Все описание о бань литература

Все описание о бань литература

Строительству плохой бани , я обязан этим книгам… ( Я.)

Сразу должен сказать, что все написанное ниже- это мое личное мнение. Хотите верьте, хотите нет… Я немного знаю русский язык и сознательно в заголовке написал «продажную», а не «продаваемую» литературу. Потому, что книги о которых пойдет речь и в которых описан процесс строительства бани,- как проститутки: секс есть- любви нет.

Сначала хочется позадавать вопросы, ответить на них , и попытаться найти правильный
Вопрос-Ответ:
— Что можно почитать о бане? – Все.
— Узнаю ли я , что-то новое о строительстве бани ?- Узнаете.
— Хватит ли этой информации для строительства?- Хватит.
— Понятно ли описан процесс строительства? – Понятно.
— Нужно ли покупать не одну книгу, а несколько?- Нужно.
— Будет ли «работать» баня , построенная по книгам?- Будет.

И наконец , последний :
— Получу ли я то , что хотел и буду ли я рад этой бане? – Однозначно, НЕТ!

А вот теперь перейдем к книгам. Я здесь расскажу о семи, ( сначала о шести, седьмая- стоит особняком) приобретенных мной книгах в различных магазинах, в течение 3-5 месяцев. Мог бы покупать и больше, но уже не было книг пролистав которую – не понял, бы, что этот текст, слово в слово, уже есть в приобретенных. Как ни рыл, как ни вчитывался – ни одного нового рисунка, ни одной новой схемы.
На этом этапе, процесс закупки был прекращен и перешел к детальному ознакомлению. Ведь хочется набраться ума и знаний , получить ответы на вопросы и применять полезный опыт других для себя…
Начал с авторов. Захотелось узнать, кто же будет меня учить и кому потом можно сказать «спасибо»?
Та-а-а-к… Столкнулся с первой заморочкой. Во всех книгах ( кроме одной) – имеется не автор, а автор-составитель. Т.е. человек, который решил не поделиться СВОИМИ знаниями, а получить деньги за сбор всего и вся, что попадется под руки… Плагиат, милейшие, плагиат. Издатель, он и есть издатель. Чего с него взять. Разве, что посоветовать- гнать от себя подальше таких составителей. Понасоставляли такого , что без слез, не прочитаешь.
Ну, сначала Вас ознакомят с историей возникновения бань начиная с древнейших времен. Узнаете, как парились в Древнем Риме и Египте. Закончат восхвалением русской бани. Ну очень поучительно…
Во всех до единой книге – Вы узнаете, как надо работать топором при обработке заваленного дерева. Как делать соединения в срубе, как обрабатывать древесину. В некоторых, страниц эдак на десять, опишут и ее характеристики.
Рисунки одного и того же мужичка , сидящего верхом на бревне, просто глаза намозолили. Этого доходягу доблестные составители хапнули из книжек 60 годов о строительстве сельского дома. Ну им ,понятно, что дом, что баня…
Далее наткнетесь на рисунки и перечень инструмента , добытого у прадедов в деревнях. Там всякие топроы, чалки, рубанки, веревочки, отвесы. Ну в общем те инструменты, которые Вы можете посмотреть в краеведческом музее. Не надейтесь, характеристик электро лобзиков, бензо пил и лазерных уровней , не найдете – их просто в природе не существует. Так-то…
Далее под копирку списаны характеристики фундаментов. Благо этой литературы навыпускалось… Затем Вы будете капать и заливать.
Затем подробно расскажут о свойствах глины и кирпичей. Ну и так далее и тому подобное…
На оставшихся страницах Вам приведут картинки – планы бань ( опять же под копирку- ну это понятно, ведь с 50 годов проекты не изменились и все до одной бани стоят , как оловянные солдатики – на подбор…).
Обязательно дадут схему утепления и обшивки стен и нарисуют, как делать стропила под крышу , которую они до сих пор покрывают дранкой, шифером и черным железом.
Надо признаться, что в некоторых «творениях» проскакивают фотографии бань под метало черепицей. Но, что это такое и какую выбрать? Это увольте. Сие есть для авторов- тайна великая и недоступная для понимания. Ну, а Вам смертным, это вообще не понять , не осилить и не купить…
Далее нарисуют страшилку, позорно обозвав ее полками для сидения и лежания. Приведут схему-разрез двери в парную ( это уж обязательно).
Поговорят о печках- каменках, железных и кирпичных. Железные будут обязательно срисованы из журнала «Наука и жизнь» за 1990 г ( их там 3-4 штуки).Среди этого «многообразия» очень нравиться печь постоянного действия с наваленными киричами на верхнюю решетку топки и ничем не закрытых сверху. В конце печи в камни засунута труба. Для чего? Если весь дым будет нормально идти из топки через верхнюю решетку-камни в парную? Нормально, да? Это явно для экстрималов. А умным авторам-составителям до фени.
Потом дадут порядную выкладку кирпичной, выполненную при Иване Грозном.
Вскользь упомянут о саунах, рассказав о том, что там влажности меньше, а тепла больше.
Приведут фото старинных электрических финских печек.
Обязательно,это святое, нарисуют 4 схемы вентиляции парной, завершив «стандартным» «финским» вариантом с забором воздуха под полоком… Ну в общем то, что в 90% не работает.
На все про все – ухлопают четвертую часть книги. А далее- песня…
Это в – первую очередь, бассейны, и далее массаж с составлением напитков из лекарственных трав и плодов помидор. На это они потратят не менее 2/3 книги. Читайте, изучайте, какую точку массажировать и чем все это запивать… Усе. Книга кончилась…
Можно начинать стройку и наслаждаться мокрой, холодной и дымящей банькой.
Не обольщайтесь,Вы никогда не узнаете ничего о новых печах каменках, о подключении парогенераторов и электрокаменках ( их просто не существует), о растворах, заменяющих глину , о металлических экранах вместо кирпичной разделки (о понятии «разделка» также авторы не слыхивали), о характеристиках мин.ваты, как подводить воду, какой регистр лучше ( а что это вооще. ) встроенный или навесной , где лучше разместить бак для воды. И гоните от себя мысли , что об этом можно спрашивать.

Читайте также:  Собираюсь идти в баню

Теперь можете посмотреть воочию на творение рук нечеловеческих:


Первая книга, как и положено самая красивая и самая , что ни есть бестолковая. Там о бане страниц-20. Далее великолепный массаж и напитки, которые можно приготовить. Кулинарные книги- отдыхают …
Вторая
была куплена в надежде, что она современная – и возможно ,что-то будет новенькое… Увы просчитался. Новенькое- о ремонте квартиры и коттеджах. А баньку срисовали из книги Петра Первого. Ну, энциклопедия, что с нее взять…

Третья и четвертая – это для учащихся ПТУ с рассказом о технике безопасности при работе с бревнами , инструментом и соединением муфт, труб и прочих железяках. Четвертая книга- супер, эти составлятели в ней уделили описанию бани ровно 12 страниц с 22 по 34. Прогресс!
Ну а третья- это УНИКУМ! Это что-то. В ней НИ ОДНОЙ СТРАНИЦЫ о бане. Ее можно смело озаглавить: » СТРОИМ. и далее перечислять: курятник, дом, останкинскую башню, гараж- т.е. все, где есть стены, пол, крыша и вода.» Разницы в строительстве люди вообще не понимают!

Ну пятая и шестая, в этом ряду писулек, -могут гордиться. Там хоть есть что-то понятное для наших умишек и собрать строение по ним можно. Можно утеплить и хотя-бы не замерзнуть. Более-менее. Причем самая маленькая- самая толковая. Видимо составителю было лень переписывать всякую лабуду, и он постарался сделать выборку более-менее относящуюся к бане, а не к общим рассуждениям. Относительно подробно рассказано о каркасных банях.

А вот на этой книге хотелось бы остановиться более конкретно. Автор- А.М.АНДРЕЕВ. Это книга из серии «Советы Максимыча».

Написал о том, что он делал своими руками у себя на даче, а так же взял все полезное из писем своих читателей. Может быть там не так много о самой бане ( большая часть посвящена созданию садового участка – домику, водоснабжению, теплице, овощехранилищу, экономному фундаменту, теплу и т.п.) Но совершенно точно, что все написанное о бане- во сто крат перекрывает всю информацию , имеющуюся в других книгах, вместе взятых…
Есть схемы и размеры самодельной сварной печи-каменки ФАБ, каменки «Максимка» и расписаны все недостатки других печей….
Схемы и размеры самой бани, устройства подачи воды и многое, многое другое. Особое внимание тому, что делать нельзя и , как устранить уже допущенные ошибки.
Читал с удовольствием. Хотя есть один нюанс. Книга рассчитана на желающих строить самим. Кто просто готов выложить без счета деньги фирме- удовольствия не получит. Но, думаю, что такие олигархи до этого места и не дочитают. Им это по- барабану. Заплатят- рабочие сделают, если плохо- пристрелим или повесим, каждому свое…

Вот об этих книжках, являющихся яркими представителями всего написанного о банях я и хотел рассказать. Теперь вопрос:»Что-же делать, если в них так все по-дурному написано?»
Я могу посоветовать, что сам делал. Каждый «совет» из книг перепроверял с помощью интернета. В нем очень много сайтов с вопросами-ответами. Великолепный сайт парилка.ру.
Нет ни одного момента в строительстве, на который я бы не нашел ответа. Ну и кое-что брал из других сайтов-форумов. Поэтому, кто ищет, тот всегда найдет!
А вот полагаться на волю строителей и их красивых рассказов о качестве, я бы не советывал. Все-равно они без Вашего постоянного участия не смогут построить , именно то, что Вы хотели. Зачем потом переделывать? Вряд ли возможно купить готовую баню, которая удовлетворяла бы всем Вашим запросам.

И в конце с привеликим удовольствием даю ссылочку на сайт моего знакомого по интернету- Анатолия (и с которым надеюсь познакомиться и лично), который в отличие от меня ,успевшего наделать кучу ошибок и затем их исправить , в доступной форме, очень интересно и понятно рассказывает: Как надо строить, при этом избегая ошибок. Просто получилось так, что рассказывать о строительстве каркасной бани мы стали с ним практически одновременно. И если бы ,Анатолий написал бы раньше- вряд ли бы я стал создавать этот сайт.
Ну много- не мало и это не плохо. Читайте, наслаждайтесь и вперёд к строительству!

Учимся дальше.

Источник статьи: http://wiktar.narod.ru/text2.html

Все описание о бань литература

Тема бани и всего что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства.

«Добра та речь, где про баньку да печь».

В частности, тема бани в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием.

Наша банька всё отмоет,

Всё очистит, освежит.

Телу молодость откроет,

Ум и душу вдохновит!

Тема бани в произведениях литературы.

Ценителями бани были великие русские писатели. Современники А.С. Пушкина отмечали, что поэт очень любил русскую баню, а в Сандунах бывал неоднократно. Поэт любил и уважал баню с детства, и куда бы ни заносила его судьба, он стремился ознакомиться с банными обычаями. Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как и Пушкин, был большим поклонником водных процедур, омовений, массажей и бани.

Как Вы думаете, мог ли человек, равнодушный к русской бане, так поэтично описать ее?

Александр Пушкин, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;

Зеленый веник, терпкий банный дух.
Поддать, еще! кричу я с верхней полки,
А в теле — раскаленные иголки,
И, жаркой не выдерживая порки,
Как черт от ладана бежит недуг.

В жизни, мирной или браной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

Русская баня описана и у А.П. Чехова, чей небольшой рассказ «В бане» дает читателю возможность прикоснуться к традициям простого московского люда и к его любопытному поведению. Упоминали о бане В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Бедный, А. Фадеев, Г. Марков, А. Твардовский, В. Солоухин — всех трудно перечислить!

Читайте также:  Какая должна быть ширина отмостки у бани

Описание бани в произведениях литературы — это банное действо, некое языческое волшебство, в конечном счете дающее мир и покой душе, трепетное ощущение каждой клеточки своего тела.

Источник статьи: http://www.finnspa365.eu/page_37/

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

Читайте также:  Комплектующие для постройки бани

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Оцените статью
Про баню