Русские печи для бани в Европе
Русская баня наряду с финской сауной продолжает покорять Европу.
Все большее распространение в Европейский странах получают общественные сауны, это становится отдельным видом досуга, куда принято ходить с семьями и с друзьями. А в частном секторе уже сложно представить себе загородный дом, в котором отсутствует баня или сауна. Только за последнее десятилетие количество бань и саун в Европе выросло примерно на 25% по сравнению с аналогичным периодом начала 2000-х, и это по самым скромным подсчетам.
Почему баня стала так популярна? Можно выделить 2 основные причины, которые уже ни у кого не вызывают сомнений.
Во-первых, конечно, это оздоравливающее влияние бани. При посещении бани происходит и тренировка сердечно-сосудистой системы, и омоложение кожи, и профилактика кожных заболеваний, и выведение токсинов из организма, и благотворное воздействие на дыхательную систему. Пользу такой процедуры сложно переоценить. Единственное, что стоит учитывать, это возможное наличие противопоказаний, в частности, особую осторожность следует соблюдать при проблемах с сердцем.
Во-вторых, существенная причина популярности бани связана с возможностью провести время с близкими людьми в неформальной обстановке, которая максимально способствует расслаблению и сближению. Конфликты сглаживаются, дружеские связи укрепляются. Кроме того, если речь идет об общественной бане, то появляется возможность легко познакомиться с новыми людьми. Традиционно в банях редко парились в одиночку, сейчас, конечно, смысл изменился, но суть осталась: баня предполагает компанию и душевное общение.
Купальной столицей Европы еще в двадцатом веке стали называть Будапешт, когда там появились огромные банные комплексы. Такие комплексы впоследствии появились во всех крупных европейских городах. Они объединили в себе разные виды бань и саун, в которых можно познакомиться с культурными традициями парения и омовения Индии, Турции, Ирландии, Финляндии, Японии и, конечно, России. Разница всех этих традиций, по сути, в сочетании температурного режима и влажности. Плюс особенности ароматических воздействий и сопутствующих процедур.
Лучшими заведениями подобного типа славятся водные курорты Германии и Швейцарии, построенные с использованием природных термальных источников.
Русская баня давно уже стала брендом, не менее, а в некоторых странах – и более популярным, чем турецкий хамам или финская сауна. Именно поэтому организаторы банных комплексов стараются передать национальный колорит русской бани. В ход идут березовые и дубовые веники, контрастные обливания и даже растирания снегом, если погодные условия и место расположения позволяют.
Единственное существенное отличие, которое может смутить русского туриста при посещении общественной бани, скажем, в Германии, это привычка посещать бани нагишом. Причем, без разделения на женское и мужское отделение. У этого есть вполне логичное обоснование: любые современные купальники изготовлены из синтетических материалов, а это несовместимо с высокими температурами и вредит здоровью. Нет, вам, конечно, никто не запретит оставаться в купальнике, но смотреть будут с удивлением. Местные к подобным правилам относятся спокойно и давно уже не смущаются ни своей, ни чужой обнаженности. Тело считается естественным, как и процедуры в банном комплексе, а значит, и смущаться здесь нечего. Особо стыдливые могут прикрыться полотенцем. Все остальные особенности русской бани остаются преимущественно традиционными, поэтому можно смело посещать и частные, и общественные бани в европейских городах еще и с целью испытать ностальгию по родной культуре.
Русская баня стала неотъемлемой частью любого европейского банного или СПА-комплекса, и нашла своих ценителей не только среди туристов, но и среди местных жителей. Причем, частные бани в европейских пригородах все чаще стали строить по типу русской бани. И это дает повод для особой национальной гордости: знают и ценят за границей не только русскую водку и матрешек, но и русскую баню. Причем, при строительстве русской бани европейцы обращаются к нам в Россию и за природным материалом, и за техническим обеспечением. Проанализировав рынок российских производителей соответствующего ассортимента, все больше европейских тематических магазинов выбирают продукцию завода «Ермак». С 2019 года печи ERMAK появились в продаже в сети магазинов Литвы — Sauna.lt, а также в Латвии, Эстонии и Германии.
Уже не остается сомнений, что русская традиционная баня будет и дальше покорять европейцев, оздоравливая местное население и радуя наших туристов. А завод «Ермак» расширит географию продаж своих печей для бани, делая качественную продукцию для строительства русской бани все более доступной.
Источник статьи: http://ermak-termo.ru/news_and_posts/posts/novosti/russkie-pechi-dlya-bani-v-evrope/
Бани в Европе
Термам и римским курортам в Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства знаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.
Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. Обнажение тела даже наедине с собой считалось греховным. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод. Нечего и говорить, что баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.
Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира. Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке — все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней. Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Однако крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.
Однако церковь продолжает считать баню греховной. Появляются новые версии причин эпидемий. Одни сводятся к тому, что чума ниспослана как наказание за греховное увлечение, другие же усматривают в водных процедурах вредное влияние на организм и источник недомогания. Первая баня все же была сооружена на Сене в 1234 году. Однако разразившаяся в XIV веке страшная чума, опустошившая европейские города, сняла с повестки дня вопрос о развитии бани. Она была исключена из обихода европейца еще на очень длительный срок — вплоть до начала эпохи Возрождения.
Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим — и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций — оргий и полного отказа от условностей.
Надо сказать, что бани устраивались не только в городах, но и в деревнях. Э.Фукс в своей «Истории нравов в эпоху Ренессанса» приводит следующие данные. В период с 1426 по 1515 год каждая из пяти деревень в окрестностях Ульма имела свою баню. В Цюрихе насчитывалось пять бань, в Шрейере — девять, в самом Ульме — десять, в Базеле — одиннадцать, в Нюрнберге — тринадцать, во Франкфурте-на-Майне — пятнадцать, в Вене — двадцать одна. В эпоху Возрождения в Европе бань появлялось все больше, и они начинали напоминать заведения периода упадка Римской империи. Область предоставляемых «услуг» расширяется, и бани становятся похожими на публичные дома.
В начале XVII века общественные бани повсеместно закрываются из соображений нравственности. Вид обнаженного тела объявляется запретным. Однако уже в 1680 году Парижская мэрия по соображениям гигиены вновь разрешает открыть общественные, бани и на одном из притоков Сены, около Лувье, устанавливается первая плавучая баня, где мылись холодной речной водой.
При этом начинает развиваться бальнеология как область медицины. Пристальный интерес к водным процедурам как средству от многих болезней в середине XIX века ознаменовал начало банного бума. Неконтролируемый рост городов (в первую очередь, их трущобной части) привел к тому, что около 1830 года в Европе разразилась страшная эпидемия холеры, которая докатилась и до России. Передовая в техническом отношении Англия первой забила тревогу. В 1842 году в Ливерпуле и в 1845 году в Лондоне появляются первые общественные бани нового типа, с централизованным водоснабжением и канализацией.
В 1846 году английский парламент принимает так называемый акт сэра Генри Дьюкингфильда, согласно которому начинается массовое строительство подобных сооружений. Индустриализация вводит в историю имена новых героев, в частности имя инженера Уильяма Линдли, который разработал множество технических проектов новых общественных бань не только в Англии, но и в Германии. Английское понятие «комфорт», вошедшее в XX веке во все языки мира, подразумевало в числе многих признаков правильно организованного домашнего быта обязательное присутствие горячей ванны.
С воцарением королевы Виктории Англия — владычица морей — все увереннее становится мировой законодательницей мод, а английские товары отличного качества в больших количествах наводняют мир.
В 1850 году английский журналист Дэвид Уркварт побывал в Испании и Греции, где процветали хамамы, и описал свои впечатления в книге « Геркулесовы столбы ». Он загорелся идеей построить сеть турецких бань в задымленном индустриальном Лондоне. Он даже составил проект, согласно которому 1000 турецких бань в двухмиллионном Лондоне станут мощным орудием в борьбе «с нищетой, невежеством, грязью и безнравственностью». Идея Уркварта приобрела популярность. Кроме того, к этому моменту в Европе как раз установилась мода на все восточное. Один из энтузиастов-сторонников проекта Уркварта, врач Чарльз Бартоломью, под руководством журналиста построил подобие турецкой бани в своем доме и открыл ее для знакомых. Она имела оглушительный успех. Сам Бартоломью и множество других посетителей его бани избавились от мучивших их долгие годы артритов, ревматизма и прочих болезней.
В 1856 году английский бальнеологист Ричард Бартер, вдохновленный книгой Уркварта, построил в Ирландии первую баню наподобие турецкой и назвал этот бальнеологический комплекс «Гидропатический институт святой Анны». Это был усовершенствованный вариант восточной бани, который впоследствии стал известен по всему миру под названием ирландско-турецкой или ирландско-римской бани. В отличие от прототипа, в этом варианте предусматривалась вентиляция горячей комнаты. Кроме того, температура была выше, поэтому возможно было устраивать не только влажную, но и сухую баню. Таким образом, атмосфера в ирландско-турецкой бане считалась более здоровой. Кроме того, здесь не предполагалось архитектурных излишеств. Баня носила строго функциональный характер и повторяла главные элементы восточной бани: последовательность комнат с разной температурой, массаж жесткой варежкой, энергичный массаж после разогрева, контрастные обливания. За всю свою жизнь Бартер успел построить еще десяток аналогичных комплексов.
Подобные бани чуть позже появились во многих городах Германии (Нюдерсдорф, Фридрихшафен, Виттенберг) и завоевали значительную популярность как лечебное и укрепляющее средство. Шведский бальнеологист Карл Курман способствовал открытию двух турецких бань в Стокгольме. А в 1871 году он издал работу «О бане» — один из первых фундаментальных трудов о сущности и происхождении бани, в котором, в частности, Курман отдал должное Уркварту как великому пропагандисту восточных бань на Западе. Еще один из самых ранних примеров общественных банных построек этого периода в Европе — банный центр в Гамбурге, в районе Швайнмаркт.
Гамбург и Берлин в 70-х годах XIX столетия вполне можно было назвать мегаполисами — промышленными, культурными и деловыми центрами усиливающейся Германии. Дело в том, что в то время определяла тенденции мирового развития именно Британия, поэтому неудивительно, что для реализации такого проекта был использован британский опыт. Упоминавшийся выше английский инженер Уильям Линдли разработал не только проект банного центра, но и уникальную по тем временам систему отвода сточных вод. В этом деле Гамбург стал первым городом континентальной Европы, который обзавелся очистными сооружениями (до этого все нечистоты сливались по системе канализации в ближайшую реку).
Чтобы построить здание в районе Швайнмаркт, пришлось также разрабатывать новую систему водоснабжения. Банный центр выглядел наподобие нашей пожарной каланчи. В центре располагалась высокая дымовая труба в виде круглой башни из кирпича. Вокруг нее внизу были построены два кольца сооружений: внутреннее было предназначено для принятия душа, а внешнее — для ванн общественного пользования, раз-деленное на мужскую и женскую половины. Центр открылся для посещения в 1854 году, а к 1867 году число его посетителей составило около 100 000 мужчин и 25 000 женщин.
В это же время набирает силу мода на русскую паровую баню. Впечатления многих путешественников, побывавших в России, создали парилке имидж развлечения для сильных мужчин. В крупных городах Европы — Париже, Берлине — строятся русские бани как экзотические развлекательные заведения. Позднее русская парная наряду с другими разновидностями бальнеологических процедур войдет в качестве обязательного элемента в водно-оздоровительные комплексы. Однако события начала века, отгородившие Россию от Запада, оттеснили в сознании европейцев русскую баню на второй план. С севера Европы на ее место уверенно вступила финская сауна. Не отличаясь по сути ничем от русской бани, сауна за каких-нибудь 15 лет из простого и нехитрого изобретения маленького народа стала повсеместным повальным увлечением. Во второй половине XX века в Европе сауна становится неотъемлемым элементом рекреационных, спортивных, туристических центров, гостиничных комплексов. Кроме того, развивается отрасль производства оборудования саун и отдельных частей для их строительства и монтажа: печей, разборных кабинок и пр.
Источник статьи: http://market-belogo.ru/istoriya-bani/bani-v-evrope.html