- Устав благочиния: как Екатерина II боролась с общими банями
- Вклад Екатерины в право
- Мужики, женки и обслуживающий персонал
- «Банные» законы и наказания
- Что заставило Екатерину I запретить общие бани
- Бани сельские и городские
- «Рассадники разврата»
- Шок для иноземцев
- Устав Екатерины II
- Почему Екатерина запретила общие бани
- Бани сельские и городские
- «Рассадники разврата»
- Шок для иноземцев
- Устав Екатерины II
- Почему на Руси запретили общие бани
- Бани сельские и городские
- «Рассадники разврата»
- Шок для иноземцев
- Устав Екатерины II
Устав благочиния: как Екатерина II боролась с общими банями
Борьбе с непотребством российские императоры и императрицы всегда уделяли особое внимание. К непотребству отнесли и совместное посещение бань. Борьба с этим пороком особого успеха не имела, а потому власти обращались к этой теме вновь и вновь и даже определили наказание за сей проступок.
Вклад Екатерины в право
Впервые в истории российской правовой мысли об исправлении преступника, как об основной цели наказания, заговорила Екатерина II. Эта идея нашла свое отражение в так называемом «Наказе» императрицы Комиссии о составлении проекта нового уложения 1766 года. Старое Соборное уложение вышло в свет еще в 1649 году, а единого Свода законов вообще не существовало. Неудивительно, что за десятки лет в России воцарилась неразбериха, и подчас одновременно действовали сразу несколько противоречащих друг другу указов. Несмотря на то, что для составления «Наказа» Екатерина позаимствовала материалы иностранных авторов, этот документ является настоящим трудом «просвещенной монархини».
При Екатерине Великой были учреждены и смирительные дома, которые, как указано в издании Николая Таганцева «Русское уголовное право», предназначались для непослушных детей, тунеядцев и других нарушителей. Если же верить Попову А. В., автору книги «Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву», непотребство тогда тоже наказывалось заключением в подобные смирительные дома. Непотребством в те времена называли не только проституцию, но и внебрачные связи. Как пишет Я. И. Гилинский в своей книге «Девиантность и социальный контроль в России», лишь в Уложении о наказаниях, изданном в 1845 году, эти понятия были разделены.
Мужики, женки и обслуживающий персонал
Между тем непотребство и предусмотренные за него наказания продолжали занимать одно из центральных мест в правовых актах царской России. К нему с некоторых пор стали относить и совместное посещение бань мужчинами и женщинами. Как утверждает Андрей Дачник, автор книги «Баня: очерки этнографии и медицины», попытки запретить представителям разных полов мыться вместе предпринимались еще задолго до Екатерины Великой. Так, указ 1646 года гласил: «…чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а в Указе Правительствующего Сената от 1741 года было написано: «…мужики и женки парятся в особых банях, а не вместе».
Но особого успеха эти указы не имели. И это неудивительно: русские мужчины и женщины много веков парились вместе. К тому же обслуживанием клиентов в банях занимались девушки. Об этом вспоминал приятель царя Петра Николаас Витсен («Путешествие в Московию, 1664-1665»). Витсен рассказывал о том, что девушки мыли не только купающихся женщин, но и мужчин. А дворянин Фридрих Бергхолц в 1721 году отмечал: «Русские и чухонские женщины, прислуживающие там, превосходно знают свое дело. Они умеют дать ту степень теплоты или холода, какую вы сами пожелаете, и мастерски ухаживают за вами».
«Банные» законы и наказания
Неудивительно, что после того, как во многих торговых (общественных) банях установились различные дни для мытья мужчин и женщин, а также начали широко устраиваться отдельные мужские и женские бани, желающие заглянуть в соседнее отделение бани не переводились еще долго. Именно поэтому, по словам Бориса Рыбакова, автора издания «Очерки русской культуры XVIII века», в Уставе благочиния 1782 года Екатерина II снова обратилась к этой теме, запретив вход в баню лицам другого пола. Но заядлых нарушителей запрет снова не напугал, потому как даже в XIX веке «банные» проблемы снова оказались в текстах законодательных актов.
Вот и в Своде законов (Свод уставов благочиния), вышедшем в свет в 1842 году под редакцией Дмитрия Блудова, в главу «О непотребстве» были включены и статьи, касавшиеся порядка посещения общих бань. В статье 223 говорилось о том, что мужчинам старше 7 лет запрещено входить в женскую баню. Аналогичное правило распространялось и на женщин. Статьей 227 Свода законов за подобные выходки предусматривалось наказание в виде штрафа. За «банную» проделку любопытные мужчины (или женщины) должны были выложить сумму, равную суточному содержанию заключенного в смирительном доме, а «сверх того посылать таковых в тот дом топить бани, пока не заплатят пени» («Свод законов российской империи», Санкт-Петербург, 1842 год).
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/151199-ustav-blagochiniya-kak-ekaterina-ii-borol.html
Что заставило Екатерину I запретить общие бани
Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.
Бани сельские и городские
На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.
Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.
«Рассадники разврата»
Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.
В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе». Но предписания властей не выполнялись.
«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».
Шок для иноземцев
С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.
Устав Екатерины II
Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.
Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/58847-chto-zastavilo-ekaterinu-i-zapretit-ob.html
Почему Екатерина запретила общие бани
Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.
Бани сельские и городские
На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.
Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.
«Рассадники разврата»
Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.
В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе». Но предписания властей не выполнялись.
«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».
Шок для иноземцев
С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.
Устав Екатерины II
Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.
Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/56483-pochemu-ekaterina-zapretila-obshhie-ban.html
Почему на Руси запретили общие бани
Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.
Бани сельские и городские
На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.
Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.
«Рассадники разврата»
Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.
В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе». Но предписания властей не выполнялись.
«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».
Шок для иноземцев
С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.
Устав Екатерины II
Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.
Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/pochemu-na-rusi-zapretili-obscie-bani-5c7a7d9cf8cb7f00b34a9a3b