Банник
Служебный дух – обитатель и хранитель бани. Живёт за каменкой или под полком; обычно невидим, а иногда имеет шапку-невидимку. Людям показывается чаще всего в виде старика с радужными (разноцветными) глазами, покрытого листьями от веников и с длинной бородой. Может принимать облик животного – кошки, собаки, зайца и других мохнатых созданий. В народе есть поверье, что Банник первый раз появляется в бане после того, как там побывала роженица.
Банник живёт в бане, моется там и наводит порядок. Он поддерживает хороший пар и греет баню, когда парятся хозяева. Ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он обижается и брызжет кипятком, скидывает камни с каменки, напускает угару. Дружит с Домовым и Дворовым, с домашними кошками (а собак не очень привечает). Днём обычно спит. Для того чтобы его задобрить, приносят в баню соль и хлеб, ставят в праздники угощения
Банник вредит тем, кто плохо следит за баней и оставляет её грязной, кто приходит в неё из-за своей лени поздно, после захода солнца или моется ночью. Тогда он пугает приходящих всякими способами. Очень не любит, когда люди в бане ругаются или кричат. Тех, к кому Банник хорошо относится, он может защитить от демонических существ и недругов. Он охраняет баню, когда хозяева отсутствуют, и участвует в святочных гаданиях девушек. Но если за баней нет должного присмотра, банник стано¬вится злым, сердитым и может совсем уйти от ленивых хозяев к другим.
На Новгородчине есть пословица: «Нет злее банника, да нет его добрее».
При входе в баню мужчина должен переступать порог правой ногой, а женщина – левой. При этом нужно испросить разрешение: «Банный дедушка! Дозволь попариться!». При выходе из бани благодарят Банника словами: «Спасибо тебе, баннушко, на парной банечке». В народе говорят, что если уж что-то случилось, то надо выскакивать из бани и просить: «Домовой! Дворовой! Помогите! Помогите!». Обычно они приходят на выручку человеку, помогают и за¬щищают его от чем-то рассерженного «Банного старосты».
Иногда в бане живёт Шишига – существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без молитвы и оберега или без разрешения, без согласия Банника. Она может принимать облик знакомых людей или родственников и запарить нежеланных гостей до смерти. Может испугать роженицу и подменить оставленного без присмотра ребёнка: такие «подменные» дети не растут, не ходят, не говорят и скоро умирают. Её можно почуять по тихому шуршанию в углах. Может остаться жить в пустой бане, после ухода Банника. Хотя в его присутствии во всём ему подчиняется, и вреда от неё добропорядочным хозяевам нет.
«Кто такой наш баннушко?
Не игрушка, не зверёк.
Ростом – с детский сапожок,
Чёрненький мохнатушко.
То в углу он возится,
То по крыше носится.
То сидит за печкою,
Борода колечками:
«Мойтесь, мойтесь побелей,
Станет жить повеселей.
Я на тех всегда сердит,
Кто ревёт и кто не мыт».
«Где мочалка, бабушка?»,
«А подспрятал баннушко».
«Ну, а где ботинок мой?», –
«Баннушко унёс домой».
(«Баннушко» Т. Смертина)
«Женщина одна рассказывала. Пошла она как-то в баню взять что-то. Подходит к бане, – а она ночью шла то, – и чует, что она горячая вроде. Приоткрыла дверь, а оттуда пар валит, и будто вениками хлещутся. Закрыла она дверь и убежала. А это банный староста сам парился».
«У нас в бане за каменкой банник жил. Его Митькой окаянным звали. Мы перед призывом в армию вытягивали его верёвкой из бани. Сначала его концом верёвки дразнили. Он хайлом как схватит, разозлится, потом как дёрнет верёвку, мы все попадали. А сам он весь из шерсти, лица, рук, ног нет».
(«Былички и бывальщины»)
«Лёнто у нас по вечерам чесали. Ведь дни-то коротенькие осенью. Пришла в баню чесать лён. Чесала-чесала. На полках сидит как белая кошка, глаза сверкают-сверкают такие у ней. Я сказываю: «Кис, кис, кис…». Киска не двигается. Да я бегом это!»
«Вот топила ночью байну (баню). Тогда мужики ездили в 12 часов ночи, поздно. Топила байну, топила-топила…. Ну, потом мужики приехали, пошли в байну мыться: и каменка разрытая, и вода вся вылита. Вот, вот ночью в байну ходить!»
(«Легенды. Предания. Бывальщины»)
Источник статьи: http://proza.ru/2012/05/23/842
Баня в русских сказках
Во многих сказках главным местом действия становится именно русская баня. С ней связывают чистоту и очищение, перерождение. А в одной из сказок баньку топили целых три месяца! В России всегда были строгие уклады, как надо приходить в это место, как положено пользоваться им, каких духов задабривать. Как и нынешние правила посещения финской сауны, эти своды требований были обязательными и выполнялись, чтобы с моющимся не произошло ничего дурного.
Банная нечистая сила
Кстати, водилась тут и нечистая сила – злой дух, которого славяне называли банником. Его представляли себе в роли старика, обычно худого и голого, порой – обросшего, с длинной бородой, покрытой плесенью. Иногда он мог появляться в виде кота. Это не домовой, а скорее брат лешего. С ним надо быть настороже – он и его жена-обдериха, как и их детки, могли запарить человека насмерть. Банный дух возвращался к себе домой после трех смен моющихся, так что в четвертый заход обычно славяне не мылись.
Есть и вполне простая причина, почему люди так боялись духа и соблюдали это правило. Если вы посещаете сауны в СПб, то знаете, что в финской парной сухо, минимальная влажность и очень свежий воздух. В русской же бане мог оставаться чад и дым, многие старались открыть заслонку и подбавить жару, и такой воздух действительно мог стать непригодным для процедур.
Банные процедуры в сказочных сюжетах
Самые популярные мотивы – это:
- Избавления от Бабы-Яги. Она должна была сначала молодца в баньке попарить – после чего герой избавлялся от опасности, идущей от нечисти.
- Очищения и перевоплощения. Большая печка – обязательный элемент, показывающий «переплавку» героя в горниле, изменения его характера и судьбы.
- В баню заманивали героев разных сказок («Двое из ларца», «Притворная болезнь», «Солнце, месяц и ворон»), чтобы, когда тот отвлечется на требующее концентрации действие, попытаться совершить злодеяние. Даже если оно удавалось, то затем добро обязательно побеждало.
Чистота, переделка главного героя, получение защиты и покровительства, но и строгие требования к правилам поведения – все это отчасти сохранилось и в современных ритуалах посещения бани.
Источник статьи: http://batbani.ru/poleznoe-o-baniah/banya-v-russkih-skazkah/
Русские сказки про баню
Сказка про баню, про чертей и солдата Ваню. Автор — Александр Абушенко
Как-то рано, во субботу,
Черти были без работы
И решили прогуляться,
Пошалить да поразмяться.
Вылезли на божий свет,
Краткий сделали совет,
Да ватагой и пошли.
К деревеньке подошли.
А у той деревни, глянь-ка,
Поутру топилась банька.
И народу — никого,
Вот раздолье каково!
Черти сразу осмелели,
Ближе к бане подошли,
Нет на свете дела краше
Чем парная баня наша!
Там полок — под потолок,
Кудри береги браток,
И удобная скамейка
Да дубовая бадейка.
Вот и глиняная кружка –
Верная кваску подружка
И, конечно, есть у нас
Ковш большой да медный таз.
И хоть без водопровода,
Беспокойства нет про воду:
Речка рядом да мосток,
Можешь прыгать без порток.
Дерево от щелока
Много мягче шелка — то!
Топлена по белому,
Вот уж радость телу — то!
На стене, как на параде,
По ранжиру ровно в ряд
Приготовленные с лета
Чинно веники висят,
Да не сор чтоб выметать,
А здоровье укреплять!
Первый веник от ломоты
После длительной работы,
А другой — и от простуды
И сужения сосудов,
Третий веник чистит поры
Да снимает наговоры.
А еще есть, вот уж диво,
Веник даже из крапивы!
Он четвертый, есть и пятый,
И седьмой есть и двадцатый,
Даже есть и двадцать пятый.
Знать их нужно всем, ребята!
Нет тех веников полезней
От устатку и болезней!
Вот душевная отрада,
Все устроено как надо,
Чистота да красота,
Одним словом — лепота !
И тотчас, без проволок
Черти влезли на полок.
Чтоб сомлевши не уснули,
Ковшик в каменку плеснули
Ну, а баня раз без денег,
Каждый взял с собою веник .
Тут пошли и смех и крик,
Черт же тоже ведь мужик!
Как они уж разгулялись
Точно дети разыгрались!
Окунутся в речку,
Снова ковшик в печку!
Видно, не бездельники!
Мигом пролетел часок,
Да закончился квасок,
И пришлось с полока слезть,
Все же нужно знать и честь
Стали черти чистые,
И совсем не гадкие.
Удивительно, но черти
Так похожи на людей,
Просто, видно их замучил
Этот сатана — злодей!
Ты попробуй сам постой
В третью смену с кочергой
В преисподней у горнила,
Вот уж будет жизнь не мила.
Труд не легче, чем у нас,
То же ведь рабочий класс.
Завернулись в полотенцы,
Вышли важные, как немцы!
А в предбаннике стоит,
Стол простой, да как накрыт!
И не в сказке не сказать,
Ни пером не описать .
Сразу видно, в этот год
Не был голоден народ.
Черти, поняв это дело,
Ко столу. Уселись смело,
Ну, а как народ простой,
Быстро стол уж стал пустой.
Вскорости настал и вечер,
В баньке отыскались свечи,
И решили тут чертишки
Перекинуться в картишки.
Черти, ясно, не тужили
Быстро карты разложили.
Эти в прикуп, здесь гора
Крупная пошла игра .
Вовсе даже не на деньги,
А зачем чертякам деньги?
Шла игра на интерес.
А сдавал там старый бес .
Шум, и гам, и дым стоит
Только старый-то молчит
Трубку курит и не пьет,
И вальтом, — тузов всех бьет!
Знает, что пока тут пир,
Можно выиграть весь мир.
Всех обставив игроков,
Но — до первых петухов.
Тут, на счастье, мимо бани,
Шел солдат служивый Ваня.
И, конечно же, не мог,
Не зайти на огонек.
Он вошел, перекрестился,
Да чертям не удивился,
Потому, что в те поры,
Было их как мошкары.
Огляделся наш Иван
В руки взял свой барабан,
Знал солдат, что для чертей,
Нету музыки страшней !
Черти тут же напугались
Да и мигом разбежались.
Кто под печку, кто куда,
И исчезли, как всегда
По-английски, не прощаясь,
Вроде даже навсегда,
Хоть сомнения нас точат
И смущают иногда.
Вот Иванушка разделся,
Принял баньку, отогрелся
Чай попил, да стал решать
Ждать хозяев, аль не ждать.
Да потом решил не ждать,
Вдруг придется объяснять.
Сгоряча, без разговоров
И по шее могут дать!
Любят все свое добро,
Не проходит зря добро.
Встал солдат, перекрестился
Да обратно в путь пустился,
Барабан свой не забыв,
И картишки прихватив
( потому, как те картинки –
Были для Руси в новинку )
Но не знал солдат, спроста,
Что колода не проста!
И к кому она приходит,
Тот всегда и верховодит.
Был Ивашка наш рассеян,
И случайно их посеял.
Верьте мне или не верьте,
Где? Не скажут даже черти.
Говорят у нас в народе,
Во саду ли, в огороде,
То ли правда, то ли ложь:
Что посеешь — то и жнешь.
К сожалению, от этих
Старых и забытых дел
И пошел у нас твориться
Передел да беспредел.
То тут правят иностранцы,
То припрутся самозванцы,
Ну, а вовсе не с руки,
Коль свои же, — дураки!
Все они не знают средства,
Раздербанить как наследство,
Драка уж который год,
Виноват — простой народ!
Ну а в чем он виноват ?
Только в том, что простоват !
Ирина, не скажу — отлично, но неплохо! Где-то перекликается со «Сказкой про Федота-стрельца» Леонида Филатова. Спасибо! По народным поверьям, в бане всегда водилась нечистая сила, поэтому нам мимо этой темы проходить нельзя.
Анатолий , не думаю, что это произведение на что-то претендует.
Так или иначе.
На четвертый пар точно уже не пойду!
СПАСИБО Елене.
Ирина! Но ведь всё в тему.
Ох, уж эти черти. не к вечеру будут помянуты.
Чем позже в баню, тем страшнее
Да уж! Чем позже. тем.
Самое надежное — ходить в баню при дневном свете.
Уяснила для себя.
И взяла за табу.
Ну, хотя бы до полуночи.
Хотя. Это — совсем крайний случай.
Это точно — при дневном свете и при открытой двери:
А ещё лучше — вообще не заходить в баню:
Или зайти и тут же выйти:
Главное, чтобы не страшно.
Хотела посоветовать Ирине за компанию идти в баню вместе с ув.Fakel , чтобы был рядом защитник от нечисти сказочной и настоящей, но во время заглянула за аватар ув.Fakel и обнаружила , что это, как «Гусарской балладе» : «девка» , как говорил исполнитель роли Кутузова Игорь Ильинский ( извините , ув. Елена, за такое отступление). Конечно, поход в баню в такой компании нужно совершать днём, чтобы при случае, отбиваться совместно шайками с кипятком от разных «чертей».
Милые Девочки! Спасибо за стихотворение по теме , поднятой нашим Анатолием ( скоро загляну в баньку к нему), и интересными новыми картинками, особенно понравилась чудесная последняя. Всего доброго! С лёгким паром. До встречи, Дейзи.
Елена!
СПАСИБО за участие и картинки замечательные! Впрочем, как всегда.
Маргарита! Добрый день!
С картинками в банной теме — полный порядок!
Главное правило: чем больше и ярче — тем лучше!
Загляните — не пожалеете!
Особенно у Анатолия! У него баня — настоящий «храм»!
Если не «храм», то — музей!
Там уже столько всего.
Добрый день, Ирина!
Об альбомах Анатолия по банной теме я знаю, даже оставляла комментарии, уж, больно интересная раскрытая со всех сторон тема ! А к Вам заглянула просмотреть и ещё хотела оставить отзыв на альбом по бане , в котором Вы представили несколько панно из пластилина. Сейчас сколько не искала — не нашла, не иначе «банные домушники и домовые» утянули.
До встречи в бане !
Маргарита! Добрый день!
С картинками в банной теме — полный порядок!
Главное правило: чем больше и ярче — тем лучше!
Загляните — не пожалеете!
Особенно у Анатолия! У него баня — настоящий «храм»!
Если не «храм», то — музей!
Там уже столько всего.
Источник статьи: http://tunnel.ru/post-skazka-pro-banyu-pro-chertejj-i-soldata-vanyu-avtor-aleksandr