке до н.э. Древнегреческий историк очень подробно описал первые бани у скифов. Они были кочевниками, поэтому «строили» переносные бани из 3-х воткнутых в землю шестов, обтянутых по периметру войлоком.
Скифы парились с коноплей
Внутри первобытной бани – «мыльни» — стоял раскаленный чан с камнями, которые и создавали жар. Помещение было очень тесным и приземистым. В него нужно было буквально влезать, согнувшись. Отсюда и второе название бани – «влазня».
На горячие камни, как и сейчас, плескали воду. Так она прогревалась для мытья и заодно заполняла влазню мокрым паром. Чтобы жар был еще круче, на мокрые камни сыпали семена конопли. Скифы обильно потели, скребли тела золой или мокрыми кожаными ремнями.
Мытье наших предков было чем-то средним между процессом парения и барахтаньем в золе и собственной грязи. Но в походных условиях эти банные процедуры были незаменимы. Позднее, когда предки славян стали вести более оседлый образ жизни, они начали строить приземистые избушки из дерева.
Баня по-черному, или как помыться в копоти
Деревянные бани сначала строили без дымохода. «Вытяжкой» служили щели в окнах, затянутых бычьим мочевым пузырем. Вся копоть от сожженных углей под чаном с камнями наполняла помывочное помещение. Стены внутри были черными от сажи.
Так выглядела «баня по-черному». Несмотря на экзотическое устройство она неплохо справлялась с требованиями гигиены того времени. Только приблизительно к IX-X векам бани стали оборудовать трубой, вместе с которой уходила и копоть. Так славяне научились мыться в чистом помещении.
Как мылись тогда
Общественные бани начали строиться гораздо позднее и только в крупных городах. Изначально мытье в бане было делом сугубо семейным. Мылись все вместе: мужчины и женщины, взрослые и детвора.
Затапливать баню отдельно для баб и мужиков никому даже в голову не приходило. Славяне не связывали понятие бани со стыдом. Мыться-париться всем вместе было в порядке вещей. Да и практичнее это: не так много дров нужно для растопки бани для всех.
Парилка и помывочный зал тоже были объединены. Мытье, охаживание березовыми вениками и наслаждение горячим паром представляли собой один сплошной, непрерывный процесс. Зимой он обязательно заканчивался нырянием в снег или прорубь (если рядом была река).
Священное действие
Иностранцы считали русскую баню обителью разврата. Сами славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства. Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя.
В этих же постройках женщины рожали детей. Перед важным событием топили баню только женщины и только пользовавшиеся уважением. Мужчин к священному действу не допускали. Когда помещение было не занято, бабы с удовольствием использовали его и для гаданий.
Иногда это место использовалось и для скрытого убийства. В бане могли запереть врага и сжечь его вместе с самой деревянной постройкой. Именно так сделала княгиня Ольга с древлянскими послами, предложившими ей стать супругой их вождя.
«Нечистое место»
Поскольку баня ассоциировалась с такими таинственными для предков процессами, как зачатие, рождение детей и гадание, ее считали местом «нечистым». Здесь «смывали грехи», очищали тело, следовательно, нечто дурное оставалось в пределах этих стен.
По верованиям славян в бане жил дух – банник. Он считался существом злым, способным уморить человека, который к нему неуважительно относится. Банника полагалось задабривать специальными присказками-уговорами. По значимости он был даже важнее домового.
Есть ли польза от русской бани
На Руси всегда считалось, что баня дарит здоровье и укрепляет дух. Современная медицина предупреждает, что горячий мокрый пар полезен только здоровым людям. Гипертоникам и сердечникам вход в баню закрыт, поскольку она создает повышенную нагрузку на сердце и сосуды.
Не стоит париться и тем, у кого есть варикоз. Банные процедуры могут только усугубить проблему. Крайне не рекомендуется посещать парную и беременным, особенно в первом и третьем триместре беременности. Баня – слишком суровое испытание для организма будущей матери и плода. Даже недолгое пребывание в горячей влажной среде может привести к выкидышу.
Но если у человека нет перечисленных противопоказаний, ему стоит посещать баню раз в месяц-два. Для здорового организма русская баня сравнима с часовой тренировкой на велотренажере или пробежкой. Однако, чаще париться не стоит: организм привыкает к нагрузке и перестает на нее реагировать.
Источник статьи: http://russian7.ru/post/pochemu-banya-na-rusi-schitalas-nechist/