В каких сказках есть баня

В каких сказках есть баня

Тема бани и всего что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства.

«Добра та речь, где про баньку да печь».

В частности, тема бани в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием.

Наша банька всё отмоет,

Всё очистит, освежит.

Телу молодость откроет,

Ум и душу вдохновит!

Тема бани в произведениях литературы.

Ценителями бани были великие русские писатели. Современники А.С. Пушкина отмечали, что поэт очень любил русскую баню, а в Сандунах бывал неоднократно. Поэт любил и уважал баню с детства, и куда бы ни заносила его судьба, он стремился ознакомиться с банными обычаями. Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как и Пушкин, был большим поклонником водных процедур, омовений, массажей и бани.

Как Вы думаете, мог ли человек, равнодушный к русской бане, так поэтично описать ее?

Александр Пушкин, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;

Зеленый веник, терпкий банный дух.
Поддать, еще! кричу я с верхней полки,
А в теле — раскаленные иголки,
И, жаркой не выдерживая порки,
Как черт от ладана бежит недуг.

В жизни, мирной или браной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Русская баня описана и у А.П. Чехова, чей небольшой рассказ «В бане» дает читателю возможность прикоснуться к традициям простого московского люда и к его любопытному поведению. Упоминали о бане В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Бедный, А. Фадеев, Г. Марков, А. Твардовский, В. Солоухин — всех трудно перечислить!

Описание бани в произведениях литературы — это банное действо, некое языческое волшебство, в конечном счете дающее мир и покой душе, трепетное ощущение каждой клеточки своего тела.

Источник статьи: http://www.finnspa365.eu/page_37/

Банник: Сказка

Дух крестьянской бани, живёт за каменкой – сложенной из камней банной печью – или под полком, на котором парятся. Наказывает тех, кто не оставляет ему кусочек мыла и воды, и в следующее посещение бани плескает на провинившегося кипятком.

Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился – понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке.
Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:
– Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!
Собрался опять Потанька попариться в баньке.
Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу.
Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку.
По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:
– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!
Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.

Читайте также:  Баня из двойного бруса 6х6

Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать – а с него дождь льёт, взглянул – а он весь в сосульках стал. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!
Полез Потанька на полок в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!
Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:
– Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!
Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать.
Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде – по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.
Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.
Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.
Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, – думает, – погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа – ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.

Источник статьи: http://skazki.rustih.ru/bannik/

Русская баня в мифологических рассказах

Так как баня всегда почиталась на Руси, то и мифологических рассказов с ней было связано предостаточно. В основном, значение бани в мифологии осмыслялось, как место смерти или перехода из мира в мир.

Поэтому-то русские в некоторой степени страшились бани, ночью в нее не ходили и иногда называли местом без креста, неосвященным. Объясняется это осмысление банально: смывая в бане все негативное с себя, человек оставлял плохую энергетику в этом месте. Смытые отрицательные вибрации уходили в землю и как бы приманивали нечистую силу.

Баня в сказках

Что может быть фантастичнее и нереальнее сказки, которая всегда отражала действительность в мифологемах. Когда же упоминалась баня? А всегда, когда Иван-царевич искал суженую или выполнял какое-то задание, ему приходилось встречаться с Бабой-Ягой. Эта добрая старая женщина, перед тем как отведать русского мяска, обязательно норовила царевича в баньке попарить. А как же без бани: все плохое нужно было смыть с будущего обеда. Но всегда в сказочном пространстве главный герой или сдружиться с бабкой или обхитрит ее и спасется.

Встреча с Бабой-Ягой тоже была переходным моментом, а баня как ритуал, омывала героя и очищала его дух и мысли, чтобы он мог вступить на верный путь со светлой головой.

Русская баня в мифологии

Самым главным мифологическим персонажем , связанным с баней, был баенник, так сказать, домовой или дух, охранявший баню. Баня символизировала собой место, где встречаются реальность и потусторонний мир. А баенник не допускал непосвященных попасть ненароком туда, куда не надо.

Народное воображение рисовало его маленьким старичком с длинной белой бородкой и хитренькими глазками. Он мог и защекотать, и косы у девок повыдергать, и схватить так сильно, что придушить.

Гораздо позже с повсеместным распространением христианства на Руси чертям и бесятам приписывали баню, как их обиталище. Они могли ради забавы загнать человека в гроб.

Мифологические рассказы упоминают о случаях, когда мужчину не могли вытащить из бани всей деревней. Он стонал, кричал, а в бане работали топоры и молотки. На утро его нашли мертвым в гробу. Еще одна история приключилась с девкой, которая смогла обмануть чертей. Они прибили подол ее рубашки к полу, но девушка скинула рубаху и сарафан и выбежала из бани нагишом. Утром ее вещи нашли разодранными в клочья.

Читайте также:  Правда ли что в бане есть черти

Современные бани в СПб, конечно, еще не прославились мифическими персонажами, но вполне могут порадовать посетителей соблюдением вековых обычаев и традиций.

Последние банные новости на ДедИлья.ru

Секреты дубового веника

5 правил хорошего дубового веника — подробнее

Источник статьи: http://www.dedilya.ru/topic_sauna/raznoe-o-banjah-i-saunah/russkaja-banja-v-mifologicheskih-rasskazah/

Баня в русских народных сказках: символ чистоты и волшебства

В каждой четвертой-пятой русской народной сказке есть упоминание о бане. Где-то она вводится в действие вскользь, где-то баня – центральная фигура повествования. Иногда баню собираются использовать по прямому назначению, для мытья, иногда – для попытки умерщвления главного героя, как место засады, а есть сказки, где баня – средство исцеления.

Сказки – древнейшее наследие

Почему баня так часто упоминается в бывшем устном, а теперь уже и письменном народном творчестве? Сказки выучивались наизусть и передавались от поколений к поколениям, так продолжалось веками и тысячелетиями. Сказки, сказания – не просто развлечение, а удобный способ передачи исторической, религиозной и мистической информации.

Не зря славянские народы считаются самыми образованными и умелыми для своего времени, а их религиозные служители – волхвы, по многим данным, владели огромным количеством информации, причем многие знания впоследствии были утеряны. Ученики волхвов должны были с малых лет заучивать наизусть различные предания, в том числе и сказочные.

Сказки рядовому человеку всегда было легче воспринимать. Точнее, легче запоминать и понимать информацию, заложенную в сказочные предания. Это касается детей в большей степени, но и многие взрослые лучше усваивают сложные данные в игровой форме. Современный научно-популярный фильм – не унылое перечисление характеристик, допустим, трактора, а зрелищный, динамичный ролик с участием этой полезной тяжелой техники.

Так и сказки тысячелетия назад давали понять, что можно делать в жизни, а что нельзя, где правда, а где кривда. Но что же баня, в чем смысл упоминаний в сказках о ней?

Баня – часть жизни наших пращуров

Наличие всевозможных видов банных сооружений подтверждают археологические раскопки стоянок племен скифов и сарматов две-три тысячи лет назад, а позже появляются документальные подтверждения приверженности славян к парению в бане.

У кочевых народов были походные бани, быстро устанавливаемые и снимаемые, оседлые славяне строили стационарные домики для мытья, но важно то, что наши предки не представляли жизнь без бани и банных процедур. Все это отразилось в сказках.

Все оседлые персонажи, у которых есть дом или его подобие, перед планируемым употреблением героев в пищу намереваются их отмыть. Приверженность наших предков к гигиене перешла в сказках даже к отрицательным персонажам. Например, баба-яга во многих сказках отправляет в баню то сестру с братом из «Гуси-лебеди», то присланную злой мачехой девочку. Обычно героям помогает избежать гибели различные волшебные помощники, такие как кот, отвечающий злой бабке из бани вместо девочки и др.

Интересно, как доблестные молодцы отвечают злым колдуньям во время первой встречи. Вообще, баба-яга встречается в половине русских народных сказок. Она олицетворяет границу между миром живых и мертвых. Главная колдунья не то чтобы совершенно плохая, она просто не очень любит человеческое племя, но иногда на определенных условиях помогает выполнить практически безнадежные задания. Так вот, баба-яга, когда обнаруживает в своей избушке человека, то первым делом собирается его съесть, но герой избегает немедленного «съедения», просто попросив у бабки помыться, поесть и попить!

Добрый молодец говорит, мол, ты вначале баньку истопи, потом накорми, напои, а после разговоры будем вести. Удивительно, но ведьма послушно исполняет требования и в большинстве случаев помогает герою. Конечно, не баня тому причина, а весь комплекс условий. Видимо, после того как богатырь попарился, поел-попил, он стал «своим», неприкосновенным.

Из этих сказок видно, что добровольные гости бабы-яги или ее невольники – все должны побывать в бане. Зачем это указывать? Прививать любовь к чистоте надо с детства – и что может быть лучше сказок! Ребенок, с малых лет слушающий истории про добрых и злых героев, а также о том, как они отправляются в баню как минимум захочет узнать, что это такое. Если родители в этом не откажут, то дети обретут крайне полезную привычку париться в настоящем русском народном оздоровительном центре – бане!

Читайте также:  Сруб бани по норвежской технологии

Баня – опасное место?

Во многих сказках говорится о том, как героев пытаются заманить в баню, а там погубить, разжигая страшный огонь. Так происходит в сказках «Иван – мужицкий сын», «Летучий корабль» и «Иван Быкович», причем в последней сказке баню топили три месяца. Героев спасают волшебные существа или предметы, замораживающие раскаленные бани.

Отчего в средоточии чистоты и здоровья, каким представлялась (и вполне справедливо) нашим предкам баня, происходили такие страшные вещи? Возможно, повлияла славянская мифология, где описывается волшебное существо, живущее в бане – Банник. Дух бани – довольно враждебный по отношению к людям, в отличие от Домового и Овинника, коих надо было звать на помощь, если попал под горячую в прямом смысле руку Банника. С Банником можно было жить в мире, для этого стоило оставлять ему после каждого купания прогретую парилку, кадку чистой воды, веник.

Но отчего в сказках героев заманивали в баню могущественные персонажи, ведь они могли лишить жизни проще, в бою или подослав лихих людей? Скорее всего, смерть в бане могла считаться «несчастным случаем», не вызывающим подозрений. Ведь в те годы все знали, что если не угодил Баннику, то он может запарить насмерть, обернувшись родственником или знакомым.

Лечебная роль бани

В сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды», ставшей, кстати, прообразом для «Сказки о царе Салтане…» Пушкина, Иван-царевич излечивает незрячие глаза своей матери. А делает это он в бане! В других сказках также упоминается лечебная сила бани и горячего пара.

Наши предки издавна считали баню лекарством от всех болезней, и в большинстве случаев были правы. В Киеве начала второго тысячелетия христианские священники официально призывали киевлян строить бани, уже тогда понимая их пользу. В Европе еще несколько столетий будут в столицах нечистоты выливать прямо возле дома, и мыться только под дождем, а русские люди следили за чистотой и почти не болели.

Расписывать пользу от пара нет смысла, главное, что баня реально помогает, и это подтверждают все новые и новые научные исследования. Наши пращуры получили знание от волхвов, а может опытным путем определили пользу бани, что отразилось в народных сказках.

Баня – место засады и тайны

В сказке «Двое из сумы» владельца волшебной сумы, старика, отправили в баню попариться, а в это время подменили волшебный предмет на обычный. Старик, конечно, вернул имущество и наказал обидчиков, но суть в том, что от похода в баню никто и не думал отказываться, настолько чистота была в крови у русских народов.

В сказке «Притворная болезнь» царевна точно так же, с недобрыми намерениями, послала мужа Ивана в баню. Он пошел полежать на полке, но в итоге был сражен злым героем Пан Плешевичем. Сговор царевны и Пана Плешевича был, как и все злое в сказках, наказан, а добро восторжествовало. Однако баня вновь стала тем местом, куда герой точно пойдет по приглашению попариться.

Еще одна интересная сказка – «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». В ее сюжете нет смертоубийства в бане, но есть эпизод, в котором отец трех дочерей неохотно соглашается мыться в бане, потому что ночь и будет темно. Месяц его все же уговаривает, а сам просовывает палец в дырочку в стене, отчего в бане становится светло, а старик довольный уезжает. Здесь баня выступает, как простое средство показать могущество Месяца: он может ночь сделать светлой. Тем не менее выбрана именно баня, и это неспроста.

Ключевая роль бани в сказках и жизни

Баня в русских народных сказках встречается и как место очищения, и как средоточие чего-то необычного, волшебного и даже смертельно опасного. И недаром, ведь раньше в бане принимали роды, тут молодые очищались перед свадьбой и после нее. В бане и сейчас девушки гадают на суженого, а раньше это было повсеместно. Баня – часть дома, но всегда остается слегка отстраненной от обыденной жизни, ведь тут жили волшебные существа.

Так и в сказках: в бане происходят всевозможные события, хорошие и плохие, ведь баня – часть жизненного уклада и быта русской семьи.

Источник статьи: http://bpk-nn.ru/stati/30-banya-v-russkikh-narodnykh-skazkakh-simvol-chistoty-i-volshebstva

Оцените статью
Про баню